Литва, Латвия, Эстония, Финляндия, Чехия, Словакия и Болгария на 100 % зависят от российского газа. Турция, Словения, Греция — на 50 %, Италия — на 38 %.
Европейский Энергетический союз
В апреле 2014 года в ЕС озвучили идею создания Энергетического союза, который мог бы способствовать снижению зависимости Европы от российского газа. В феврале 2015 года Еврокомиссия (ЕК) представила на рассмотрение план создания нового органа.
До сих пор страны Евросоюза в индивидуальном порядке договариваются с «Газпромом» о поставках газа. Этот процесс выглядит следующим образом: сначала заключается межправительственное соглашение, а затем подписывается конфиденциальный коммерческий контракт. Разработчики Энергетического союза настаивают на обеспечении прозрачности коммерческих контрактов на поставку газа, при этом сохранив конфиденциальность информации. Это означает, что если сейчас ЕК проверяет газовые соглашения постфактум, то в дальнейшем она будет получать информацию на самом раннем этапе переговоров. И, следовательно, получит возможность добиваться соответствия договоренностей внутренним правилам Евросоюза. В этом случае аудиту будут подвергаться не только межправительственные соглашения, но и коммерческие контракты. Более того, ЕК предполагает внедрять стандартизированные документы на газовые поставки.
Задумано это для того чтобы Еврокомиссия из наблюдателя сначала могла бы стать активным участником переговорного процесса, а затем уже и сама бы определяла условия соглашений. Разработчики плана говорят о том, что в 2016 году Еврокомиссия должна инициировать конкретные изменения в правилах, регулирующих заключение межправительственных соглашений.
Кризисная ситуация
ЕК выразила готовность рассматривать варианты коллективных газовых закупок во времена кризисных ситуаций (считаются, например, военные действия на территории Украины, через которую осуществляются поставки российского газа в страны Европы).
На Энергетический союз возлагаются надежды, связанные с диверсификацией источников газовых поставок. Евросоюз намерен развивать связи с Азербайджаном, Туркменией, Алжиром, ближневосточными и африканскими государствами, а также с Норвегией. Европейцы рассчитывают на возобновление поставок иранского газа, который они могут начать закупать после снятия санкций с Тегерана.
Ожидается, что новый орган будет выступать за активное использование технологии производства сжиженного природного газа.
Новые принципы Евросоюза
В этой связи были сформулированы принципы, на которых, как ожидается, будет базироваться общеевропейский Энергетический союз. Например, помимо создания единого механизма для заключения прозрачных газовых контрактов, на которые не будут влиять внерыночные факторы, участникам союза должна быть гарантирована поддержка в случае возникновения экстренных ситуаций.
Евросоюз, по мнению ряда его представителей, должен помочь создать такие газотранспортные системы, которые дали бы возможность получать газ от других поставщиков. Причем доля ЕС в расходах на строительство соответствующих объектов должна составить 75 %.
Также планируется выработать единый для всех подход в вопросе газовых соглашений, а затем передать право заключать такие соглашения ЕК. Со своей стороны власти ЕС намереваются поддерживать развитие инфраструктуры и в полной мере использовать альтернативное энергетическое сырье. Рассматриваются предложения о том, что Энергетический союз должен диверсифицировать поставки энергоносителей за счет газа из США и Австралии.
Разногласия не нарушают единство Европы
Идея создания Энергетического союза была воспринята неоднозначно в ряде европейских стран. Германия, например, покупает наш газ еще с советских времен. В этой связи сегодня далеко не всем представителям этой страны нравится требование согласовывать свои переговорные позиции с чиновниками из Евросоюза.
В феврале 2015 года Россия и Венгрия договорились о льготных условиях поставок российского газа, поэтому Будапешт не заинтересован в жесткой европейской дисциплине.
Тем не менее в марте 2015 года на саммите Евросоюза лидеры 28 европейских государств приняли план создания Энергетического союза, где коммерческая информация относительно газовых контрактов считается закрытой. На сохранении коммерческой тайны настаивали Финляндия, которая на 100 % зависит от поставок российского газа, Германия, которая использует 28 % газа, поставляемого из РФ, и Нидерланды — 6 %. Такое решение означает, что страны Евросоюза не смогут обнародовать документы, но получат возможность влиять на их содержание.
