Центральное диспетческое управление топливно-энергетического комплекса Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса
Вход
Нефть
Переработка
Газ
Уголь
  • О ТЭК
    • Статьи
    • Журнал
  • Продукты и услуги
  • Мероприятия
  • О нас
  • Контакты
  • 2024
  • 2023
  • 2022
  • 2021
  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

На пути к «великой полярной державе»

2020-08-13

Интересы Китая в Арктике связаны с перспективами использования её углеводородных ресурсов и расширения транспортных путей. Нефтегазовые месторождения северного региона могут значительно повысить уровень энергообеспечения страны. Развитие судоходства по арктическим маршрутам открывает новые экономические возможности для «Поднебесной», а также преследует стратегические цели.

Позиция Китая в отношении статуса Арктики схожа со взглядами США, Великобритании, Индии и Японии. КНР официально считает себя государством, расположенным вблизи северного региона, который должен быть достоянием всего человечества.

В России Арктика рассматривается как стратегическая ресурсная база, арктический шельф — в статусе общероссийской кладовой. В этой связи в 2013 году была утверждена «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года».

В свою очередь, в 2018 году Госсовет КНР принял китайскую арктическую стратегию. Она называется Белая книга по арктической политике — «Политика Китая в Арктике». Это первый нормативный документ, опубликованный китайским правительством по этому вопросу. Основная идея Белой книги состоит в том, что ситуация в Арктике претерпевает глубокие изменения. Это ставит перед Китаем новые задачи — стремиться к тому, чтобы обеспечить участие всех заинтересованных сторон в управлении северного региона.

Важнейшие положения китайской и российской стратегий в Арк­тике прямо противоречат друг другу. Тем не менее оба государства не акцентируют это на политическом уровне. Более того, Китай и Россия в последнее время всё теснее взаимодействуют на основе совпадающих интересов. В итоге отношения двух стран приняли характер стратегического партнерства.

«Ползучее» завоевание

Взаимодействие на Крайнем Севере двух стран происходит на фоне американо-российской конфронтации, которая в значительной степени препятствует возможностям сотрудничества с западными компаниями в сфере добычи нефти и газа, прежде всего в Арктике. В итоге нашей стране пришлось искать других партнеров, способных привлечь передовые технологии в области производства углеводородов на морском шельфе в условиях вечной мерзлоты. Эти партнеры расположены главным образом в Азии. Японские компании JOGMEG и Mitsui вошли в 2019 году в проект «Арктик СПГ». В 2020 году руководство министерства иностранных дел РФ заявило, что Индия может стать первым неарктическим государством, добывающим ресурсы в Арктике.

2020-06-Арктика.gif

В сложившейся ситуации основным экономическим и технологическим партнером России в сфере добычи и переработки углеводородов в Арктике становится Китай. Тактика «Поднебесной» состоит в постепенном продвижении своих интересов в Арктике и ожидании, когда наступят более благоприятные условия.

В США деятельность России в Арктике и постепенное проникновение в северный регион Китая рассматривают как угрозу Западу. Согласно этой точке зрения, Пекин развивает экспансию в западном направлении, постепенно внедряясь в экономику России, чтобы затем приступить к извлечению ресурсов и, прежде всего, углеводородных. Сторонники такого взгляда считают, что происходит «ползучее» завоевание Арктики Китаем. В итоге КНР получит доступ к природным ресурсам региона, а взамен создаст транспортную и коммуникационную инфраструктуры.

Важный, но не единственный партнер

Официальный диалог по Арктике между Москвой и Пекином начался в 2013 году. Именно тогда Китай стал одним из государств-наблюдателей Арктического совета. В состав этой организации входят восемь стран региона — Канада, США, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия и Швеция, а также 13 стран наблюдателей, стремящихся интернационализировать управление регионом. И те и другие определены в уставе как «нацеленные на управление и эксплуатацию территорий, расположенных в зоне, очерченной Полярным кругом».

Россия вошла в состав учредителей Арктического совета в 1996 году для отстаивания исключительного права в регионе. Её позиция состоит в том, что наиболее важные вопросы арктические государства решают напрямую друг с другом.

Для «Поднебесной» Россия важный, но не единственный партнер в Арктике. Китайцы активно инвестировали в Гренландию, а также в Исландию, рассматривали датскую территорию и небольшое островное государство в качестве закрепления в регионе. Помимо этого, на Шпицбергене Пекину принадлежат определенные права по договору 1920 года.

Согласно докладу Центра военно-морского анализа (CNA), с 2012 года по 2017 год китайские инвестиции составили около 6% от среднего ВВП Исландии и 11,6% от ВВП Гренландии.

