Центральное диспетческое управление топливно-энергетического комплекса Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса
Вход
Нефть
Переработка
Газ
Уголь
  • О ТЭК
    • Статьи
    • Журнал
  • Продукты и услуги
  • Мероприятия
  • О нас
  • Контакты
  • 2024
  • 2023
  • 2022
  • 2021
  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Принцип равноправия — философия дипломатии Китая

2020-10-15

Китай решает вопросы развития своей нефтегазовой отрасли, одновременно определяя будущее БРИКС.

Китай, как вторая экономика мира, придает важное значение участию в БРИКС и занимает активную роль в работе этого объединения, поскольку межгосударственный механизм является важной платформой реализации национальных и глобальных интересов и соответствует концепции внешней политики страны.

princip-ravnopravija-49_.gif

Одной из причин создания БРИКС явилось то, что в решении вопросов мирового развития в современном мире доминируют западные страны, а другие государства чувствуют по отношению к себе дискриминацию. В этой ситуации Китай начал искать пути по продвижению своих интересов на мировой арене, полагая, что международному сообществу необходимо создать равноправные условия.

Для чего Китаю нужен БРИКС?

По мнению экспертов Московского Центра Карнеги, у Китая есть ряд причин для участия в формате БРИКС. Во-первых, находясь среди крупнейших развивающихся стран проще пересматривать управление мировой финансовой архитектурой. Структура голосов в Международном валютном фонде уже не отражает современные реалии, и КНР, как вторая экономика мира, а по паритету покупательной способности уже — первая, может рассчитывать на большие полномочия.

До недавнего времени Китай не говорил о своих требованиях и искал статусных партнеров. Новый формат даёт возможность заявлять о своих правах, выступая от коллективного лица развивающихся государств, при этом, не бросая вызов странам Запада.

Вторая причина участия в формате БРИКС для Китая связана с возможностью создания в будущем новой мировой финансовой структуры. В этом вопросе в Поднебесной пока имеется только один вариант — пересмотр мирового лидерства США в пользу Китая. В этой связи интеллектуальное сотрудничество с другими независимыми державами, разделяющими такую же позицию, поможет найти ещё варианты. Кроме того, благодаря работе в «Новом банке развития БРИКС» и валютном пуле Китай получает лидирующую роль в практическом опыте реализации проектов.

В-третьих, формат БРИКС допускает возможность параллельных центров в мировой финансовой архитектуре, а также создает инфраструктуру для распространения юаня в качестве одной из резервных мировых валют.

Первым результатом участия КНР в «пятёрке» стран, по мнению экспертов Московского Центра Карнеги, стало создание в 2014 году «Азиатского банка инфраструктурных инвестиций». Успешным проект оказался благодаря появлению еще одного института в усложняющейся мировой финансовой сфере, а также — идеям, которые китайские финансисты сформулировали, участвуя в создании «Нового банка развития БРИКС».

Путь от деревни до города

Китай более 40 лет успешно проводит программу экономических реформ. Если в 1978 году страна занимала девятое место по номинальному валовому внутреннему продукту, то в 2013 году поднялась на второе место в списке крупнейших мировых экономик.

Как заявил председатель КНР Си Цзиньпин, с 1978 года по 2018 год ВВП страны на сопоставимых ценах рос в среднем на 9,5% ежегодно. Путь от деревни до города при осуществлении политики реформ и открытости за 40 лет был отнюдь непростым, подчёркивает газета «Жэньминь жибао». Страна сделала гигантский рывок в наращивании промышленного производства и экспорта и за этот период прошла столетний путь индустриального развития, реформировав свою экономику.

Поднебесная демонстрирует высокие темпы роста, во многом определяя ситуацию в мировой экономике. В 2019 году доля ВВП Китая в глобальной экономике, по данным государственного статистического управления КНР, превысила16%, а вклад страны в мировой экономический рост составил около 30%. Таким образом, Китай является сегодня самым быстрым локомотивом роста мировой экономики.

По итогам 2019 года, по показателю ВВП и по паритету покупательной способности, страна занимала первое место в мире — $23,5 трлн, по данным Всемирного банка, или $27,3 трлн, согласно оценке Международного валютного фонда.

Финансовые интересы Китая

В объединении пяти стран Китай, в первую очередь, интересуют финансово-экономические вопросы. Одной из задач деятельности КНР в БРИКС является увеличение доли юаня в межгосударственных расчетах и придание ему роли международной валюты, что позволит снизить зависимость стран участниц от МВФ. Государства выступают вместе, стремясь ограничить господствующую роль США в международных отношениях, усилить свою роль в мировом политико-экономическом порядке.

