«Турецкий поток»
История этого инфраструктурного проекта началась с закрытия 1 декабря 2014 года «Южного потока». Стоит напомнить, что подводный участок протяженностью 931 км должны были проложить по дну Черного моря от Анапы до Варны (Болгария). Планировались четыре нитки общей мощностью 63 млрд куб. м в год. Предполагалось, что коммерческие поставки начнутся в I квартале 2016 года, а в 2018 году газопровод должны были вывести на полную производительность. В декабре 2012 года в Анапе в торжественной обстановке дали старт проекту, в октябре 2013‑го на болгарском участке прошла церемония сварки первого стыка, в декабре 2014‑го собирались начать укладку труб по дну моря.
Но масштабный проект пришлось остановить. Еврокомиссия (ЕК) инициировала антимонопольное расследование. По ее оценкам, оказалось, что «Южный поток» противоречит нормам «третьего энергопакета» Евросоюза. В июне 2014 года ЕК высказала болгарской стороне претензии, связанные с «нарушением европейских правил проведения тендеров на строительство инфраструктурных проектов». В результате Болгарию вынудили заморозить работу по строительству газопровода. Реакция Москвы не заставила себя долго ждать: 1 декабря 2014 года на пресс-конференции в Анкаре президент РФ Владимир Путин заявил, что «Россия в нынешних условиях не может продолжать реализацию данного проекта».
В тот же день было объявлено о договоренностях по прокладке нового трубопровода (транспортировка газа) по дну Черного моря — «Турецкого потока». «Газпром» и Botas Petroleum Pipeline Corporation (Турецкая Республика) подписали меморандум о взаимопонимании по строительству газопровода от компрессорной станции (КС) «Русская», построенной в районе Анапы, до приемного терминала вблизи небольшого курортного поселка Кыйыкёй. Началась работа по созданию South Stream Transport B. V. (100% «дочка» «Газпрома») — структуры, реализующей проект, а также подготовка технико-экономического обоснования и его согласование. Уже в сентябре 2016 года турецкие власти выдали первые разрешения на строительство газопровода, через месяц правительства РФ и Турецкой Республики подписали соглашение, касающееся аспектов реализации проекта. В декабре 2016 года South Stream Transport B. V. и швейцарская компания Allseas Group S. A. заключили контракт на укладку труб морского участка. 7 мая 2017 года у российского побережья в Черном море начались работы по строительству магистрали. Через 15 месяцев, с опережением графика, укладка 930 км трассы была завершена. Диаметр труб — 813 мм, максимальная глубина моря 2200 метров, общая годовая мощность двух ниток — 31,5 млрд кубометров.
В конце 2019 года компания Petrofac (Великобритания), согласно контракту с South Stream Transport B. V., окончила строительство наземных трубопроводов и приемного терминала на северо-западе Турции в районе Кыйыкёй. Каждый этап реализации проекта сопровождался постоянным мониторингом окружающей среды. Как во время строительства, так и в ходе эксплуатации соблюдаются высокие стандарты техническо-экологической безопасности. По оценкам экспертов, общая стоимость проекта составила $6 миллиардов.
8 января 2020 года состоялось торжественное открытие газопровода «Турецкий поток». В церемонии приняли участие президент РФ Владимир Путин, президент Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдоган, президент Сербии Александр Вучич, премьер-министр Болгарии Бойко Борисов. Говоря о «Турецком потоке», Владимир Путин отметил, что «это уникальная, беспрецедентная по своим параметрам глубоководная газотранспортная система».
«Европа получила новый, надежный маршрут поставок трубопроводного российского газа. Это выводит наше сотрудничество с турецкими и европейскими партнерами на новый уровень и будет способствовать повышению энергетической безопасности региона», — сказал в ходе мероприятия глава «Газпрома» Алексей Миллер.
По одной нитке российский газ поступает в Турцию, по другой — направляется в страны Южной и Юго-Восточной Европы. Введение трубопровода в эксплуатацию дало возможность России уже с 1 января 2020 года значительно сократить подачу «голубого» топлива через Украину в Балканском направлении. Транзит осуществляется только для нужд Румынии и Молдовы.
По данным «Газпрома», поставки газа по двум ниткам начались в январе 2020 года и к 27 января превысили миллиард кубометров. 54% из этого объема пошли на турецкий газовый рынок, 46% — на турецко-болгарскую границу.
Однако говорить сегодня о полноценной прокачке газа по «Турецкому потоку» в Европу пока не приходится. Причина — задержки со строительством сухопутного продолжения черноморского газопровода по территории Болгарии до границы с Сербией.
