«ЗапСибНефтехим» вышел на проектную мощность
На построенном «СИБУРом» предприятии глава государства ознакомился с работой основных технологических установок, посетил центральную операторную, откуда осуществляется управление всем «ЗапСибНефтехимом», пообщался с работниками. Как рассказали руководители комплекса, начиная с четвертого квартала 2020 года, опережая плановый график, предприятие вышло на проектную мощность, которая в годовом выражении составляет 2 млн т базовых полимеров (1,5 млн т полиэтилена и 500 тыс. т полипропилена). По итогам 10 месяцев 2020 года «ЗапСибНефтехим», основным сырьем для которого служит широкая фракция лёгких углеводородов (ШФЛУ, продукт переработки попутного нефтяного газа и газового конденсата), выпустил 1 млн 322 тыс. т полимеров. Благодаря этим показателям рост объемов промышленного производства в Тюменской области в категории «Обрабатывающие производства» составил 158,9%. По оценкам специалистов, поставки продукции тобольского нефтехимического комплекса на внешние рынки обеспечат по итогам года до 15% от целевого прироста российского экспорта несырьевых товаров.
В проект было вложено $8,8 млрд, в том числе частные инвестиции — $4,5 млрд, заёмные средства — $2,5 млрд; также через Российский фонд прямых инвестиций были привлечены средства Фонда национального благосостояния в размере $1,8 млрд на возвратной основе, причём с доходностью, которая выше, чем от вложения в иностранные ценные бумаги.
Как отметил Владимир Путин в ходе совещания, Тобольск за последние годы превратился в мировой центр нефтегазовой химии. «За семь лет здесь построено два крупных предприятия, которые, безусловно, выводят этот регион, да и нашу страну в целом в число лидеров». По мнению президента РФ, новый комплекс будет играть существенную роль в замещении импорта полиэтиленов и полипропиленов, позволит повысить глубину переработки сырья, более рачительно использовать ресурсы, прежде всего попутный нефтяной газ.
«С 2010 года по 2019 год у нас сжигание упало с 25,7% до 18,5%», — напомнил глава государства, который также выразил надежду, что число таких перспективных проектов, как в Тобольске, будет только расти.
Важные проекты
«Нужно активнее продвигать российскую нефтехимическую продукцию, — заявил Путин, — внутри страны, за рубежом, наращивать эффективность и объёмы производства. Для этого в отрасли должны быть реализованы масштабные проекты с общим объёмом инвестиций 5 трлн рублей. Два крупнейших из них — Амурский ГПЗ (переработка газа) и комплекс по переработке этансодержащего газа в районе морского порта Усть-Луга в Ленинградской области — реализуются при поддержке Внешэкономбанка России. А всего у нас таких 14 проектов, и на этих объектах в будущем должно быть сформировано 17 тыс. высококвалифицированных и хорошо оплачиваемых рабочих мест».
По его мнению, российские нефтехимики «способны не только обеспечить внутренние потребности в качественной продукции, но и занять более весомые позиции на глобальном рынке». Для этого есть все возможности: квалифицированные кадры, передовые технологии, мощная сырьевая база. «Эти конкурентные преимущества, безусловно, нужно использовать по максимуму», — считает президент.
Государство понимает важность таких проектов для национальной экономики, оказывая им поддержку. Так, в октябре 2020 года был принят закон, согласно которому устанавливается обратный акциз на этан и сжиженные углеводородные газы в обмен на инвестиции в развитие производства по их переработке в продукты нефтегазохимии. Как заметил Владимир Путин, российские власти продолжат формировать комфортные условия для деятельности инвесторов в этой сфере. Правительство этим уже занимается вплотную. Ведется работа по отмене устаревших строительных предписаний, упрощаются санитарные нормы и требования, стимулируется применение передовых строительных материалов и цифровых технологий.
В последние годы рост производства в нефтехимической отрасли был достигнут за счёт развития крупнотоннажной нефтехимии. Благодаря запуску новых проектов в этом сегменте импортозамещение практически завершено: Россия производит 5,3 млн т продукции, а импорт составляет 0,3 млн тонн. В малотоннажной нефтехимии ситуация противоположная: производится 3,7 млн т продукции, импортируется — 1,4 млн тонн. Стоит заметить, в Европе «малотоннажка» составляет 30–40% от выпуска всей химической продукции. Глава государства призвал менять такое положение дел, поскольку «внутренний спрос значительно превосходит то, что мы сейчас производим».
Другая актуальная задача — сформировать устойчивый спрос на российскую нефтехимическую продукцию. Для этого нужно создавать собственный внутренний рынок.
«В России, как и во всём мире, полимерные материалы широко востребованы в строительстве, в медицине, в жилищно-коммунальном хозяйстве, в пищевой промышленности и в целом ряде других отраслей. Их использование открывает новые серьёзные, широкие возможности, позволяет снизить производственные и эксплуатационные издержки, причём в разы, в том числе за счёт более долгого срока службы полимерной продукции. Выгода от её внедрения в сравнении с устаревшими материалами совершенно очевидна», — подчеркнул Путин.
