«Она транспортирует нефть!»
Примечательно, что в июне на сайте оператора магистральных нефтепроводов России был опубликован красочный отчет о работе компании в 2020 году. Дизайн итогового бюллетеня, носящего название «Авангард в деталях», выполнен в авангардистском стиле. Наряду со статистическими данными, рассказом о положении в отрасли, результатах деятельности, стратегии развития, финансовом состоянии, устойчивом развитии и корпоративном управлении в нем можно найти краткие сведения об основных направлениях авангардной живописи — супрематизме, органической концепции, кубизме, футуризме, линиизме, лучизме, конструктивизме, абстракционизме, — и даже стихи о «Транснефти».
ПАО «Транснефть» на земле — есть!
Она транспортирует нефть!
Добытого золота черного клич
расходится в мире все шире —
процент транспортируемой от всех добыч —
восемьдесят два и четыре!
Действительно, госкомпания, являясь крупнейшей в мире по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортирует 82,4% добываемого в стране «черного золота», 30% — произведенных в России светлых нефтепродуктов, эксплуатирует 67 тыс. км магистральных трубопроводов, 500 перекачивающих станций, 24 млн куб. м резервуарных емкостей.
Как отметил в своем обращении председатель правления «Транснефти» Николай Токарев, «сокращение объемов транспортировки нефти в 2020 году составило 8,8% по сравнению с 2019 годом, хотя транспортировка нефтепродуктов осталась на уровне 2019 года».
По данным «ЦДУ ТЭК», по итогам 2020 года добыча нефтяного сырья в нашей стране составила 512,8 млн тонн. На экспорт поставлено 232,4 млн т, на переработку — 274,9 млн тонн. Доля группы «Транснефть» в транспортировке российской нефти составила 82,4% от общего объема добычи.
В 2019 году доля госкомпании в поставляемой нефти была выше — 83,1%, при этом общая добыча по РФ в тот период достигла 560,3 млн тонн.
В 2020 году НПЗ Российской Федерации произвели 126,9 млн т светлых нефтепродуктов (дизельное топливо, автомобильный бензин, авиационное топливо), в том числе на нефтеперерабатывающих заводах, подключенных к системе магистральных нефтепродуктопроводов — 99,3 млн тонн. Из них транспортировка нефтепродуктов по системе «Транснефти» составила 37,7 млн тонн. Доля компании в транспортировке светлых нефтепродуктов, производимых на НПЗ Российской Федерации, составила около 30%. При этом поставка по трубопроводам светлых нефтепродуктов на внутренний рынок в 2020 году составила 12,3%. Доля в транспортировке дизельного топлива на внутренний рынок от подключенных к системе «Транснефти» НПЗ — 22,8%. Доля компании на рынке транспортировки светлых нефтепродуктов на экспорт в 2020 году составила 57,1%, а экспорт дизельного топлива от подключенных к системе магистральных нефтепродуктопроводов НПЗ — 80,6%.
Согласно стратегии
В бизнес-модели госкомпании прописано, что основой развития и модернизации системы магистральных трубопроводов являются применение передовых технологий, которые обеспечивают высокий уровень надежности, промышленной и экологической безопасности, а также оптимальный уровень затрат как для самой транспортной монополии, так и для потребителей ее услуг. Согласно стратегии, основные усилия «Транснефти» направлены на планомерное развитие системы магистральных трубопроводов, обеспечение приема и транспортировки неф-тепродуктов от вновь подключаемых НПЗ, снижение аварийности на магистральных трубопроводах и полное исключение сброса недостаточно очищенных сточных вод. Компания ориентирована на новаторство и экспериментальный подход. В рамках программы технического перевооружения и реконструкции в 2020 году сотрудниками «Транснефти» заменены 890 км магистральных трубопроводов, построены и реконструированы 75 резервуаров, выполнена реконструкция и замена различного оборудования на десятках объектов. В минувшем году «Транснефть», как подчеркнул глава компании Николай Токарев, продолжилась реализация перспективных проектов в области диверсификации производственной деятельности, создания и развития отраслевых технологий и производств. Доля иностранного оборудования сократилась до 3,6%, доля иностранных товаров на сегодняшний день в общем объеме закупок не превышает 7,7%. Созданы и работают 11 собственных крупных предприятий. Компания выполнила целевые показатели программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусматривающей снижение удельного потребления электроэнергии (это 85% потребления энергоресурсов) — в ежегодном целевом размере на 0,5%. Являясь одним из крупнейших плательщиков в бюджеты всех уровней РФ, «Транснефть» в 2020 году перечислила налоговых платежей в пользу государства на сумму 82,5 млрд рублей.
Конкуренты не поджимают
«Транснефть» обладает конкурентным преимуществом по транспортировке нефти и нефтепродуктов перед представителями других транспортных секторов.