По мнению отраслевых экспертов, пока неясно, сможет ли Еврокомиссия настаивать на изменении существующих контрактов. Или речь пойдет только о новых соглашениях. Кроме того, ЕК, скорее всего, будет настаивать на сокращении сроков действия соглашений, а также на отмене разного рода ограничений (например, запрет реэкспорта).
Претензии к «Газпрому»
Спустя месяц после принятия плана Энергетического союза, то есть в апреле 2015 года, Еврокомиссия передала «Газпрому» перечень претензий относительно нарушения российской компанией законодательства ЕС в сфере конкуренции на рынках газа Центральной и Восточной Европы. Эти претензии касаются ограничений относительно условий трансграничных поставок газа, установления несправедливых цен на газ и влияния на операторов газотранспортных инфраструктур. Расследование ведется ЕК в Литве, Латвии, Эстонии, Польше, Чехии, Словакии, Венгрии и Болгарии. По мнению экспертов, общая сумма штрафа может составлять € 93 миллиарда. В Еврокомиссии пока не знают, как будут урегулированы претензии к «Газпрому».
Надежный поставщик газа
Руководство «Газпрома» заявило, что компания намерена и дальше оставаться надежным поставщиком газа в Европу. Экспортер готов работать по любым принятым властями ЕС правилам, в том числе и по модели Энергетического союза, при этом отмечается, что доля российского газа на европейском рынке будет расти, как и цена на него.
«Газпром» планирует увеличить свою долю на рынке Евросоюза по итогам 2015 года. Сейчас госкомпания, согласно своим данным, занимает 30 % европейского рынка. Доля к 2020 году может возрасти до 35 %. Рост импорта российского газа ожидается в связи с падением собственной добычи в странах Европы. Прогнозируется, что в течение ближайших 15 лет фактор падения добычи будет главенствующим.
Ожидается, что поставки отечественного газа в Китай сильно изменят структуру мирового рынка нефти и газа, однако «Газпром» готов удовлетворить растущие потребности Европы в газе. Если поставки на Запад сейчас находятся в процессе обсуждения из‑за разногласий, возникших со стороны ряда европейских стран, то по восточному направлению уже началось строительство газопровода «Сила Сибири» (причем как в России, так и в Китае). «Газпром» уже поставляет газ, добываемый на проекте «Сахалин-2», в страны Азии.
Переориентация проектов
В условиях принятого решения о создании Энергетического союза Россия вынуждена рассматривать новый вариант поставок углеводородного сырья в Европу.
Так, в начале декабря 2014 года «Газпром» и турецкая компания Botas заключили меморандум о взаимопонимании по строительству газопровода «Турецкий поток» по дну Черного моря из России в Турцию, а далее — до границы с Грецией, где может быть создан газовый хаб для потребителей в Южной Европе. При этом технические вопросы пока не урегулированы.
Для реализации этого проекта на территории России планируется использовать ранее построенную инфраструктуру для газопровода «Южный поток» (мощность 63 млрд куб. м газа в год). Его строительство началось в декабре 2012 года, по плану должно было закончиться в 2015 году. Однако в апреле 2014 года Европейский парламент принял резолюцию, в которой рекомендовал отказаться от строительства газопровода. В декабре 2014 года со стороны России последовало заявление о том, что «Газпром» не может продолжать реализацию «Южного потока» из‑за неконструктивной позиции Евросоюза.
«Турецкий поток» в деталях
Мощность «Турецкого потока» должна составить 63 млрд куб. м газа в год. Газопровод протяженностью 1,1 тыс. км будет состоять из четырех ниток. Предполагается, что проект позволит диверсифицировать поставки российского природного газа в Европу и снизить зависимость поставщиков и покупателей от стран-транзитеров, в частности от Украины.
«Газпром» намерен начать строительство газопровода сразу после получения всех необходимых разрешений. Греция и Россия находятся на «финишной прямой» в переговорах по «Турецкому потоку». В этой связи в компании считают, что страны Евросоюза должны построить мощности по приему поставляемого газа до конца 2019 года. Но европейцы на сегодня к строительству инфраструктуры на Балканах не приступили, потому что они не верят в то, что планы «Газпрома» станут реальностью.
К 2019 году Россия намерена полностью прекратить использование украинского транзитного маршрута. Если приемные мощности не будут созданы к необходимому времени, то у стран Евросоюза появится серьезная проблема. В случае отсутствия возможности вести поставки в ЕС по «Турецкому потоку» «Газпром» может перенаправить газ на азиатский рынок. В этом случае поставки российского газа в Европу могут быть остановлены. Это самый пессимистичный вариант развития событий, в реализацию которого поверить пока трудно.
