Центральное диспетческое управление топливно-энергетического комплекса Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса
Вход
Нефть
Переработка
Газ
Уголь
  • О ТЭК
    • Статьи
    • Журнал
  • Продукты и услуги
  • Мероприятия
  • О нас
  • Контакты
  • 2024
  • 2023
  • 2022
  • 2021
  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

«Алмазная» годовщина ОПЕК

2020-11-23

14 сентября — особенная дата для Организации стран-экспортёров нефти (ОПЕК) (экспорт нефти). В этот день ОПЕК отмечает свой день рождения. В нынешнем году картелю (нефтяная промышленность), который сегодня объединяет 13 государств, исполнилось 60 лет. Первоначально «алмазную» годовщину планировалось отметить в Багдаде (Ирак), где в 1960 году в зале «Аш-Шааб» прошла «Багдадская конференция», учредившая ОПЕК. Однако в связи с продолжающейся пандемией коронавирусной инфекции юбилейные торжества, которые готовились несколько месяцев, решено отложить.

almaznaya-godovschina-26_.gif

«Здоровье и безопасность всех людей имеют первостепенное значение», — отметил министр нефти Ирака и глава делегации в ОПЕК Ихсан Абдул Джаббар Исмаэль. В свою очередь генеральный секретарь организации Мохаммед Сануси Баркиндо заявил: «Мы с большим нетерпением ожидаем возвращения ОПЕК на родину в самом ближайшем будущем».

Вынужденные ограничения по добыче нефти с целью стабилизировать рынок, мировой экономический кризис, связанный с пандемией, цена нефти Brent, все чаще опускающаяся ниже $40 за баррель, разговоры о безуглеродной экономике, противоречия между самими странами-участниками — с такими непростыми вызовами сталкивается эта влиятельная международная организация, встречая свой юбилей. Ряд экспертов считает, что «золотой век», сродни тому, который картель переживал в 1970-х годах, уже позади. Тем не менее, по утверждению Мухаммеда Баркиндо, ОПЕК остается важным механизмом, помогающим мировому рынку в эпоху кризисов, и в будущем сохранит свою роль стабилизатора.

«ОПЕК готова к новым вызовам, с которыми мы столк­нёмся в ближайшие 60 лет истории. Наш интерес состоит в сбалансированном и стабильном нефтяном рынке во благо как производителей, так и потребителей», — подчеркнул Баркиндо.

60 лет назад

Организация стран-экспортеров нефти была создана с целью противодействия «Семи сестрам» — пяти нефтяным компаниям из США и двум из Европы, которые на протяжении 1930–1960-х годов контролировали около 95% мировой добычи нефти, а также транспортировку нефти, торговлю и переработку нефти.

«Семь сестер» — Chevron, Esso Petroleum Co. (принадлежит Exxon Mobil), Gulf Oil (в 1984 году поглощена Chevron), Mobil (в 1999 году стала частью Exxon Mobil), Texaco (в настоящее время «дочка» Chevron), British Petroleum, Shell — по сути диктовали условия на глобальном рынке углеводородов, они фактически отнимали «черное золото» у развивающихся нефтедобывающих стран, выплачивая правительствам лишь часть от продажи нефти.

К 1960 году такое положение дел перестало устраивать ряд государств. Основатели ОПЕК — Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла — заявились на мировой арене в качестве соперника «Семи сестрам» в аккурат после того, как те решили в одностороннем порядке уменьшить закупочные цены на нефть, снизив, таким образом, выплаты по соглашениям о разделе продукции (СРП). В результате монополия транснациональных компаний была нарушена. Два картеля с похожими целями (влиять на нефтяные цены) сошлись в клинче.

ОПЕК фактически обозначила стремление независимых государств получить контроль над своими ресурсами и их эксплуатацией с учётом национальных интересов.

Всем запомнились слова министра горного дела и углеводородных ресурсов Венесуэлы Хуана Пабло Переса Альфонсо по результатам «Багдадской конференции»: «Теперь мы едины. Мы творим историю».

«Отец ОПЕК»

Так в Организации стран-экспортеров нефти называют Переса Альфонсо, который, пожалуй, больше всех ратовал и делал для того, чтоб историческое объединение состоялось. На родине в Венесуэле этому политическому деятелю народная молва присвоила звание «Совесть нации ХХ века».

