Центральное диспетческое управление топливно-энергетического комплекса Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса
Вход
Нефть
Переработка
Газ
Уголь
  • О ТЭК
    • Статьи
    • Журнал
  • Продукты и услуги
  • Мероприятия
  • О нас
  • Контакты
  • 2024
  • 2023
  • 2022
  • 2021
  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Пилотный регион СПГ

2021-03-18

Якутия может стать пилотным регионом по развитию сжиженного природного газа (СПГ). Реализация проектов даст возможность провести газ в отдаленные населенные пункты, которые не прилегают к магистральным газопроводам. Кроме того, жители самого большого субъекта РФ смогут рассчитывать на более дешевое топливо.

pilotnyj-region-spg_.jpg

Первая установка по производству СПГ в Якутии была запущена в эксплуатацию в декаб­ре 2016 года. Комплекс расположен на правом берегу реки Лена, на территории железнодорожной станции «Нижний Бестях».

Всё началось с того, что якутские железнодорожники для своих внутренних потребностей запустили малотоннажную установку по производству СПГ. Половины ее мощности хватило, чтобы обеспечить сжиженным газом все железнодорожные объекты.

Производство на станции «Нижний Бестях» организовала «Компания «СПГ» совместно с научно-производственной компанией «НТЛ», находящейся в городе Верхняя Салда Свердловской области.

Большой проект из скромного начинания

При появлении излишек сжиженного газа возник вопрос — куда их реализовывать? Сначала с помощью местных властей СПГ пристраивали на транспортные предприятия, развозили в отдаленные села, до которых не дотягиваются газопроводы.

В 2017 году сделали предложение представителям монгольской UB Metan. Состоялось несколько встреч и рабочих поездок, проводились переговоры. Представители иностранной компании знакомились с производством СПГ в Нижнем Бестяхе, а представители «Газпромэкспорта» выезжали в Монголию.

В итоге в ноябре 2019 года первая партия СПГ — 36 т с якутской станции «Нижний Бестях» была отправлена в Монголию. Весь объем контракта составляет 5 тыс. тонн. На якутском топливе теперь работает муниципальный транспорт в Улан-Баторе.

Ранее в России этот продукт не перевозили по железным дорогам в криогенных танк-контейнерах, отметили в компании «Железные дороги Якутии». Когда дело дошло до транспортировки, нашлась возможность производства контейнеров на «Уралвагонзаводе». В Чебоксарах приобрели платформы для перевозки крупнотоннажных контейнеров.

Проект открыл новые возможности для добывающих, газотранспортных и газоперерабатывающих предприятий. В итоге многие села смогут использовать СПГ, вагоностроители получат новые заказы. Таким образом, появился проект, который будет реализован под эгидой Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта.

Предприятие планировалось вывести в 2020 году на мощность в 20 тыс. т в год. Ожидается, что до конца 2023 года показатель будет увеличен до 260 тыс. т в год. В Агентстве полагают, что в отдаленной перспективе производительность комплекса может составить 530 тыс. тонн. Общий объем инвестиций в проект оценивается более чем в 16 млрд рублей.

Начало экспорта СПГ привело к тому, что интерес к проекту стали проявлять инвесторы из стран АТР. Для реализации планов по увеличению объемов производства ведётся поиск стратегических партнеров. Прошли переговоры с потенциальными инвесторами из Сингапура, Республики Корея, Китая. Например, с Jovo Group — китайской частной энергетической компанией, занимающейся поставкой и транспортировкой СПГ; она стремится стать международным продавцом услуг в области экологически чистой энергии, ведет активную инвестиционную деятельность в направлении зеленых технологий в рамках энергетики.

Справочно

Сжиженный природный газ — это обычный природный газ, охлажденный до температуры –162°С, при которой он принимает жидкий вид. Для хранения используются двустенные емкости с изолированными друг от друга стенками с целью сохранения холода — криогенные сосуды с вакуумной изоляцией.

Стратегическое партнёрство

Компания «Атомэнергомаш», которая является машиностроительным дивизионом госкорпорации «Росатом», совместно с министерством промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) прорабатывают вопрос о строительстве до 2025 года завода по производству сжиженного природного газа. Объем производства первой очереди планируемого предприятия составит 80 тыс. т в год. На втором этапе предусматривается увеличение мощности завода до уровня 300 тыс. т в год.