Тем не менее в «Транснефти» понимают, что, например, тот же железнодорожный транспорт также может обеспечивать поставки нефти и нефтепродуктов на дальние расстояния, имеет более разветвленную сеть железных дорог по сравнению с системой магистральных нефтепродуктопроводов, способен транспортировать практически неограниченную номенклатуру нефтепродуктов с учетом специфики переработки на НПЗ, занимая при этом 63% внутрироссийского рынка перевозок светлых нефтепродуктов. Автомобильный транспорт обеспечивает перевозки «от двери до двери» — от НПЗ и нефтебаз до локальных потребителей.
Как отмечено в отчете, такими «козырями» для госкомпании являются:
- монопольное положение на рынке трубопроводного транспорта нефти;
- низкие удельные операционные затраты по сравнению с железнодорожным и водным транспортом;
- короткие сроки поставки нефти и нефтепродуктов, не зависящие от скорости их «физического» перемещения по системе магистральных трубопроводов;
- возможность хранения нефтепродуктов и создания резервов;
- высокий уровень защиты от неблагоприятных метеоусловий.
Среди рисков, о вероятности которых говорят в «Транснефти», можно выделить: возникновение негативных последствий из-за эпидемиологической обстановки; государственное регулирование тарифов на транспортировку нефти и нефтепродуктов; обеспечение показателей содержания серы в нефти, перекачиваемой по системе «Транснефть», в пределах установленных cхемой нормальных грузопотоков; сокращение затрат при строительстве и эксплуатации трубопроводов; снижение объемов приобретения импортной продукции. Существуют также фискальные риски, связанные с отключением внешнего электроснабжения объектов «Транснефти»; установлением новых или изменением действующих технических норм, способных оказать влияние на технологические процессы (проектирование, строительство и эксплуатацию магистрального трубопровода), включая экологические требования и требования промышленной безопасности; отклонением показателей качества нефти (характеристик нефтепродуктов) от установленных нормативов; международными санкциями.
Ресурсы и производственные показатели
На сегодняшний день численность сотрудников группы «Транснефть» составляет 123,3 тыс. человек. Собственный капитал компании по результатам 2020 года достиг 2 222,7 млрд руб., что больше на 53,8 млрд руб., чем в 2019 году.
Протяженность магистральных трубопроводов уменьшилась на 0,3 тыс. км и составила 67,2 тыс. километра. На 0,4 млн куб. м был увеличен объем резервуарных емкостей, выросший по итогам минувшего года до 24,6 млн кубометров. «Транснефть» эксплуатирует 511 перекачивающих станций. Объем финансирования компанией инновационных проектов, включая НИОКР — 10,3 млрд руб.; это больше, чем годом ранее на 0,55 млрд рублей.
В 2020 году госмонополия также выделила 2,2 млрд руб. на операционные расходы, связанные с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19. Затраты по охране природы составили 2,0 млрд руб., а инвестиции в охрану окружающей среды — 1,1 млрд руб., что оказалось меньше, чем в 2019 году соответственно на 0,04 млрд руб. и 2,1 млрд рублей.
В 2020 году доля закупаемого импортного оборудования в стоимостном выражении от всего объема закупок оборудования была на уровне 3,6%. Для сравнения, в 2019-м она составляла 4,2%, в 2018-м — 6%. В 2021 году ожидается 4%.
В результате существенного снижения мирового спроса на нефть выручка компании снизилась до 962 млрд руб. с 1 064 млрд руб. в 2019 году. EBITDA без учета операций по купле-продаже сырой нефти по договорам с «Роснефтью» и Китайской национальной объединенной компанией снизилась до 443 млрд руб. с 486 млрд руб. в 2019 году.
В то же время выросла на 6,6 млрд руб. выплата дивидендов акционерам, составившая по итогам года 84,2 млрд рублей.
Удельные операционные расходы по транспортировке нефти в сопоставимых ценах (показатели 2019 года инфлированы к 2020 году) увеличились до 22,55 руб./100 т·км с 20,85 руб./100 т·км в 2019 году. Удельные операционные расходы по транспортировке нефтепродуктов в сопоставимых ценах (показатели 2019 года инфлированы к 2020 году) увеличились до 738,14 руб. на тонну с 710,22 руб. на тонну в 2019 году.