Считается, что ОПЕК на основе идей министра горного дела и углеводородных ресурсов Венесуэлы разработала принципы организации, связанные с квотированием добычи нефти. Путь к этому видению у Переса Альфонсо получился достаточно тернистым. После свержения власти в 1945 году политических сторонников диктатора Винсенте Гомеса, в годы правления которых иностранным нефтяным концернам была отдана в концессию третья часть территории с нефтяными запасами (при этом Венесуэла получала 7% от доходов нефтяных монополий), главой правительства стал Ромуло Гальегос. Пост министра развития в этом правительстве достался Пересу Альфонсо. Среди основных задач Революционной хунты было выстраивание отношений с нефтяными транснациональными концернами на выгодных для государства условиях. Сразу же было объявлено о прекращении передачи земель в концессию иностранным фирмам, планировалось создание национальной нефтяной компании. В ноябре 1948 года был принят закон о дополнительном налоге для зарубежных нефтедобытчиков. В документе указывалось, иностранные концессионеры отныне не могут получать большую прибыль, чем государство; при этом в бюджет страны они должны направлять 50% прибыли, которая оставалась после уплаты всех налогов, включая роялти. Такое законотворчество не пришлось по душе руководству нефтяных компаний, работавших в Венесуэле, и они спровоцировали переворот. В стране на десять лет воцарилась диктатура полковника Маркоса Переса Хименеса, напоминавшая времена Висенте Гомеса. В ходе переворота Переса Альфонсо арестовали. Он несколько месяцев просидел в одиночке. Позже он в шуточной форме будет рассказывать домашним, что тюрьма была для него отпуском и возможностью отдохнуть. Хотя на самом деле там было не до шуток и отдыха, поскольку военные вели себя с ним грубо и бесцеремонно. Вскоре Альфонсо изгнали из страны, вынудив эмигрировать в Соединенные Штаты.

В США бывший венесуэльский министр стал подробно изучать структуру нефтяной промышленности, ее достоинства и недостатки. Историки отмечают, что Переса Альфонсо поразило то, как была построена работа Техасского железнодорожного комитета, справедливо распределявшего между железнодорожными компаниями квоты на перевозку нефти. Говорят, что именно это натолкнуло Альфонсо на идею разработки такой же системы на мировом уровне. Так появился план создания международной организации, которая занялась бы установлением квот между государствами на добычу нефти, что должно поддерживать приемлемый для стран-экспортеров уровень цен.

В 1958 году в Венесуэле свергли военную диктатуру. На президентских выборах победил Ромуло Бетанкур, который позвал Переса Альфонсо в новое правительство, предложив ему пост министра горного дела и углеводородных ресурсов. Глава топливного ведомства, как отмечал один из коллег, с ним работавший, «был человеком железной воли, однако говорил мягко, и был похож на монаха».

Под его руководством министерство было нацелено увеличить правительственную долю в ренте, а также, забрав у нефтяных монополий управление производством и сбытом, передать их правительству. Дешевая нефть, считал Перес Альфонсо, плохо не только для ее производителей, но и для потребителей, поскольку в результате произойдет преждевременное истощение невосполнимых ресурсов, и никто не захочет инвестировать в дальнейшее развитие отрасли.

Для стран-производителей нефть является национальным богатством, блага которого принадлежат будущим поколениям так же, как и настоящему. Нельзя бездумно расточать природные ресурсы и прибыль, которую они дают. Их необходимо максимально использовать для развития страны.

Суверенные правительства, а не иностранные корпорации, должны принимать ключевые решения о производстве и распределении их нефти.

Альфонсо Перес предложил конкретную программу действий, получившую название «доктрины нефтяного пятиугольника». В качестве основных целей для нефтедобывающей отрасли Венесуэлы было определено:

  • повысить уровень участия государства в прибылях нефтя­ных компаний;
  • создать Координационную комиссию по сохранению и торговле углеводородными ресурсами;
  • реализовывать политику непредставления концессий;
  • создать государственную нефтяную компанию;
  • реализовать идею о формировании международного союза — Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК).