Инвестиционные возможности Поднебесной и потребности в капиталовложениях других членов БРИКС способствуют повышению авторитета Пекина. Если во времена Дэн Сяопина страна в основном занималась внутренним развитием, то после прихода к власти Синь Цзинпина в 2012 году, нынешнее руководство Китая активизировало внешнеполитическую деятельность. КНР активно присутствует на международной арене и выступает в качестве глобального игрока. В этой связи БРИКС для Китая помогает расширить лидирующие позиции в мировой экономике.

С развитием сил производства и увеличением объема экспорта Китай создал значительные запасы валютных резервов, что обеспечивает ему широкие возможности для вложений за рубежом. Одновременно международные инвестиции помогают Китаю сохранять ценность валюты. Инвестиции в инфраструктурные проекты стран БРИКС также способствуют повышению влияния Пекина. Таким образом, создание банка объединения заложило фундамент сотрудничества стран-участниц в финансовой сфере.

Власти Китая считают, что объеди­нение БРИКС способно выступать в качестве проводника интересов КНР в сферах экономической и финансовой активности. Формирование доверия со стороны других государств к китайской национальной валюте, стремящейся к обретению международного статуса, является важнейшим условием реализации Китаем целей его членства в БРИКС.

Российско-китайское партнёрство

Сфера международной торговли является важной для всех участников БРИКС, однако наиболее активны в этом направлении Китай и Россия. В 2018 году оборот внешней торговли между Россией и Китаем, по данным ФТС России, составил $108,3 млрд, увеличившись на 24,5% по сравнению с уровнем 2017 года, в том числе экспорт России составил $56,1 млрд, импорт — $52,2 миллиарда. Таким образом, Китай занял первое место среди внешнеторговых партнеров России.

В структуре российского экспорта в Китай основная доля поставок приходится на нефть, нефтепродукты и уголь. Сотрудничество в рамках БРИКС позволяет КНР удовлетворять растущие потребности в энергоносителях, по импорту которых Поднебесная занимает первое место в мире.

Экспорт российской нефти в Китай, млн тонн
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
12,84 21,32 22,40 23,00 29,98 38,58 47,58 52,57 66,96

По данным ФТС России

Поставки российских нефтепродуктов в Китай, тыс. тонн
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
3 766,0 6 484,0 4 955,0 5 955,0 6 291,0 7 133,0 6 680,0 6 274,0 6 587,0

По данным ФТС России

Поставка российского угля в Китай, млн тонн
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
10,695 7,600 18,741 25,076 25,776 16,370 15,982 22,613 27,547

По данным ФТС России

Еще в 2009 году между двумя странами было заключено соглашение о сотрудничестве в нефтяной сфере. Россия является крупнейшим поставщиком нефти в Китай. В 2018 году её доля импорта нефти, по данным UN Comtrade, составила 15,5%. За этот период экспорт нефти из РФ в Поднебесную, согласно отчетным данным ФТС России, превысил 66,96 млн т, что составляет +27,4% к уровню 2017 года.

Россия также поставляет в Китай нефтепродукты. В 2018 году их объем, по данным ФТС, достиг 6587 тыс. т, что составляет +5,1% к 2017 году, в том числе автомобильного бензина — 5,9 тыс. т, дизельного топлива — 96,7 тыс. т, топочного мазута — 1836,1 тыс. тонн.

В 2009 году в рамках проекта «Сахалин-2» из России в Китай начались поставки сжиженного природного газа. В 2018 году их объем, по данным «Сахалин Энерджи», составил 393,4 тыс. тонн. В 2019 году доля российского СПГ в импорте этого энергоносителя Китаем, по информации BP, составила 4,1%, или 3,4 млрд кубометров.

Объем поставок российского угля в Китай в 2018 году, по данным ФТС России, достиг 27,6 млн т, что составляет +21,8% к 2017 году.

Вместе с «Роснефтью»

Примером сотрудничества двух стран в нефтедобывающей сфере является предприятие «Удмуртнефть», которое с 2006 года работает под управлением «Роснефти» и китайской нефте­химической корпорации Sinopec. В 2007 году, через год после того, как компания из КНР вош­ла в его капитал, предприятие нарастило добычу нефти и вышло на уровень 6,4 млн т в год. Спустя 13 лет СП продолжает демонстрировать успехи. Сегодня это предприятие является крупней­шим производителем углеводородов в Удмуртской Рес­публике.

В середине 2017 года «Роснефть» и Beijing Gas закрыли сделку купли-продажи 20% акций «Верхнечонскнефтегаза». Верхнечонское месторождение — один из крупнейших добывающих активов Восточной Сибири с развитой инфраструктурой и доступом к нефтепроводу ВСТО.

Еще одним важным аспектом сотрудничества с Китаем стало соглашение «Роснефти» с компанией Beijing Gas, которое закрепляет основные условия создания совместного предприятия по строительству и эксплуатации в России сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). В рамках реализации подписанного соглашения компании планируют построить в России более 160 АГНКС.