Из 308 км трассы к укладке в траншеи подготовлено лишь треть газопровода — 103 километра. При этом дата запуска болгарского участка — 1 июня 2020 года. Эксперты сомневаются, что оператор ГТС Болгарии «Булгартрансгаз» за оставшиеся три месяца сможет разобраться с подрядной организацией — консорциумом Arkad (создан итальянской Arkad ABB S.p.A. и саудовской Arkad Engineering & Construction Company) — которая затягивает строительство.
В Сербии, в отличие от Болгарии, к делу отнеслись гораздо серьезнее. Свой участок газопровода протяженностью 403 км здесь подготовили к эксплуатации в декабре 2019 года. Однако получать газ из МТ «Турецкий поток» страна пока не может, поскольку болгарскому участку газопровода еще далеко до готовности. Тем не менее болгары сумели построить 11 км газопровода, который позволил получать российский газ по «Турецкому потоку» и по действующим магистралям направлять его в Грецию и Северную Македонию.
Кроме того, есть договоренность о том, что продолжение второй нитки с территории Сербии пойдет в Венгрию, где в настоящее время проводится процедура «открытой подписки» (Open Season), на основе которой будет подготовлено технико-экономическое обоснование для проекта.
«Сила Сибири»
Как отмечают эксперты, переговоры с Китаем по трубопроводным поставкам велись достаточно долго — больше 10 лет (14 октября 2004 года глава «Газпрома» Алексей Миллер и президент китайской госкомпании CNPC Чэнь Гэн в Пекине подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве). Сначала обсуждалась возможность строительства МТ «Алтай» по «западному маршруту», который со временем станут называть «Силой Сибири-2». Трассу этого газопровода планировалось провести от месторождений Западной Сибири, хорошо обустроенных инфраструктурно, до северо-западной границы КНР. Преимущество этого проекта заключалось в том, что не было необходимости вкладываться в развитие газовых промыслов. Минусов, однако, оказалось больше: газ Западной Сибири в основном ориентирован на европейский рынок, к тому же сами китайцы не горели желанием заводить магистральную трубу в малонаселенные западные области страны, которые неплохо обеспечены за счет газопровода из Туркменистана и собственной добычи. «Голубое» топливо ждут в центральных и восточных областях Китая, где плотность населения достаточно высока. Немаловажно заметить, что первоначально «Алтай» планировали прокладывать через плато Укок, территория которого включена в почётный список Всемирного наследия ЮНЕСКО; в связи с этим претензии и протесты со стороны экологической общественности, в том числе на международном уровне, были бы обеспечены. Поэтому, когда в 2009 году РФ и КНР подписали первое рамочное соглашение о поставках газа, «Газпром» на всякий случай приступил к работе над обустройством Чаяндинского месторождения на Востоке России. В октябре 2012 года президент Владимир Путин поручил госмонополии подготовить проект газовой трассы «Якутия — Хабаровск — Владивосток». Позже «Газпром» объявил конкурс на название газопровода. 27 декабря 2012 года на заседании государственного совета глава государства озвучил вариант наименования, победившего в конкурсе, — «Сила Сибири». Пока шел переговорный процесс проектный институт ВНИПИгаздобыча подготовил проекты по «Силе Сибири» и обустройству Чаяндинского месторождения. Однако «Газпром» не спешил включать эти объекты в свою инвестиционную программу до заключения контракта, хотя подготовительные работы по ним велись достаточно активно. В июле 2013 года на крупную сумму закупили трубы большого диаметра, а в августе вагоны с этой продукцией прибыли на склады в Ленский район.
В мае 2014 года «Газпром» и китайская госкомпания CNPC подписали договор купли-продажи российского газа по «восточному» маршруту, то есть по газопроводу «Сила Сибири». Согласно заключенному контракту, срок действия которого — 30 лет, российская сторона обеспечит поставку в КНР 38 млрд куб. м газа в год.
Официально стройка первого участка газопровода «Сила Сибири» — от Чаяндинского месторождения газа в Якутии до Благовещенска (граница с Китаем) — началась в сентябре 2014 года. Протяженность трассы — 2200 километров. На втором этапе будет проведена 800‑километровая магистраль от Ковыктинского месторождения, на основе которого формируется Иркутский центр газодобычи, до Чаяндинского. Планируется, что Ковыкту введут в эксплуатацию в конце 2022 года. Расширение газотранспортных мощностей на участке от Чаянды до Благовещенска будет осуществлено на третьем этапе.