Реальное продвижение последнего пункта доктрины началось после неформальных встреч в ходе Арабского нефтяного конгресса в апреле 1959 года. Руководителя нефтяной промышленности Саудовской Аравии Абдуллу Тарики, которого называли «красным шейхом», заинтересовали предложения Переса Альфонсо о координации торговли «черным золотом» с помощью пропорционального распределения квот. Затем были долгие переговоры с представителями Ирана и Кувейта, на которых все явственнее вырисовывались контуры будущей международной организации стран-экспортеров нефти. Так инициатива венесуэльского министра стала обретать реальные черты. А 14 сентября 1960 года в Багдаде представителями нефтяных министерств Ирана, Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии и Венесуэлы было заявлено о создании ОПЕК.

Годы становления

В следующем 1961 году в организацию вступили Катар (с января 2019 года приостановил членство) и Индонезия (в 2009 году остановила участие в ОПЕК, с января 2016 года возобновила вновь, и с ноября 2016 года опять вышла из ОПЕК), в 1962 году — Ливия, в 1967 году — Объединенные Арабские Эмираты, в 1969 году — Алжир, в 1971 году — Нигерия, в 1973 году — Эквадор (в 1992–2007 годах членство было приостановлено), в 1975 году — Габон (в 1994 году страна вышла из организации, но 2 июня 2016 года на встрече стран ОПЕК принято решение о возобновлении членства с 1 июля 2016 года), в 2007 году — Ангола, в июле 2017 года членом ОПЕК стала Экваториальная Гвинея, в июне 2018 года — Республика Конго.

На сегодняшний день в состав картеля входят: Алжир, Ангола, Венесуэла, Габон, Иран, Ирак, Конго, Кувейт, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Нигерия, Саудовская Аравия, Экваториальная Гвинея.

Устав Организации стран-экспортеров нефти был утвержден на 2-й конференции в Каракасе (Венесуэла) 15–21 января 1961 года. Правда, в 1965 году устав заново отредактировали. Позже в него неоднократно вносились изменения и дополнения. В сентябре 1962 года ОПЕК официально признали межправительственной организацией, ее зарегистрировали в Организации Объединенных Наций (резолюция ООН № 6363). Был сформирован Секретариат ОПЕК, штаб-квартира которого вначале располагалась в Женеве (Швейцария), а с 1 сентября 1965 года — в Вене (Австрия).

Нужно заметить, что первое время руководители крупных нефтяных компаний к ОПЕК отнеслись несерьезно, с долей иронии. Как вспоминал впоследствии Говард Пейдж из Standart Oil: «Мы не придавали ей большого значения, потому что считали ее неработоспособной». Первый генеральный секретарь организации иранец Фуад Роухани вспоминал, что поначалу компании вели себя так, будто «ОПЕК не существует». Западные правительства также не обращали на нее никакого внимания. В секретном док­ладе «Ближневосточная нефть» на 43-х страницах, который в ноябре 1960 года подготовили в ЦРУ (то есть через два месяца после основания ОПЕК), новой организации было посвящено всего четыре строчки.

Казалось, тем же «Семи сестрам» поводов к опасениям не было, поскольку основные нефтяные ресурсы в странах ОПЕК принадлежали западным компаниям, а государственный контроль над ними фактически отсутствовал. Кроме того, среди самих членов ОПЕК не было согласия, организацию разрывали внутренние противоречия: Ирак конфликтовал с Ираном, в 1961 году он выдвинул территориальные претензии к Кувейту, добившемуся независимости от Великобритании. Венесуэла ориентировалась на США, тот же Перес Альфонсо вскоре разочаровался в своем детище, а нефть называл не иначе как «порождением дьявола». Как отмечал в своей книге «Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть» американский экономист Дэниел Ергин, становление ОПЕК проходило тяжело.

В 1973 году для ОПЕК наступил «звездный час». Правда, до сих пор события того времени историками мировой нефтяной отрасли воспринимаются со знаком «минус». Именно тогда Организация стран-экспортеров нефти приняла решение о полном запрете на поставки нефти США, Великобритании и другим странам Запада. «Нефтяное эмбарго» стало своеобразным ответом ОПЕК на поддержку Соединенными Штатами и их союзниками еврейского государства Израиль в войне Судного дня против Сирии и Египта. Запрет на поставки привел к настоящей катастрофе: цены на нефть поднялись с $3 до $12 за баррель.