Маршруты в обход Украины
Из-за военных действий на Украине, по территории которой проходит газопровод из России в Европу, сохраняются проблемы с поставками российского газа в другие страны. Трудности с этим регионом начались еще раньше, когда Украина занималась несанкционированным отбором газа, предназначенным для европейцев.
Для поставок газа в Европу помимо «Турецкого потока» есть и другие маршруты в обход Украины. Во-первых, «Северный поток» (мощность до 55 млрд куб. м в год), идущий по дну Балтийского моря в Германию. Во-вторых, газопровод «Ямал — Западная Европа» (мощность до 33 млрд куб. м в год), проложенный через территории Белоруссии и Польши. Есть еще принадлежащая «Газпрому» система «Белтрансгаз», через которую частично снабжаются Польша и Литва.
Политические проблемы
Пытаясь пересмотреть вопросы о поставках российского газа, Евросоюз столкнулся с проблемами, которые возникли в его собственных рядах. Речь идет о Греции и Венгрии, а также о кандидатах в члены ЕС Сербии и Македонии.
Сербия начала переговоры в январе прошлого года о вхождении в состав ЕС. При этом страна поддерживала проект «Южный поток», несмотря на то что Европейский парламент рекомендовал отказаться от строительства газопровода. Сербия была разочарована тем, что он не воплотился в жизнь, и заявила о своем желании принять участие в проекте «Турецкий поток».
В более сложном положении оказалась Македония. Против переговоров с ней выступает Греция, настаивающая на изменении названия этой страны, потому что северная часть Греции также называется Македонией.
Несмотря на возникшие разногласия при обсуждении реализации проекта «Турецкий поток», руководство Министерства энергетики РФ не исключает возможности того, что маршрут может пройти через территорию Греции, Македонии, Сербии и Венгрии.
Умение договариваться с партнерами
В апреле 2015 года в Будапеште состоялась встреча глав министерств иностранных дел Греции, Сербии, Македонии, Венгрии и Турции. В присутствии наблюдателя от ЕК была подписана декларация об энергетическом сотрудничестве, которая, в частности, касается транспортировки природного газа из Турции в страны Европы. Участники договорились проводить такие мероприятия регулярно и создать экспертную рабочую группу для обсуждения вариантов сотрудничества в инфраструктурных энергетических проектах в регионе. Напрямую «Турецкий поток» в этом документе не был упомянут, но он подразумевался.
Несмотря на политические сложности, которые возникают в ряде европейских стран, Россия уже договаривается со своими партнерами в Европе по отдельности. В апреле 2015 года на встрече руководителя «Газпрома» Алексея Миллера и премьер-министра Греции Алексиса Ципраса в Афинах была достигнута договоренность о том, что строительство газотранспортных мощностей на территории Греции в рамках «Турецкого потока» может быть осуществлено российско-европейским консорциумом.
Стоимость прокладки греческого участка оценивается в € 2 миллиарда. В ходе встречи было особо подчеркнуто, что проект будет реализован в полном соответствии с европейским законодательством.
Азербайджанский газ
В Европе приступили к реализации проектов, конкурирующих с российским газом. В марте 2015 года в турецкой провинции Карс состоялась торжественная церемония закладки газопровода TANAP. Предварительные договоренности с европейскими потребителями о покупке газа в рамках проекта существуют на ближайшие 25 лет на сумму $ 200 миллиардов.
Поставки азербайджанского газа по TANAP на первом этапе должны составить 16 млрд куб. м в год, из них 10 млрд куб. м предназначены для Европы, а 6 млрд куб. м — для Турции. В дальнейшем возможно увеличение мощности трубы до 31 млрд кубометров. Ввод газопровода в эксплуатацию намечен на середину 2018 года.
Сейчас на рынке возрастает потребность в газе, поэтому TANAP и «Турецкий поток» не станут конкурентами, считают аналитики. Напротив, для энергетической стабильности и безопасности Турции каждый из них будет играть важную роль.
Зависимость страны от импорта природного газа весьма велика — 98 %, в связи с этим для нее очень важно иметь разные источники импорта. Газ, который будет поступать в Турцию из Азербайджана, с точки зрения энергетической безопасности страны очень важен. Топливо будет транспортироваться в Европу, что также повышает значимость Турции. Подчеркивается, что этот проект не является конкурентом «Турецкому потоку», а лишь пришел на замену проекту Nabucco.