В сентябре 2016 года «Газпром» и CNPC договорились о строительстве подводного двухниточного перехода трансграничного участка «Силы Сибири» через реку Амур. Началось сооружение приграничной компрессорной станции «Атаманская». В мае через российско-китайскую границу был открыт временный пункт пропуска, что позволило в оперативном порядке организовать беспрепятственную работу строительной техники и персонала в пограничной зоне. В июле 2019 года «Силу Сибири» состыковали с китайским трубопроводом, который проходит от границы до Шанхая, в августе к газопроводу было подключено Чаяндинское месторождение.
Как отмечают эксперты, «Сила Сибири» является самым масштабным инвестиционным газовым проектом в мировой практике. Строительство газопровода осуществлялось в непростых природно-климатических условиях. Магистраль прокладывали через заболоченные, горные и сейсмоактивные территории, по скальным отложениям, на участках с вечной мерзлотой. При этом температура воздуха порой достигала аномальных значений — минус 62 °С — как это было в Якутии.
В «Газпроме» подчеркивают, что при реализации проекта применялись трубы исключительно российского производства с внутренним гладкостным покрытием, которое снижает затраты энергии на транспортировку газа. Внешняя изоляция трубной продукции выполнена из инновационных отечественных нанокомпозиционных материалов, что защищает от коррозии, а также увеличивает срок службы газопровода. На активных тектонических разломах использовались трубы с повышенной деформационной способностью, для их укладки потребовались специальные технические решения.
В ходе строительных работ достаточно широкое применение нашли возобновляемые источники энергии и комплексная автоматизация технологических процессов. На всем протяжении трассы постоянно проводится экологический мониторинг. Специалисты отмечают, что еще на этапе проектирования были заложены наиболее оптимальные для окружающей среды технические решения.
К началу декабря 2019 года работы по первому этапу проекта были завершены. 2 декабря состоялась торжественная церемония, посвященная началу первых трубопроводных поставок российского газа в Китай по магистральному газопроводу «Сила Сибири». В режиме телемоста в мероприятии приняли участие президент РФ Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин.
Согласно договоренности, первые полгода после официального открытия газопровод будет осуществлять поставки в режиме пуско-наладки. После этого «Сила Сибири» выйдет на согласованный штатный режим: в 2020 году прокачка газа составит 5 млрд куб. м, в 2021 году — 10 млрд куб. м, в 2022 году — 15 млрд кубометров.
Контрактом оговорено, что КНР обязана забрать 85% поставляемого газа. Остальной газ запланирован для российских потребителей — промышленным предприятиям, муниципальным образованиям. В ближайшее время «Газпром» рассчитывает запустить отвод от «Силы Сибири» в сторону поселка Циолковский, для газоснабжения космодрома Восточный.
В Амурской области, где протяженность трубопровода будет доведена до 2,2 тыс. км, разрабатывается программа газификации на 2021–2025 годы, согласно которой планируется значительно увеличить количество газифицируемых объектов. Особую надежду здесь связывают со строительством нефтехимического кластера на базе Амурского газохимического комплекса (проект «СИБУРа») мощностью до 1,5 млн т этилена и полиэтилена в год.
Российские власти уверены, что газопровод «Сила Сибири» и новые центры газодобычи создадут возможности для ускорения социально-экономического развития восточных регионов. На построенных объектах «Газпрома» уже создано 1900 постоянных рабочих мест.
До недавнего времени российская газовая компания обсуждала с CNPC возможность реализации проекта «Сила Сибири-2», то есть варианта трассы по «западному» маршруту. Но, как рассказала на Дне инвестора в Нью-Йорке глава «Газпром экспорта» Елена Бурмистрова, сейчас переговоры приостановлены в связи с мероприятиями по ликвидации в КНР эпидемии коронавируса.
Напомним, что 8 мая 2015 года было заключено соглашение о поставках газа из России в Китай по «западному» маршруту. Согласно документу, предусматривался экспорт российского газа с месторождений Западной Сибири в объеме 30 млрд куб. м в год. Как отмечают в Минэнерго, в настоящее время проводится оценка возможности трубопроводных поставок газа в КНР через территорию Монголии, которая, по словам министра энергетики РФ Александра Новака, «демонстрирует интерес к проекту».