Проводя работу со странами, границы которых имеют выход к Арктике, наибольшего взаимопонимания Китай добился лишь в отношениях с Россией. Фактором является относительное технологическое отставание в области производства нефтегазового оборудования для поиска и добычи углеводородов на шельфе в условиях вечной мерзлоты, а также невозможность из-за санкций получать технологии от прежних поставщиков — стран Запада.

Китайские буровики на арктическом шельфе

Китайское нефтегазовое оборудование и технологии активно используются на российском Крайнем Севере уже несколько лет. Например, буровая установка Nan Hai Ba Hao, владельцем и оператором которой является компания China Oilfield Service Limited, открыла несколько крупных месторождений на шельфе российской Арктики.

Первый раз буровая прибыла в Арктику в 2017 году для бурения на Ленинградском лицензионном участке в Карском море. В результате ее работы запасы газа на месторождении были увеличены более чем на 850 млн куб. м, до 1,9 трлн кубометров. Год спустя она бурила на соседнем Русановском участке. В обоих случаях бурение проводилось по заказу «Газпрома».

В результате на Русановском лицензионном участке было выявлено 390,2 млрд куб. м газа. Месторождение получило имя Василия Динкова — министра нефтяной промышленности СССР.

Компании из «Поднебесной» участвуют в крупнейших российских арктических проектах. В конце прошлого года китайская Wison Offshore & Marine приступила к изготовлению модулей для первой технологической линии завода «Арктик СПГ — 2». Первый этап работы китайская компания смогла завершить с опережением графика. На заводе планируется построить три такие технологические линии мощностью 6,6 млн т каждая. В числе акционеров проекта находятся опять-таки китайские компании — China National Offshore Oil Corporation (CNOOC) — 10% и China National Oil and Gas Exploration and Development Corporation (CNODC) — 10%.

«Арктик СПГ — 2» — это второй крупнотоннажный проект производства сжиженного природного газа компании «НОВАТЭК» после «Ямал СПГ», в котором тоже есть китайские акционеры. Здесь 20% акций принадлежит China National Petroleum Corporation (CNPC), еще 9,9% — другой китайской компании — «Фонду Шелкового пути» (Silk Road Fund).

Помимо инвестиций партнёры из КНР обеспечивают техническую поддержку проекту «Ямал-СПГ». В 2014 году консорциум Yamgaz SNC заключил контракт с китайской компанией Offshore Oil Engineering Co (COOEC) на выполнение первого комплекса работ по производству модулей. Всего в проекте 36 модулей для сжижения газа стоимостью $1,6 миллиарда.

Китайские компании обладают знаниями и опытом добычи газа в суровых климатических условиях, что обеспечивает им место в особой группе производителей оборудования. Интерес Китая к СПГ объясняется тем, что его использование позволит Пекину избежать строительства трубопроводов и обеспечить расширение списка поставщиков энергии.

«Один пояс — один путь»

Проект «Ямал-СПГ» стал первым энергетическим проектом в Арктике, разработанным в рамках китайской программы «Один пояс — один путь», которая объединяет другие программы — «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века». Концепция, как считают ее авторы, способна изменить экономико-политический ландшафт Евразии и баланс сил на мировой арене в целом.

Программа, активно продвигаемая председателем КНР Си Цзиньпином, ориентирована на создание условий для экономического сотрудничества между государствами региона и в то же время подчеркивает растущую роль Китая в мировой политике. Запуск проекта способствовал дальнейшему вовлечению китайских компаний в другие энергетические проекты в Арктике и, таким образом, в дальнейшем усилит их присутствие в регионе.

«Поднебесная» старается вести активную деятельность в разных частях Арктики. Так, в 2017 году нефте­химическая корпорация China Petroleum & Chemical Corporation (Sinopec), китайская инвестиционная корпорация, банк Китая и американская энергетическая корпорация Alaska Gasline Development подписали соглашение о совместном развитии СПГ-проекта на Аляске для производства 20 млн метрических т СПГ.

Инвестиции Китая в арктические проекты свидетельствуют о его желании стать «великой полярной державой». Этот термин Си Цзиньпин ввёл в оборот в 2014 году. Планы по освоению полярных регионов стали приобретать более четкие очертания с 2018 года, когда бюро Госсовета КНР выпустило правительственный документ под названием «Арктическая политика Китая», где описаны экономические интересы «Поднебесной». В частности, в документе содержится призыв к международному сотрудничеству для разработки нового судоходного маршрута через Арктику.

Поиск взаимовыгодных решений

В последние годы на уровне руководства России и Китая неоднократно обсуждалась возможность сотрудничества в сфере развития инфраструктуры Северного морского пути (СМП) и совместного освоения «Ледяного Шелкового пути». Ожидается, что это будет способствовать развитию Северо-Восточного Китая и Дальнего Востока России, а также содействовать торгово-экономическому сотрудничеству между Корейским полуостровом, Японией и Европой.

