Позиция Китая в отношении статуса Арктики схожа со взглядами США, Великобритании, Индии и Японии. КНР официально считает себя государством, расположенным вблизи северного региона, который должен быть достоянием всего человечества.
В России Арктика рассматривается как стратегическая ресурсная база, арктический шельф — в статусе общероссийской кладовой. В этой связи в 2013 году была утверждена «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года».
В свою очередь, в 2018 году Госсовет КНР принял китайскую арктическую стратегию. Она называется Белая книга по арктической политике — «Политика Китая в Арктике». Это первый нормативный документ, опубликованный китайским правительством по этому вопросу. Основная идея Белой книги состоит в том, что ситуация в Арктике претерпевает глубокие изменения. Это ставит перед Китаем новые задачи — стремиться к тому, чтобы обеспечить участие всех заинтересованных сторон в управлении северного региона.
Важнейшие положения китайской и российской стратегий в Арктике прямо противоречат друг другу. Тем не менее оба государства не акцентируют это на политическом уровне. Более того, Китай и Россия в последнее время всё теснее взаимодействуют на основе совпадающих интересов. В итоге отношения двух стран приняли характер стратегического партнерства.
«Ползучее» завоевание
Взаимодействие на Крайнем Севере двух стран происходит на фоне американо-российской конфронтации, которая в значительной степени препятствует возможностям сотрудничества с западными компаниями в сфере добычи нефти и газа, прежде всего в Арктике. В итоге нашей стране пришлось искать других партнеров, способных привлечь передовые технологии в области производства углеводородов на морском шельфе в условиях вечной мерзлоты. Эти партнеры расположены главным образом в Азии. Японские компании JOGMEG и Mitsui вошли в 2019 году в проект «Арктик СПГ». В 2020 году руководство министерства иностранных дел РФ заявило, что Индия может стать первым неарктическим государством, добывающим ресурсы в Арктике.
В сложившейся ситуации основным экономическим и технологическим партнером России в сфере добычи и переработки углеводородов в Арктике становится Китай. Тактика «Поднебесной» состоит в постепенном продвижении своих интересов в Арктике и ожидании, когда наступят более благоприятные условия.
В США деятельность России в Арктике и постепенное проникновение в северный регион Китая рассматривают как угрозу Западу. Согласно этой точке зрения, Пекин развивает экспансию в западном направлении, постепенно внедряясь в экономику России, чтобы затем приступить к извлечению ресурсов и, прежде всего, углеводородных. Сторонники такого взгляда считают, что происходит «ползучее» завоевание Арктики Китаем. В итоге КНР получит доступ к природным ресурсам региона, а взамен создаст транспортную и коммуникационную инфраструктуры.
Важный, но не единственный партнер
Официальный диалог по Арктике между Москвой и Пекином начался в 2013 году. Именно тогда Китай стал одним из государств-наблюдателей Арктического совета. В состав этой организации входят восемь стран региона — Канада, США, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия и Швеция, а также 13 стран наблюдателей, стремящихся интернационализировать управление регионом. И те и другие определены в уставе как «нацеленные на управление и эксплуатацию территорий, расположенных в зоне, очерченной Полярным кругом».
Россия вошла в состав учредителей Арктического совета в 1996 году для отстаивания исключительного права в регионе. Её позиция состоит в том, что наиболее важные вопросы арктические государства решают напрямую друг с другом.
Для «Поднебесной» Россия важный, но не единственный партнер в Арктике. Китайцы активно инвестировали в Гренландию, а также в Исландию, рассматривали датскую территорию и небольшое островное государство в качестве закрепления в регионе. Помимо этого, на Шпицбергене Пекину принадлежат определенные права по договору 1920 года.
Согласно докладу Центра военно-морского анализа (CNA), с 2012 года по 2017 год китайские инвестиции составили около 6% от среднего ВВП Исландии и 11,6% от ВВП Гренландии.
Проводя работу со странами, границы которых имеют выход к Арктике, наибольшего взаимопонимания Китай добился лишь в отношениях с Россией. Фактором является относительное технологическое отставание в области производства нефтегазового оборудования для поиска и добычи углеводородов на шельфе в условиях вечной мерзлоты, а также невозможность из-за санкций получать технологии от прежних поставщиков — стран Запада.
