Центральное диспетческое управление топливно-энергетического комплекса Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса
Вход
Нефть
Переработка
Газ
Уголь
  • О ТЭК
    • Статьи
    • Журнал
  • Продукты и услуги
  • Мероприятия
  • О нас
  • Контакты
  • 2024
  • 2023
  • 2022
  • 2021
  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Поддать газу!

2019-10-14

Количество потребляемого нефтяного моторного топлива в России несравнимо больше, чем газового, а тем более электричества. Так, доля автотранспорта, использующего электроэнергию, исчисляется в тысячных процента. Не носит массового характера и потребление газа, несмотря на множество аргументов в его пользу.

poddat_gazku-01.gif

Газомоторное топливо в России используется более 80 лет, начиная с 1936 года. Его потребление в 1993 году достигло своего пика, который с тех пор не был превзойден. В советские времена государство пыталось развивать это направление. Заводы уже в те годы производили определенные партии грузовых автомобилей марок «КАМАЗ» и «ЗИЛ», работающие на газе. Автобусы «ЛиАЗ-677» и легковые автомобили «Волга» выпускались как для работы на авто бензине, так и с пропановыми баллонами.

В те времена активно росло количество заправочных станций. В 1981 году было построено 500 автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций (АГНКС). Для сравнения, по данным управления по ТЭК аналитического центра при правительстве РФ, к 2018 году количество газовых заправок в России составило 350 единиц.

После распада СССР был принят ряд программ, способствующих развитию газомоторного топлива, но все они остались только на бумаге. Сегодня, по оценке аналитической группы «Эрта», Россия занимает 18 место на мировом газомоторном рынке.

Статистические выкладки

По данным комитета Госдумы по энергетике, в России насчитывается 150 тыс. ед. техники, использующей газ.

В проекте федеральной подпрограммы «Развитие рынка газомоторного топлива», подготовленной специалистами Минэнерго при участии Минпромторга и Минтранса, отображено, что в РФ 155 тыс. машин работает на газомоторном топливе.

Согласно данным агентства Automotive Market Research, парк транспортных средств, использующих газ в качестве топлива, в нашей стране составляет 245 тысяч.

В компании «Мир газа», которая занимается продажами автомобильного газового оборудования, считают, что в России имеется более 2 млн ед. автотранспорта, использующего газобаллонное оборудование. Согласно оценке специалистов, ежемесячно до 40 тыс. частных автомобилей переводится с бензинового (топливо бензин) на газомоторное топливо.

С такой оценкой согласны и специалисты компании «Балсити», которая занимается производством автомобильных баллонов для сжиженного углеводородного газа, на этом предприятии за 15 лет было изготовлено 2 млн баллонов. Из них 10% были изношены, остальные 90% функционируют и сегодня.

Российские производители, по данным «Балсити», суммарно выпускают до 60 тыс. ед. баллонов в месяц, которые, как отмечают эксперты, моментально реализуются на рынке. Газомоторная техника в нашей стране производится под несколькими марками, такими как — Bravis, KAMAZ, UAZ, PAZ, Volgabus, LOTOS, KAVZ, LIAZ, NEFAZ, URAL и Lada.

В России нет единых данных о парке газовой техники. Сколько источников, столько и цифр. Если статистические данные Госдумы и отображённые в подпрограмме «Развитие рынка газомоторного топлива», можно сказать, совпали, то в агентстве Automotive Market Research эта цифра оказалась почти наполовину больше. В 13 раз она увеличилась у производящей оборудование — компании «Балсити» и у торгующей — «Мир газа».

Этому есть объяснение — переоборудование автомобилей на газ долгое время не фиксировалось, а учет газобалонного транспорта ведется только с 2017 года. Статистические данные не отражают реальную картину в секторе, так как 90% автомобилей не оформляют надлежащую документацию по переоборудованию техники на газовое топливо.