«Северный поток-2»
Поставки российского природного газа в Европу по газопроводу «Северный поток» в коммерческом режиме начались 8 октября 2012 года. К этому времени уже были получены предварительные результаты технико-экономического исследования строительства третьей и четвертой ниток газопровода, рассмотрев которые акционеры «Газпрома» сделали вывод о том, что реализация нового трубопроводного проекта по дну Балтийского моря является экономически целесообразным и технически осуществимым. Определились и с названием — «Северный поток-2», что подразумевало привязанность к уже действующему газопроводу, тем более что прокладку труб решили вести по уже знакомому маршруту.
В начале 2017 года была создана компания-оператор Nord Stream 2 AG (100% дочернее предприятие «Газпрома»), которая в апреле этого же года заключила соглашение о финансировании проекта с ENGIE, OMV, Royal Dutch Shell, Uniper и Wintershall. Согласно документу, европейские компании проинвестируют строительство «Северного потока-2» на 50%. На тот момент стоимость проекта оценивалась в € 9,5 миллиарда.
В сентябре 2018 года началась укладка газопровода в Балтийском море. По расчетам проектировщиков, протяженность трассы составила 1234 км (2468 км по двум ниткам). В качестве точки входа определен район Усть-Луги в Ленинградской области, где завершается строительство КС «Славянская». Далее трубопровод проходит через исключительные экономические зоны и территориальные воды РФ, Финляндии, Швеции, Дании, Германии. Протяженность российского участка составляет 118 км, финского — 374 км, шведского — 510 км, датского — 147 км, немецкого — 85 километров. Точка выхода расположена в районе Грайфсвальда (Германия). Мощность двух ниток «Северного потока-2» — 55 млрд куб. м газа в год.
Параллельно с укладкой газопровода ведётся расширение береговой газотранспортной сети. Немецкие компании практически закончили сооружение газопровода Eugal для поставок газа к газовому хабу в районе Баумгартена (Австрия), на территории Чехии компания NET4GAS осуществляет строительство трубопровода Capacity4Gas. В России идут работы по укладке газопроводной трассы «Грязовец — КС Славянская».
В качестве ресурсной базы для газопровода определены Южно-Русское и Бованенковское месторождения (добыча газа).
Специально для «Северного потока-2» было изготовлено 200 тыс. труб длиной 12 м и весом 10–12 т (в зависимости от толщины стенки) каждая. Трубная продукция имеет полимерное покрытие, а также утяжеляющую бетонную «рубашку», доводящую вес трубы до 24 т, что служит для предотвращения всплытия. Внутренний диаметр труб — 1153 мм, толщина стенки — 41 мм, 30,9 мм или 34,6 мм в зависимости от их назначения. Расчетное рабочее давление — до 220 атмосфер. Технология укладки включает соединение труб высокоточной сваркой и затяжку термоусадочными манжетами.
Закончить строительство подвод-ной части планировалось в IV квартале 2019 года, но случилась непредвиденная задержка — власти Дании фактически на два года затянули согласование маршрута в своей исключительной зоне. Только 30 октября 2019 года было выдано разрешение на строительство газопровода в водах Королевства. Копенгаген одобрил 147‑километровый маршрут к юго-востоку от острова Борнхольм. Стоит отметить, что к моменту получения этого разрешения все остальные подводные участки «Северного потока-2» уже были готовы.
Во второй половине декабря 2019 года президент США Дональд Трамп подписал оборонный бюджет страны, который предусматривает санкции в отношении компаний, участвующих в строительстве газопроводов «Северный поток — 2» и «Турецкий поток». Этого оказалось достаточно, чтобы швейцарская компания Allseas, ведущая укладку трубы в Балтийском море, вывела свои суда из зоны работ, опасаясь действия санкций. Стоит отметить, что по состоянию на 23 декабря готовность трубопровода оценивалась в 93,5%, для завершения строительства осталось уложить 160 км труб.
Позиция Вашингтона, который, по общему мнению экспертов, заинтересован в продвижении на европейский рынок американского СПГ, вызвала возмущение в ряде европейских стран. Так, канцлер ФРГ Ангела Меркель на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным заявила: «Мы не считаем правильными экстерриториальные санкции США, и поэтому мы поддерживаем “Северный поток-2” по‑прежнему, как и раньше».
В свою очередь, Владимир Путин заметил, что Россия сможет закончить реализацию проекта самостоятельно, без привлечения партнеров. По его словам, «в конце этого года или начале следующего он заработает».
Министр энергетики Александр Новак допустил вариант, учитывающий укладку оставшихся труб при помощи краново-монтажного трубоукладочного судна «Академик Черский», которое к настоящему времени покинуло порт в Находке и направилось в сторону Балтики.