В своем выступлении президент также остановился на экологической теме. В частности, он привел пример о том, что выбросы в атмосферу при производстве полимерных материалов в 13 раз меньше, чем при металлургическом производстве. «Бережливое отношение к окружающей среде и к природе должно быть непременным условием производств подобного рода», — напомнил президент.
Выступивший на совещании вице-премьер Александр Новак рассказал о том, что в структуре потребления нефти наметились изменения: будет уменьшаться доля использования нефти в качестве моторного топлива и будет увеличиваться доля использования нефти в переработку, в нефтегазохимическую продукцию.
«Без широкого использования полимерных материалов и композитов на их основе невозможно создание техники новых поколений и в авиации, и в космосе, в оборонной промышленности, в автомобилестроении, в строительстве, при реализации 3D-технологий. Везде одним из основных факторов развития будет внедрение новых материалов, что в первую очередь должно обеспечиваться развитием нефтегазохимических производств», — подчеркнул заместитель главы правительства.
На сегодняшний день в мире суммарная мощность комплексов по производству этиленов составляет около 175 млн тонн. Среди стран самыми большими мощностями располагают США — 36 млн т, Китай — 20 млн т, Саудовская Аравия — 18 млн тонн. На Россию приходится 4,8 млн тонн. Монетизация лёгких нефтяных и жирных газовых фракций в странах, обеспеченных данным видом сырья, является ведущим трендом последнего десятилетия.
Ключевым приоритетом эксперты называют комплексную переработку углеводородного сырья по технологической цепочке от базового сырья до выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью — это продукция органической химии, полимеры, каучуки и их переработка в изделия.
Каждая тонна сырья — нафты, сжиженных углеводородных газов (СУГ), этана — даёт прирост добавленной стоимости до четырёх раз относительно базового сырья. Это намного выше, чем добавленная стоимость переработки.
В 2013 году в России был утверждён план развития газа и нефтехимии на период до 2030 года, в соответствии с которым за последние семь лет реализовано 16 крупных инвестиционных проектов в области нефтехимии на общую сумму 830 млрд рублей. Это позволило практически полностью исключить зависимость от импорта в сегменте крупнотоннажных полимеров. В результате производство крупнотоннажных полимеров, синтетических каучуков в Российской Федерации по итогам прошлого года достигло 6,8 млн т, прирост составил за последние семь лет почти 50%.
В то же время, как отметил Александр Новак, доля России в мировом нефтехимическом производстве пока небольшая — 2,5% от всего рынка. И такой расклад не должен устраивать ни наших производственников, ни руководство страны, ведь, как известно, РФ является одним из мировых лидеров в части производства и экспорта углеводородов, наша доля в этом сегменте составляет 12–19%. С этой точки зрения, по мнению вице-премьера, «мы имеем колоссальный неиспользованный задел в части сырья».
В нашей стране производится 17 млн т СУГ, и только 5 млн т из них используется в нефтехимии. Из 11 млн т этана, который содержится в составе добываемого природного газа, для переработки выделяется всего 700 тыс. тонн. А ведь при переработке этана стоимость выходящей корзины продукта в четыре раза дороже, чем стоимость на сырьё.
Амбициозные планы
Кластерный подход при развитии нефтегазохимии, на который правительство нацеливает инвесторов, позволит решить ряд важнейших задач: повысит эффективность задействования запасов, создаст конкурентоспособные производства через оптимизацию капитальных и операционных затрат, даст толчок к развитию инфраструктуры для обеспечения сырьём нефтегазохимических предприятий, минимизирует транспортные затраты, а также повысит спрос на продукцию отечественных предприятий через стимулирование внутреннего рынка на базе создания малых и средних предприятий по переработке нефтегазохимической продукции.
В настоящее время на территории России функционирует шесть нефтегазохимических кластеров: волжский, северо-западный, каспийский, западно-сибирский, восточно-сибирский и дальневосточный. Все кластеры имеют существенную сырьевую базу для наращивания производства нефтехимической продукции. Также одним из перспективных регионов дальнейшего развития перерабатывающих мощностей в Российской Федерации может стать Арктическая зона.
Министерством энергетики совместно с заинтересованными федеральными органами власти и компаниями создана специальная рабочая группа для развития газохимических и добычных мощностей на полуострове Ямал, где предполагается строительство газоперерабатывающего и газохимического комплексов. Ямальские запасы и ресурсы составляют 26,5 трлн куб. м газа, 1,6 млрд т газового конденсата и 300 млн т нефти.