«Тише едешь, дальше будешь»

Отраслевые эксперты отмечают, что в правительственных прогнозах пятилетней давности предполагалось резкое увеличение использования газомоторного топлива в России, а фактически оно увеличилось лишь совсем немного.

В Союзе предприятий газомоторной отрасли отмечают, что в планах Минэнерго России на 2017 год было запланировано приобретение 548 новых газомоторных автомобилей по программам субсидирования и введение в эксплуатацию 48 АГНКС. А по факту было приобретено 441 автомобиль и построено 10 АГНКС.

Тем не менее нормативно-правовая работа в этом направлении ведется, хотя и не такими темпами как ожидалось. В 2017 году был принят закон о переводе газовых заправок из третьего в четвертый класс опасности. Газозаправочные станции по‑прежнему остались в перечне опасных производственных объектов, но класс опасности у них снижен, что позволило упростить процедуру строительства и уменьшить сроки ввода в эксплуатацию. Принятие поправок сняло ряд административных барьеров, мешавших развитию этого направления. Контроль за эксплуатацией АГНКС остался за государственным органом — Ростехнадзором.

Также были приняты распоряжения правительства РФ по упрощению процедур технологического присоединения к газораспределительной системе, что привело к снижению сроков подключения к газораспределительным станциям. Ожидается, что к 2020 году их количество, по данным управления по ТЭК аналитического центра при правительстве РФ, увеличится до 750 единиц. Соответственно и потребление компримированного природного газа (КПГ) будет меняться в той же пропорции. К началу 2018 года потребление КПГ превысило 600 млн куб. м, а к 2020 году, по данным того же источника, может достичь 1 млрд куб. м в год.

Всего с 2014 года по 2017 год правительством РФ, по данным «Газпрома», выделено 14,7 млрд руб. на приобретение техники, работающей на природном газе. Закуплено 7,9 тыс. единиц. В 2018 году на эти цели было выделено 2,5 млрд рублей.

На правительственном уровне

Автобусы на газомоторном топливе в конце 2017 года были включены в перечень экологически чистого общественного транспорта. Это сделано, чтобы увеличить их конкурентоспособность и стимулировать рост продаж.

За период 2019–2024 годов российский парк транспорта на метане, согласно целевому показателю программы «Развитие рынка газомоторного топлива», должен достичь уровня минимум в 274 тыс. единиц. Ожидается, что из этих машин примерно одна треть будет изначально газовыми автомобилями, а остальные переоборудованными из бензиновых.

В мае 2013 года руководство страны поставило задачу по переводу общественного и коммунального транспорта страны на природный газ. Правительство РФ приняло соответствующее распоряжение, которое закрепляет целевые показатели использования природного газа на общественном транспорте. В соответствии с документом, целевой параметр перевода пассажирского транспорта и дорожно-коммунальной техники на метан в городах с населением свыше 1 млн человек составляет 50%, от 300 тыс. человек — до 30%, в городах и населенных пунктах с численностью населения более 100 тыс. человек — до 10%.

С 2013 года в России заработала государственная программа газификации транспорта. В том же году началось субсидирование производителей автобусов и техники для ЖКХ.

В 2019 году бюджетное финансирование программы развития рынка газомоторного топлива может вырасти с 0,3 млрд до 3,5 млрд руб., такая возможность обсуждалась на совещании у первого зампреда правительства Антона Силуанова в мае 2019 года.

На переоборудование техники для развития сети газовых заправок правительство РФ предполагает ежегодно направлять до 1,5 млрд руб. в течение пяти лет. Еще до 5 млрд руб. будет выделяться лизинговым организациям в виде субсидий на приобретение техники, способной работать на газе. Расчеты и обоснования таких затрат Минэнерго и Минпромторг должны предоставить в Минфин к моменту формирования федерального бюджета на 2020–2022 годы.

Министерство энергетики дорабатывает дорожную карту развития рынка газомоторного топлива так, чтобы включить в нее мультипликативный эффект от частных инвестиций в значительно большем размере в сравнении с бюджетными затратами.