Китайские буровики на арктическом шельфе
Китайское нефтегазовое оборудование и технологии активно используются на российском Крайнем Севере уже несколько лет. Например, буровая установка Nan Hai Ba Hao, владельцем и оператором которой является компания China Oilfield Service Limited, открыла несколько крупных месторождений на шельфе российской Арктики.
Первый раз буровая прибыла в Арктику в 2017 году для бурения на Ленинградском лицензионном участке в Карском море. В результате ее работы запасы газа на месторождении были увеличены более чем на 850 млн куб. м, до 1,9 трлн кубометров. Год спустя она бурила на соседнем Русановском участке. В обоих случаях бурение проводилось по заказу «Газпрома».
В результате на Русановском лицензионном участке было выявлено 390,2 млрд куб. м газа. Месторождение получило имя Василия Динкова — министра нефтяной промышленности СССР.
Компании из «Поднебесной» участвуют в крупнейших российских арктических проектах. В конце прошлого года китайская Wison Offshore & Marine приступила к изготовлению модулей для первой технологической линии завода «Арктик СПГ — 2». Первый этап работы китайская компания смогла завершить с опережением графика. На заводе планируется построить три такие технологические линии мощностью 6,6 млн т каждая. В числе акционеров проекта находятся опять-таки китайские компании — China National Offshore Oil Corporation (CNOOC) — 10% и China National Oil and Gas Exploration and Development Corporation (CNODC) — 10%.
«Арктик СПГ — 2» — это второй крупнотоннажный проект производства сжиженного природного газа компании «НОВАТЭК» после «Ямал СПГ», в котором тоже есть китайские акционеры. Здесь 20% акций принадлежит China National Petroleum Corporation (CNPC), еще 9,9% — другой китайской компании — «Фонду Шелкового пути» (Silk Road Fund).
Помимо инвестиций партнёры из КНР обеспечивают техническую поддержку проекту «Ямал-СПГ». В 2014 году консорциум Yamgaz SNC заключил контракт с китайской компанией Offshore Oil Engineering Co (COOEC) на выполнение первого комплекса работ по производству модулей. Всего в проекте 36 модулей для сжижения газа стоимостью $1,6 миллиарда.
Китайские компании обладают знаниями и опытом добычи газа в суровых климатических условиях, что обеспечивает им место в особой группе производителей оборудования. Интерес Китая к СПГ объясняется тем, что его использование позволит Пекину избежать строительства трубопроводов и обеспечить расширение списка поставщиков энергии.
«Один пояс — один путь»
Проект «Ямал-СПГ» стал первым энергетическим проектом в Арктике, разработанным в рамках китайской программы «Один пояс — один путь», которая объединяет другие программы — «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века». Концепция, как считают ее авторы, способна изменить экономико-политический ландшафт Евразии и баланс сил на мировой арене в целом.
Программа, активно продвигаемая председателем КНР Си Цзиньпином, ориентирована на создание условий для экономического сотрудничества между государствами региона и в то же время подчеркивает растущую роль Китая в мировой политике. Запуск проекта способствовал дальнейшему вовлечению китайских компаний в другие энергетические проекты в Арктике и, таким образом, в дальнейшем усилит их присутствие в регионе.
«Поднебесная» старается вести активную деятельность в разных частях Арктики. Так, в 2017 году нефтехимическая корпорация China Petroleum & Chemical Corporation (Sinopec), китайская инвестиционная корпорация, банк Китая и американская энергетическая корпорация Alaska Gasline Development подписали соглашение о совместном развитии СПГ-проекта на Аляске для производства 20 млн метрических т СПГ.
Инвестиции Китая в арктические проекты свидетельствуют о его желании стать «великой полярной державой». Этот термин Си Цзиньпин ввёл в оборот в 2014 году. Планы по освоению полярных регионов стали приобретать более четкие очертания с 2018 года, когда бюро Госсовета КНР выпустило правительственный документ под названием «Арктическая политика Китая», где описаны экономические интересы «Поднебесной». В частности, в документе содержится призыв к международному сотрудничеству для разработки нового судоходного маршрута через Арктику.
Поиск взаимовыгодных решений
В последние годы на уровне руководства России и Китая неоднократно обсуждалась возможность сотрудничества в сфере развития инфраструктуры Северного морского пути (СМП) и совместного освоения «Ледяного Шелкового пути». Ожидается, что это будет способствовать развитию Северо-Восточного Китая и Дальнего Востока России, а также содействовать торгово-экономическому сотрудничеству между Корейским полуостровом, Японией и Европой.