Российские власти предлагают китайским партнерам сотрудничество в сфере развития СМП, который в «Поднебесной» называют «Полярным Шелковым путем». Речь идёт об инвестициях в российскую портовую инфраструктуру вдоль маршрута СМП. Со стороны Китая проявлен интерес к финансированию строительства глубоководного порта в Архангельске.

Однако желание Китая развивать торговое мореплавание по СМП пока только остаётся таковым до разрешения некоторых обстоятельств. В 2017 году в России внесены поправки в Кодекс торгового мореплавания, разрешающие использование СМП для перевозки нефти газа, и угля из России только отечественным судам. Это сделано для стимулирования российских компаний к развитию коммерческого судоходства по СМП и добыче природных ресурсов в регионе.

В этой связи китайские компании, которые предполагают участвовать в реализации экономических проектов Арктики, обсуждают вопрос о том, будет ли их участие состоять только в инвестировании или же более широким — через заключение концессионных соглашений.

Флотилия «Снежных драконов»

Арктический маршрут «Ледяной шелковый путь» считается важным элементом диверсификации морских торговых путей Китая. Продолжая покорять Арктику, КНР строит ледокольный флот. В прошлом году на верфи Jiangnan Shipyard в Шанхае был спущен на воду ледокол «Сюэлон-2» («Снежный дракон-2»). Его водоизмещение составляет 14 тыс. т, автономность работы во льдах достигает 60 суток, членами экипажа являются 90 человек. Проект ледокола разработан в Финляндии компанией Aker Arctic Technology.

Китай пока располагает двумя ледоколами, из которых первый — «Сюэлон-1» был переоборудован из грузового судна в 2012 году. Этот «Снежный дракон» прошёл по Северному морскому пути в рамках масштабной экспедиции в Арктику, длившейся 90 дней. Китайские ученые на его борту проводили исследования трассы.

В 2018 году академия оборонной науки народно-освободительной армии Китая сообщила, что для полярных исследований планирует использовать суда с ядерной энергетической установкой. Крупнейшая китайская судостроительная корпорация China Shipbuilding Industry (CSI) занялась разработкой технологии конструирования атомных судов арктического класса — ледоколов.

Китайская национальная атомная корпорация China National Nuclear Corporation (CNNC) объявила о тендере на строительство атомного ледокола. Проект, созданный по заказу китайской компании Maritime Nuclear Power Development — совместного предприятия, где главным акционером является CNNC и одним из миноритарных — Shanghai Electric, предусматривает строительство первого в «Поднебесной» атомного ледокола. Речь идет о создании многоцелевого судна, одной из основных задач которого является обеспечение государства энергетическими ресурсами.

В лаборатории Харбинского университета

Китай также ведёт активную научную работу по освоению Арктики. По данным агентства Xinhua, в прошлом году в харбинском инженерном университете открыли совместную китайско-российскую лабораторию, специализирующуюся на технологиях и оборудовании для исследования полярных зон. Харбинский инженерный университет является одним из крупнейших научно-исследовательских институтов, работающий в области полярного кораблестроения и морского машиностроения в Китае. Он является членом Арктического альянса научных лабораторий.

Ученые и инженеры «Поднебесной» взаимодействуют с российскими коллегами в таких областях, как аркти­ческое судоходство, энергетика в экстремальных зонах планеты и полярные научные исследования. Ожидается, что в результате совместной работы будет сформирована группа промышленных кластеров, специализирующихся на производстве арктического оборудования, морской техники и программного обеспечения.

На взаимовыгодных условиях

Главная причина интереса азиатских государств, прежде всего Китая, к арктическому региону состоит в колоссальных ресурсах, которые там находятся. Согласно оценке Геологической службы США, на арктических пространствах залегает 13% неразведанных ресурсов нефти и 30% природного газа, причем наибольшие запасы газа сосредоточены в российской части Арктики.

Сегодня России нужны китайские промышленные мощности и технологии. А Китаю — наши углеводороды. Обе страны заинтересованы в дальнейшем развитии экономического сотрудничества.

До тех пор пока взаимодействие Москвы и Пекина в Арктике отвечает интересам обеих стран и не создаёт чрезмерной зависимости одного государства от другого, оно будет продолжаться и развиваться, решая периодически возникающие проблемы. По мнению экспертов, в ближайшее время ожидается увеличение числа китайских компаний в российской части Арктики. Для кого это взаимодействие будет более выгодным, покажет время.

  • О ТЭК
  • Продукты и услуги
  • Мероприятия
  • О нас
  • Контакты

Частичная или полная перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения
ЦДУ ТЭК – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России
Все права защищены и охраняются законом. © 2002-2025 ФГБУ «РЭА» Минэнерго
(ЦДУ ТЭК – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России) +7 (495) 950-82-00