«Атомэнергомаш» и правительство Республики Саха (Якутия) заключили соглашение о взаимодействии и сотрудничестве, в рамках реализации проектов по строительству заводов сжиженного природного газа. В соответствии с документом республиканские власти планируют создать необходимые условия для строительства и последующей эксплуатации предприятий по производству СПГ, сформировать необходимую нормативную базу и предварительный перечень потенциальных площадок. Со своей стороны, «Атомэнергомаш» окажет содействие в разработке сценариев реализации СПГ-проектов, а также в проведении технико-экономических расчетов.

В последние годы «Атомэнергомаш» наработал значительный опыт в этой сфере. На предприятиях компании идет производство первых отечественных теплообменных аппаратов и насосного оборудования для 4-й линии проекта Ямал-СПГ. В Санкт-Петербурге компания создала первый в России специальный испытательный комплекс криогенных насосов для СПГ-проектов.

Правительство Якутии стало стратегическим партнером компании. В настоящее время «Атомэнергомаш» принимает участие в формировании инфраструктуры Северного морского пути, развивая источники генерации на базе СПГ для наземных и плавучих станций. Производственные возможности позволяют компании стать комплектным поставщиком и изготовителем широкой линейки оборудования.

Дивизион «Росатома» занимается комплексными решениями в сфере строительства малотоннажных заводов СПГ (до 10 т в час) под ключ. Речь идёт о модульных решениях, функциональных блоках для заправочных комплексов СПГ, емкостном оборудовании для хранения и транспортировки сжиженного газа, системах перевалки для железнодорожного и водного транспорта.

Инвестиционная привлекательность региона

В Минпромгеологии региона отмечают, что реализация проекта даст Якутии возможность провести газ в отдаленные населенные пункты, которые не прилегают к магистральным газопроводам.

Благодаря этому автономная газификация начнется в Амгинском, Усть-Алданском, Таттинском, Чурапчинском и Мегино-Кангаласском районах. Также к программе подключатся шесть населенных пунктов Хангаласского района.

Кроме того, станет возможным перевод сельскохозяйственной техники и автотранспорта на газомоторное топливо. Жители смогут получить доступ к более дешевой заправке.

Помимо этого, по данным в Минпромгеологии, в Якутске до конца 2023 года планируется построить мини-завод по производству СПГ. Реализацией проекта занимается компания «Сахатранснефтегаз». Мощность объекта составит до 25 тыс. т в год. В первую очередь, продукция будет направлена на обеспечение негазифицированных населенных пунктов.

В администрации Якутии считают, что реализация глобальных проектов зависит от инвестиционной привлекательности региона, которая может быть увеличена за счет энергетического «оздоровления» существующих генерирующих мощностей и строительства новых инфраструктурных объектов СПГ, в первую очередь — малотоннажного завода, производящего сжиженное топливо. Поэтому предстоит решить целый комплекс вопросов в этом направлении.

«Якутский газовый проект (СПГ)»

Ещё один проект по производству сжиженного природного газа появится в этом регионе. Но теперь речь идёт о крупнотоннажном производстве, которое предполагает выпуск до 13 млн т СПГ в год.

Компания «Глобалтэк», подконтрольная «А-Проперти», до сих пор не имевшей серьезных компетенций в газовом бизнесе, вложит более $10 млрд в «Якутский газовый проект (СПГ)». Ввод в эксплуатацию первой очереди СПГ-завода запланирован на 2025 год.

Проект «Якутский СПГ» планируется реализовать на ресурсной базе крупнейшего газодобывающего предприятия республики — Якутской топливно-энергетической компании (ЯТЭК). «А-Проперти» получила контроль над ЯТЭК, бывшим активом «Суммы», в 2019 году, выкупив права требования у других кредиторов. Общий долг актива оценивался в 14 млрд рублей.

Ресурсной базой «Якутского СПГ» станут месторождения ЯТЭК — Средневилюйское, Мастахское, Толонское и Тымтайдахское. На конец 2019 года балансовые запасы ЯТЭК составили 367 млрд куб. м природного газа и 17 млн т жидких углеводородов. Ежегодная добыча — 1,7 млрд куб. м газа и 100 тыс. т газового конденсата.

Сейчас ресурсная база «Якутского СПГ» не имеет налоговых льгот. Кроме того, как отмечают эксперты, текущих запасов недостаточно для проекта, если исходить из того, что для сжижения 13 млн т газа в год нужно добывать не менее 21 млрд куб. м товарного газа. При среднем сроке жизни проекта в 30 лет запасы, таким образом, должны превышать 620 млрд кубометров.