По мнению Алекандра Новака, нефтегазохимия может стать одним из вариантов монетизации колоссальных ресурсов Ямала. Это особенно важно, поскольку в рамках реализации СПГ-проектов в регионе уже создана базовая инфраструктура: построен морской порт, два аэропорта, прорабатывается проект по строительству железной дороги. Близость к Северному морскому пути (СМП) позволит экспортировать продукцию на перспективный рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, а также обеспечит рост загрузки СМП. В качестве инвестиций в новый проект могут быть привлечены 2 трлн руб., планируется создать 20 тыс. новых рабочих мест. При этом прирост несырьевого и неэнергетического экспорта составит 125 млрд руб. в год. Реализация дополнительных СПГ-проектов обеспечит ещё 3 трлн руб. инвестиций. Правительство продолжает работу по координации и реализации в этом направлении.
Минфин и Минэнерго совместно разработали проект федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ», который направлен на развитие нефтегазохимического комплекса путём создания стимулирующих налоговых условий для использования сжиженного углеродного газа, а также для выделения и переработки этана в нефтегазохимическую продукцию. 19 октября 2020 года этот закон был подписан президентом.
Начиная с 1 января 2022 года устанавливается обратный акциз в размере 9 тыс. руб. на каждую тонну этана, направленного в нефтехимическое производство, и 4,5 тыс. руб. за тонну сжиженного углеродного газа, использованного в нефтегазохимии. Акциз выдаётся под минимальные инвестиционные обязательства в размере от 65 млрд до 110 млрд руб. для различных групп товаров. Благодаря этому будет компенсироваться более высокая стоимость реализации проекта в России относительно основных стран-конкурентов. А доходность по проектам позволит привлекать необходимые инвестиции.
В ближайшие годы в области нефтегазохимии планируется реализовать несколько крупных проектов: Амурский ГХК «СИБУРа», нефтегазохимический и СПГ-комплекс в Усть-Луге «Газпрома» и «РусХимАльянса», Иркутский завод полимеров «Иркутской нефтяной компании», олефиновый комплекс для «Нижнекамскнефтехима» группы компаний «ТАИФ».
В российском правительстве рассчитывают, что новые проекты позволят РФ выйти к 2030 году на четвёртое место на мировом рынке по производству этилена, обеспечив рост производства нефтегазохимической продукции до 12 млн т в год от текущего уровня.
По мнению вице-премьера Александра Новака, это не только позволит дать сырьё для малой и среднетоннажной химии, но и обеспечит создание предпосылок для роста несырьевого неэнергетического экспорта в пять раз, на сумму $10 млрд в год. «Мы ожидаем объём инвестиций в отрасль 5 трлн руб., будет создано более 10 тыс. высококвалифицированных рабочих мест», — подчеркнул заместитель главы российского правительства.
Проблемы и вызовы
По словам главы «Газпром нефти» Александра Дюкова, в современных условиях развитие отечественной нефтегазомической отрасли сталкивается с определенными вызовами, к которым относятся высокая капиталоёмкость и продолжительные сроки реализации нефтехимических проектов. «У этих проектов, как правило, нет запаса прочности по внутренней норме доходности, рентабельность невысокая, поэтому стоимость и сроки строительства — это критически важные факторы, слишком высокие капитальные затраты и длительные сроки реализации. Как результат низкая норма доходности часто вынуждает инвесторов отказываться от реализации новых проектов по созданию мощностей», — считает Дюков.
В этом плане для повышения эффективности реализации нефтехимических проектов нужно совершенствовать регулирование в проектировании и строительстве, активнее применять новые цифровые технологии, развивать отечественные системы стандартизации и сертификации.
Наибольшее влияние на процесс создания новых нефтехимических производств оказывают нормативные правовые акты двух ведомств — Минстроя и Ростехнадзора.
Как отмечает глава «Газпром нефти», поскольку речь идёт о создании и эксплуатации опасных промышленных объектов такая система регулирования не может быть простой, и имеет тенденцию обрастать всё новыми и новыми требованиями, становиться избыточной, содержать дублирование и противоречащие друг другу требования. Поэтому важна периодическая работа по её оптимизации.
В отношении норм, регулирующих промбезопасность и строительство, реализуется механизм «регуляторной гильотины». Александр Дюков, на правах сопредседателя рабочей группы в сфере промышленной безопасности, заявил о том, что в ближайшее время планируется отменить 150, а вместо них издать 73 нормативных акта. «Ожидается, что 10% обязательных требований, оказывающих негативное влияние на инвестиционную деятельность, будет отменено, — заверил Дюков. — Как я сказал, эта работа в ближайшее время завершится». В последние годы совместно с федеральными ведомствами и бизнесом удалось запустить процесс перехода от предписывающего к целеустанавливающему регулированию, которое позволяет отступать от норм и правил при наличии технических решений, обеспечивающих достижение допустимого уровня риска, так называемый рискориентированный подход. А значит, появляется возможность применять современные технологии, материалы, оборудование, повышать экономическую эффективность для инвесторов, обеспечивая при этом высокий уровень безопасности объектов.