Частное и государственное

Эксперты рынка сходятся во мнении, что без вложений частных инвесторов не обойтись, а им, в свою очередь, необходима государственная поддержка. Например, срок окупаемости АГНКС составляет не менее трех лет, а стоимость такой заправки довольно высока — поэтому условия работы должны быть максимально привлекательными. В противном случае планы по развитию рынка газомоторного топлива останутся вовсе не реализованными на практике.

Вопрос о льготах для частных потребителей при покупке газомоторного оборудования в правительстве РФ прежде не обсуждался. Однако в марте 2019 года отечественный рынок газомоторного топлива был потрясен новостью о том, что государство может субсидировать перевод частных автомобилей россиян на метан. Соответствующее положение содержится в проекте федеральной подпрограммы «Развитие рынка газомоторного топлива».

Субсидироваться также будут производство и разработка газовых автомобилей, закупки битопливных автомобилей для государственных и муниципальных нужд, а также перевод с бензинового на газобаллонное оборудование таксистов, пассажирских и грузовых перевозчиков. Автовладельцы смогут получить 27 тыс. руб. при переводе на газобалонное оборудование легкового автомобиля и максимальные 147 тыс. руб. при переводе на газ магистрального тягача.

В Минэнерго ожидают, что основной объем транспортных средств, переоборудованных по этой подпрограмме, составит именно личный транспорт, принадлежащий гражданам.

Субсидироваться также будет часть затрат на строительство и закупку коммунальной, дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники, а также судов и железнодорожных локомотивов, работающих на метане.

Как увеличить количество газовых заправок?

В подпрограмме также прописаны шаги по созданию сети АГНКС. Эту проблему предлагается решить с помощью компенсации части вложений предпринимателей на строительство этих заправок. Требуемый объем возмещения затрат определен в размере одной трети от общего объема инвестиций, но не более 40 млн рублей. Сейчас в России возведение одной АГНКС обходится в 120–180 млн рублей. Реконструкция уже существующей газовой заправки составляет 90 млн рублей.

Задача состоит в том, чтобы на 200 автомобилей на метане была минимум одна заправка. Для сравнения, сейчас одна заправка приходится на 5,2 тыс. автомобилей, использующих газовое топливо. Это если считать, что количество таких автомобилей составляет 2 млн ед., а заправок, по данным комитета Госдумы по энергетике — 380 единиц.

Согласно подпрограмме «Развитие рынка газомоторного топлива», нефтяным и газовым компаниям, которые будут строить новые газовые заправки, предполагается компенсировать от 25% до 40% затрат. Это, по замыслу авторов документа, поможет компаниям окупить убытки от работы станций в первые три года их существования.

Сейчас рынку газомоторного топлива мешает развиваться недостаток газозаправочных станций, бункеровочных баз в портах, экипировочных пунктов железных дорог. Еще одной проблемой является недостаточное количество как автомобилей на газе, так и карьерной и сельхозтехники. Трудности также вызывают ограниченные возможности перевода существующего парка транспортных средств на газомоторное топливо и высокая стоимость зарубежной газомоторной техники.

В качестве эффекта от реализации программы, Минэнерго ждет рост рынка сбыта газа на транспорте внутри страны в пять раз — до 3,8 млрд куб. м в год к 2024 году с 685 млн куб. м в 2018 году. К этому сроку предусмотрено строительство 1,4 тыс. газовых заправок.

К 2030 году в оптимистичном сценарии ведомство прогнозирует рост потребления газа на транспорте до 10,7 млрд куб. м в год, а рост автопарка, который сможет использовать газ — до 700 тыс. единиц.

  • О ТЭК
  • Продукты и услуги
  • Мероприятия
  • О нас
  • Контакты

Частичная или полная перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения
ЦДУ ТЭК – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России
Все права защищены и охраняются законом. © 2002-2025 ФГБУ «РЭА» Минэнерго
(ЦДУ ТЭК – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России) +7 (495) 950-82-00