В компании считают, что текущих запасов хватит для запуска первого этапа мощностью до 7 млн т в год, далее планируется нарастить ресурсную базу на существующих и близлежащих месторождениях.

Предварительные расчёты

Компания «Глобалтэк» провела тендер по проектированию и основным технологическим решениям для разработки концепции СПГ-проекта. Его выиграла французская Technip. Учитывая сложность проекта, участие в нем международной инжиниринговой компании, обладающей опытом в ЕРС (от англ. engineering, procurement, construction — проектирование и строительство под ключ) СПГ-заводов по всему миру, позволит на раннем этапе заложить в проект наиболее эффективные технические решения и наиболее точно оценить необходимые для реализации проекта ресурсы до конца 2020 года. Technip должна подготовить предварительную проектную документацию, так называемый Pre-FEED, или — предварительные расчеты, доказывающие осуществимость начинания в техническом и экономическом плане.

Документация FEED (от англ. — Front End Engineering Design), включающая базовое моделирование, разработку проекта, оценку затрат и времени реализации проекта, должна быть готова к концу 2021 года. На данный момент имеется предварительная концепция, в рамках которой ведется проектирование. В процессе возможны изменения, подчёркивают в компании «А-Проперти».

$10 млрд может не хватить

Удельная стоимость «Якутского СПГ» (CAPEX, англ. Capital Expenditure — затраты на приобретение внеоборотных активов, на тонну произведенного СПГ) с учетом строительства газопровода длиной 1,3 тыс. км из центральной Якутии до побережья Охотского моря составляет около $770 за тонну.

Вместе с тем в условиях вечной мерзлоты строительство газопровода обойдется инвестору в среднем в 1,5 раза дороже, чем в более щадящих климатических условиях, считают в компании. Строительство трубы, вероятно, будет стоить несколько миллиардов долларов и станет одной из крупнейших статей расходов для проекта, отмечают отраслевые эксперты. Предполагается, что бюджет в $10 млрд вырастет по результатам изыскательных работ.

Для сравнения, сопоставимый проект Canada LNG в Британской Колумбии, предполагающий строительство СПГ-завода мощностью 14 млн т в год на тихоокеанском побережье Канады и газопровода длиной 670 км, оценивается в $31 млрд, в том числе сам газопровод — около $5 миллиардов.

«А-Проперти» намерена привлечь в СПГ-проект и других акционеров, в том числе в рамках проектного финансирования. Состав участников и схема инвестирования «Якутского СПГ» будут обсуждаться позже. Компания сообщила, что дополнительно намерена построить производственные мощности по переработке конденсата с возможностью производства моторного топлива или мини-СПГ в Якутии.

Перспективы экспорта

Перспективы «Якутского СПГ» в первую очередь зависят от того, сможет ли «А-Проперти» экспортировать газ. Сейчас такой возможности у компании нет, поскольку российским законодательством экспорт СПГ разрешен только для проектов, в которых на 1 января 2013 года в добычной лицензии указано направление газа на сжижение (фактически это только лицензии «НОВАТЭКа» на Ямале), либо же газа, добытого на шельфе.

После разработки технико-экономического обоснования «Глобалтэк» собирается выступить с инициативой об изменении существующего законодательства. Подобные попытки по расширению перечня проектов, с которых возможен экспорт СПГ, последние пять лет предпринимает «Роснефть», но безуспешно.

Все линии «Якутского СПГ» по плану компании будут расположены на плавучих технологических платформах, которые компания намерена заказать на верфях в Китае или в Республике Корея. Инвестор намерен транспортировать СПГ на рынки АТР на танкерах, их количество также определят в процессе ТЭО.

Оценить рентабельность проекта пока невозможно, потому что неизвестны его окончательные параметры, в том числе возможность получения налоговых льгот, отмечают эксперты. Они полагают, что, если удастся добиться фискальных послаблений и удержать инвестиции в вилке $10–15 млрд, проект будет выглядеть конкурентоспособно, а возможность его реализации зависит от того, получит ли он поддержку от государства.

  • О ТЭК
  • Продукты и услуги
  • Мероприятия
  • О нас
  • Контакты

Частичная или полная перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения
ЦДУ ТЭК – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России
Все права защищены и охраняются законом. © 2002-2025 ФГБУ «РЭА» Минэнерго
(ЦДУ ТЭК – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России) +7 (495) 950-82-00