Как отмечают эксперты, страны-члены ОПЕК в этот период неплохо обогатились. С 1972 года по 1977 год совокупные нефтяные доходы участников картеля выросли в шесть раз — с $23 млрд до $140 миллиардов. Ситуация укрепила международные позиции арабских государств, входивших в ОПЕК, и усилило зависимость Израиля от Вашингтона. От введения «нефтяного эмбарго» выиграл Советский Союз, который, с одной стороны, осуждал «израильскую военщину», а с другой — увеличил поставки своей нефти в страны Запада.

Эмбарго отменили в 1974 году. Но далее последовала война двух ОПЕКовцев — Ирана и Ирака, что еще подняло нефтяные цены на мировом рынке. В середине 1980-х годов один из основных участников ОПЕК Саудовская Аравия резко сократила производство нефти, цены на «черное золото» упали с $27 до $10 за баррель, что негативно сказалось на и так неэффективной экономике СССР.

Самым тяжелым испытанием для ОПЕК стало вторжение Ирака в Кувейт в 1990 году. Военный конфликт убрал с рынка сразу 4 млн барр. нефти в сутки, вызвав очередной скачок цен.

Сегодня некоторые аналитики склоняются к тому, что в последние годы влияние ОПЕК снижается. По их мнению, это обусловлено продолжающимися разногласиями между участниками, ростом добычи в США, способствовавшим превращению страны в экспортера нефти, а также набирающие силу тенденции по глобальному переходу к чистым источникам энергии.

Структура ОПЕК

Согласно Уставу, членом организации может стать любая страна мира — нетто-экспортер нефти, интересы которой совпадают с интересами стран-членов ОПЕК. При этом вступление государства, подавшего заявку о приеме, на конференции ОПЕК должны одобрить не менее ¾ от числа полноправных членов, включая всех стран-учредителей ОПЕК. В Уставе ОПЕК также прописаны различия между членами-учредителями и полноправными членами, то есть теми странами, чьи заявки на членство были приняты конференцией.

Статус ассоциированных членов ОПЕК могут получить страны, которые либо не набрали большинство голосов для получения звания полноправного члена организации, либо добровольно сняли с себя этот статус (например, Эквадор в 1992–2007 годах). Такие государства имеют право присутствовать на конференциях ОПЕК, но не обладают правом голоса и не обязаны соблюдать систему квот.

Высшим органом управления ОПЕК является конференция, которая проводится не реже 2-х раз в год. Конференция ОПЕК формулирует общие направления политики картеля и способы их реализации, а также выбирает президента конференции (срок полномочий — 1 год). Каждый из членов ОПЕК представлен на конференции делегацией, возглавляемой министром нефти, добывающей промышленности или энергетики. Решения высшего органа принимаются при условии согласия всех членов организации (кворум предполагает участие в конференции не менее 8 делегаций стран-членов).

Оперативное руководство Организацией стран-экспортеров нефти осуществляет Совет директоров, в состав которого входит по одному представителю от каждой страны-участницы. Он утверждается конференцией ОПЕК и избирается один раз в два года. Совет директоров ОПЕК возглавляет председатель, избираемый сроком на 1 год. Заседания Совета директоров проводятся не реже 2 раз в год. Конференция ОПЕК принимает решения по рекомендациям, представляемым Советом директоров. Консультативное совещание глав представительств стран ОПЕК готовит рекомендации по текущим проблемам для конференции. Исполнительным органом ОПЕК является Секретариат, возглавляемый генеральным секретарем, который избирается на конференции сроком на 3 года. C августа 2016 года пост генерального секретаря ОПЕК занимает Мохаммед Сануси Баркиндо (Нигерия). В рамках Секретариата функционирует экономическая комиссия ОПЕК. Функции президента ОПЕК исполняет министр нефтяной промышленности Венесуэлы Мануэль Кеведо.

  • О ТЭК
  • Продукты и услуги
  • Мероприятия
  • О нас
  • Контакты

Частичная или полная перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения
ЦДУ ТЭК – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России
Все права защищены и охраняются законом. © 2002-2025 ФГБУ «РЭА» Минэнерго
(ЦДУ ТЭК – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России) +7 (495) 950-82-00