В ходе IV Восточного экономического форума «Роснефть» и Китайская Национальная Нефтегазовая Корпорация (CNPC) подписали соглашение о сотрудничестве в области разведки и добычи в Российской Федерации. По условиям соглашения, CNPC получает возможность приобрести миноритарные доли в крупных нефтегазовых проектах «Роснефти», расположенных в том числе в Восточной и Западной Сибири.

«Китайско-российская Восточная нефтехимическая компания» в городе Тяньцзинь реализует проект по строительству и последующей эксплуатации нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплексов в промышленной зоне Наньгань в КНР. Мощность завода по первичной переработке нефти составит 16 млн т в год, а комплекса по производству ароматических углеводородов — 1,4 млн т в год по параксилолу, глубина переработки — более 95%.

Несмотря на то что история взаимодействия двух стран в эпоху СССР была довольно сложной, сегодня отношения между Китаем и Россией находятся на высоком уровне и продолжают развиваться. Оба государства стремятся к проведению равноправного диалога между членами БРИКС и совместному разрешению важнейших вопросов глобального управления.

Партнерские отношения двух стран фактически являются драйвером формирования и развития объединения пяти государств, а ведущее место КНР в сфере экономики и влияние РФ в сфере политики укрепляют статус объединения. Поэтому Китай и Россия — одно из самых важных звеньев не только в БРИКС, но и в международной политике в целом, считают эксперты.

От соперничества к кооперации

Добрососедские контакты с Россией контрастируют со связями Китая и Индии, где имеются определённые проблемы. Непростые двусторонние отношения между этими странами характеризуются нерешенными территориальными вопросами, которые негативно влияют на двусторонние связи. Эксперты отмечают, что дружественные отношения КНР с Пакистаном, прежде всего в военной сфере, также накладывают негативный отпечаток на отношения между Китаем и Индией.

Возможный конфликт государств чреват угрозой как для региональной, так и для глобальной безопасности. Поэтому формат БРИКС способен вывести отношения Пекина и Дели на качественно новый уровень. В этом заключается еще один аспект значимости БРИКС, который состоит в обеспечении международной безопасности в целом.

Между Нью-Дели и Пекином также существует соперничество за ресурсы и рынки, особенно на африканском континенте. Однако, несмотря на территориальные споры и геополитические претензии, за последнее десятилетие отмечается улучшение дипломатических отношений между двумя странами. Государства развивают стратегическое партнерст­во, укрепляют торговые связи и развивают экономическое сотрудничество.

Взаимодействие КНР с Индией в БРИКС отраслевые эксперты рассматривают в рамках треугольника «Россия — Индия — Китай», где Моск­ва выступает независимым арбитром в отношениях Пекина и Нью-Дели. В этой связи формат БРИКС способен вывести отношения этих стран на качественно новый уровень.

Прямые инвестиции Китая в Индию по сравнению с финансовыми потоками в другие государства БРИКС относительно невысокие, но они постепенно увеличиваются, это говорит о том, что между Пекином и Нью-Дели созданы основы сотрудничества. Укрепление структуры БРИКС содействует выравниванию двусторонних отношений. В этом состоит еще один аспект значимости БРИКС не только для реализации внешнеполитических целей КНР, но и для обеспечения международной безопасности в целом.

Взаимодополняющее сотрудничество

Членство в БРИКС соответствует целям внешней политики Китая, так как объединение является одной из важнейших платформ дипломатии Поднебесной. В отличие от международных региональных организаций, таких как АСЕАН и ШОС, БРИКС носит глобальный характер. В отличие от ООН и ВТО в БРИКС не участвуют страны Запада. К тому же КНР восстановила свой статус в ООН лишь в 1971 году, присоединилась к ВТО в 2011 году после пятнадцатилетних переговоров. Китай, наряду с Россией, является одним из основателей объединения пяти государств.

Принцип равноправия соответствует дипломатической философии Китая. Сотрудничество с другими членами в рамках БРИКС отвечает интересам Пекина с экономической точки зрения, а приоритетным направлением является финансовая деятельность.

Китай является одним из ведущих торговых партнеров стран-участниц БРИКС, которым поставляет товары легкой промышленности и оборудование. В свою очередь, другие страны-участницы, обладающие запасами энергоносителей, поставляют их КНР. Таким образом, структура экономики Китая и других стран-участниц объединения взаимодополняется, что гарантирует энергетическую безопасность.

  • О ТЭК
  • Продукты и услуги
  • Мероприятия
  • О нас
  • Контакты

Частичная или полная перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения
ЦДУ ТЭК – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России
Все права защищены и охраняются законом. © 2002-2025 ФГБУ «РЭА» Минэнерго
(ЦДУ ТЭК – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России) +7 (495) 950-82-00