Российские власти предлагают китайским партнерам сотрудничество в сфере развития СМП, который в «Поднебесной» называют «Полярным Шелковым путем». Речь идёт об инвестициях в российскую портовую инфраструктуру вдоль маршрута СМП. Со стороны Китая проявлен интерес к финансированию строительства глубоководного порта в Архангельске.
Однако желание Китая развивать торговое мореплавание по СМП пока только остаётся таковым до разрешения некоторых обстоятельств. В 2017 году в России внесены поправки в Кодекс торгового мореплавания, разрешающие использование СМП для перевозки нефти газа, и угля из России только отечественным судам. Это сделано для стимулирования российских компаний к развитию коммерческого судоходства по СМП и добыче природных ресурсов в регионе.
В этой связи китайские компании, которые предполагают участвовать в реализации экономических проектов Арктики, обсуждают вопрос о том, будет ли их участие состоять только в инвестировании или же более широким — через заключение концессионных соглашений.
Флотилия «Снежных драконов»
Арктический маршрут «Ледяной шелковый путь» считается важным элементом диверсификации морских торговых путей Китая. Продолжая покорять Арктику, КНР строит ледокольный флот. В прошлом году на верфи Jiangnan Shipyard в Шанхае был спущен на воду ледокол «Сюэлон-2» («Снежный дракон-2»). Его водоизмещение составляет 14 тыс. т, автономность работы во льдах достигает 60 суток, членами экипажа являются 90 человек. Проект ледокола разработан в Финляндии компанией Aker Arctic Technology.
Китай пока располагает двумя ледоколами, из которых первый — «Сюэлон-1» был переоборудован из грузового судна в 2012 году. Этот «Снежный дракон» прошёл по Северному морскому пути в рамках масштабной экспедиции в Арктику, длившейся 90 дней. Китайские ученые на его борту проводили исследования трассы.
В 2018 году академия оборонной науки народно-освободительной армии Китая сообщила, что для полярных исследований планирует использовать суда с ядерной энергетической установкой. Крупнейшая китайская судостроительная корпорация China Shipbuilding Industry (CSI) занялась разработкой технологии конструирования атомных судов арктического класса — ледоколов.
Китайская национальная атомная корпорация China National Nuclear Corporation (CNNC) объявила о тендере на строительство атомного ледокола. Проект, созданный по заказу китайской компании Maritime Nuclear Power Development — совместного предприятия, где главным акционером является CNNC и одним из миноритарных — Shanghai Electric, предусматривает строительство первого в «Поднебесной» атомного ледокола. Речь идет о создании многоцелевого судна, одной из основных задач которого является обеспечение государства энергетическими ресурсами.
В лаборатории Харбинского университета
Китай также ведёт активную научную работу по освоению Арктики. По данным агентства Xinhua, в прошлом году в харбинском инженерном университете открыли совместную китайско-российскую лабораторию, специализирующуюся на технологиях и оборудовании для исследования полярных зон. Харбинский инженерный университет является одним из крупнейших научно-исследовательских институтов, работающий в области полярного кораблестроения и морского машиностроения в Китае. Он является членом Арктического альянса научных лабораторий.
Ученые и инженеры «Поднебесной» взаимодействуют с российскими коллегами в таких областях, как арктическое судоходство, энергетика в экстремальных зонах планеты и полярные научные исследования. Ожидается, что в результате совместной работы будет сформирована группа промышленных кластеров, специализирующихся на производстве арктического оборудования, морской техники и программного обеспечения.
На взаимовыгодных условиях
Главная причина интереса азиатских государств, прежде всего Китая, к арктическому региону состоит в колоссальных ресурсах, которые там находятся. Согласно оценке Геологической службы США, на арктических пространствах залегает 13% неразведанных ресурсов нефти и 30% природного газа, причем наибольшие запасы газа сосредоточены в российской части Арктики.
Сегодня России нужны китайские промышленные мощности и технологии. А Китаю — наши углеводороды. Обе страны заинтересованы в дальнейшем развитии экономического сотрудничества.
До тех пор пока взаимодействие Москвы и Пекина в Арктике отвечает интересам обеих стран и не создаёт чрезмерной зависимости одного государства от другого, оно будет продолжаться и развиваться, решая периодически возникающие проблемы. По мнению экспертов, в ближайшее время ожидается увеличение числа китайских компаний в российской части Арктики. Для кого это взаимодействие будет более выгодным, покажет время.