Воспоминания о Nabucco
Подразумевалось, что газопровод Nabucco протяженностью 3,3 тыс. км должен был поставлять газ в Европу в 2018 году из Средней Азии и стран Ближне‑го Востока в обход России. Подготовка проекта велась с 2002 года. Первоначально строительство планировалось начать в 2011 году, а завершить к 2014 году, однако старт несколько раз откладывался из‑за проблем с возможными поставщиками газа. В конце 2011 года сообщено, что сроки запуска проекта сдвинулись к 2018 году. В июне 2013 года объявлено, что Nabucco закрыт, приоритетным проектом теперь является «Трансадриатический газопровод», а транспортировка газа с месторождения Шах-Дениз из Азербайджана вообще находится под вопросом.
«Трансадриатический газопровод» создается для транспортировки природного газа из стран Прикаспия и Ближнего Востока в Западную Европу. Маршрут протяжённостью 520 км должен проходить через Грецию, Албанию, по Адриатическому морю и завершиться в Италии.
Влияние на экспорт российского газа
В свете напряженных отношений ЕС и России заинтересованность Европы в диверсификации поставок газа велика как никогда. Иран, имеющий огромные разведанные запасы, был готов приступить к поставкам топлива на европейский континент по газопроводу Nabucco.
Снятие санкций с Тегерана может создать для российского газового экспорта еще одну проблему, связанную с возможным падением нефтяных цен в условиях появления на рынке дополнительных объемов иранской нефти, что может нанести удар по газодобывающей отрасли, а, соответственно, и по бюджету нашей страны?
Есть ли альтернатива?
Теоретически Европа может получить газ из других стран кроме России, но сделать это не так просто — потребуется много времени и денег. В ближайшей перспективе этого не может произойти, потому что газовые контракты имеют долгосрочный характер, практически весь объем экспортируемого газа поставляется по ним. Ситуация может кардинально измениться не только в случае появления новых масштабных источников газа, но и при условии, что будет обеспечена его транспортировка, другими словами, будет построен газопровод. Но пока это вызывает сомнения, судя по неудавшейся попытке построить Nabucco, которая длилась 11 лет.
Наибольшую перспективу некоторые эксперты видят в поставках газа из США в Европу. Но это не экономическое решение, а политическое, так как реальных больших объемов ждать не стоит.
В США есть достаточно большой объем газа, который теоретически можно было бы экспортировать, но в этой стране в достаточной мере не создана инфраструктура, необходимая для транспортировки СПГ, а это единственная возможность доставить газ по морю в Европу. Кроме затрат времени на строительство терминалов, постройку танкеров необходимо изыскать значительные финансовые ресурсы.
В Европе такие терминалы имеются только в немногих странах. Например, в Германии их нет, но они построены в Бельгии и Нидерландах. При этом даже для немецкой экономики полный переход на сжиженный газ может оказаться неоправданно дорогим, не говоря уже о других странах.
Без российского газа не обойтись
Наиболее зависимыми от поставок российского газа являются страны Восточной Европы. Ее Центральная часть и Западная ориентируются на другие источники.
Другими словами, Европа не полностью зависит от углеводородов из России. Газ в страны ЕС поступает еще из Северной Африки, например в Испанию и Португалию. В этой части света также имеются и собственные активно эксплуатируемые газовые месторождения. Достаточно крупными экспортерами жидких углеводородов являются Нидерланды и Норвегия. Именно у Норвегии в основном покупают газ такие страны, как Великобритания, Ирландия, Швеция. Кроме того, доля норвежского и нидерландского газа в последнее время существенно возрастает в Германии.
Эксперты рассчитали, насколько быстро европейские страны смогут преодолеть последствия в случае исчезновения российского газа с европейского рынка. С учетом того, что уровень добычи этого вида топлива в Норвегии, Нидерландах, Румынии и Северной Африке останется на прежнем уровне, то собственными усилиями европейцы смогут компенсировать лишь 40 % российского газа. Расчет показывает, что в этом случае Европа столкнется с огромной энергетической проблемой, которая перенесется в сферу экономики. Причину этого аналитики видят в отсутствии газопроводов. Их строительство связано с масштабными инвестициями, которые окупаются не сразу, а со временем. Убыток же от простоя газопроводов весьма велик. А создать новые газовые пути для циркуляции газа на примере Nabucco странам ЕС оказалось не под силу, даже с учетом хорошо развитых технологий строительства.