Как отмечено в отчете «Транснефти», в 2020 году общий прием нефти в систему магистральных нефтепроводов компании составил 441,8 млн т, что на 8,9% ниже уровня 2019 года и на 8% ниже уровня 2018 года. Прием нефти от российских производителей в 2020 году снизился к уровню 2019 года на 9,3% и составил 422,4 млн тонн. Прием нефти в систему из Казахстана относительно 2019 года увеличился на 0,9% и составил 16,5 млн т, что ниже уровня 2018 года на 1,6%. Прием нефти из Азербайджана за 2020 год снизился на 29,1% к уровню 2019 года и составил 0,6 млн тонн.В 2020 году «Транснефть» обеспечила сдачу нефти в пунктах назначения в количестве 442,2 млн тонн. Снижение к уровню 2019 года — на 8,8% и к уровню 2018 года — на 7,8%. Экспорт в Дальнее и Ближнее зарубежье в 2020 году снизился на 12,7% относительно 2019 года и на 9,6% относительно 2018 года. Сдача нефти на нефтеперерабатывающие заводы России составила 233,7 млн т, снижение по сравнению с 2019 годом — 5%, с 2018 годом — 6,3%.
В 2020 году сотрудники госмонополии вели работу над ключевыми проектами:
- реконструкцией магистральных нефтепроводов для транспортировки нефти на НПЗ Краснодарского края с подключением Афипского НПЗ к магистральному нефтепроводу «Нововеличковская — Краснодар» (завершение реконструкции планируется в 2021 году);
- развитием корпоративной сети передачи данных для построения единой информационной системы группы «Транснефть».
В рамках программы технического перевооружения и реконструкции объектов магистральных трубопроводов «Транснефтью» в 2020 году было заменено 888 км линейной части; построено и реконструировано 75 резервуаров; произведена реконструкция 22 систем автоматики перекачивающих станций; введены в эксплуатацию 33 СИКН (система измерений количества и параметров нефти и нефтепродуктов); осуществлена замена 561 задвижки, 103 насосов и 77 электродвигателей; реконструированы 34 объекта инженерно-технических средств охраны и 3 объекта очистных сооружений.
Мероприятия в области ESG и охраны окружающей среды
«Транснефть» уделяет серьезное внимание снижению ESG рисков и улучшению раскрытия информации в области устойчивого развития.В 2020 году были завершены мероприятия, позволившие полностью исключить сброс загрязнённых сточных вод на объектах компании. Проводилась работа по оказанию технической помощи сторонним организациям при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефтепродуктов (ликвидация разлива нефтепродуктов на р. Амбарная в Норильске, оказание технической помощи Горьковской железной дороге при ликвидации последствий крушения состава с нефтепродуктами во Владимирской области). При этом на объектах организаций системы «Транснефть» в 2020 году инцидентов, повлекших существенный ущерб окружающей среде или гибель людей, не зарегистрировано.
Как отмечено в отчете, компания своим высшим приоритетом определяет охрану окружающей среды и обеспечение высокого уровня экологической безопасности производственных объектов.
С целью реализации политики и в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 14 001 в группе «Транснефть» разработана, внедрена и постоянно совершенствуется система экологического менеджмента (СЭМ). В 2020 году было проведено 27 аудитов СЭМ на соответствие требованиям международного стандарта ISO 14 001:2015, которые признали, что система компании отвечает требованиям стандарта. На всех производственных объектах сформирована эффективная система производственного экологического контроля за состоянием атмосферного воздуха, водных и земельных ресурсов. Ее обеспечивают 53 аккредитованные Росаккредитацией эколого-аналитические лаборатории, которые укомплектованы современным аналитическим оборудованием. Эколого-аналитический контроль ведется в соответствии с графиками, согласованными с контролирующими органами. В 2020 году было сделано более 720 тыс. анализов состояния окружающей среды, из которых 653 тыс. анализов проведено собственными лабораториями. По результатам проведенных анализов превышений установленных нормативов не выявлено.
Удельные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в 2020 году снизились на 0,01 292 кг/т (9%) относительно предыдущего года и составили 0,12 810 кг/т. План по снижению удельного выброса загрязняющих веществ в атмосферу на 2020 год выполнен в полном объеме. Валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу снизился относительно 2019 года на 12,334 тыс. т и составил 61,386 тыс. тонн. Всего за отчетный год уловлено и обезврежено 12,202 тыс. т выбросов вредных веществ.
Основной объем выбросов парниковых газов от производственных объектов системы «Транснефти» образуется в результате стационарного сжигания топлива в котельных с целью выработки тепловой энергии для собственных нужд. Используемое для этого оборудование имеет самый современный конструктив, что обеспечивает минимальный расход топлива, высокий КПД и, как следствие, минимальные выбросы СО2.
«Транснефть» продолжает внедрение информационных систем и автоматизации бизнес-процессов, что оптимизирует работу на основных направлениях деятельности: товарно-транспортных операциях, финансовой сфере, в области закупок. Эти системы будут интегрированы в общую информационную инфраструктуру.
По словам Николая Токарева, «система “Транснефти” готова к выполнению запросов компаний нефтегазовой сферы — организации эффективных поставок нефти и нефтепродуктов российским потребителям и на международные рынки. Компания уверенно смотрит в будущее, продолжает развиваться и двигаться вперед».