С 1 по 2 апреля 2019 года осуществлялся прием ценовых заявок для участия в первом конкурсе. Главным критерием при отборе, по словам министра энергетики Александра Новака, является «минимизация стоимости энергии, вырабатываемой после реализации проектов, для потребителей».
Объекты выбирались сразу на три года с вводом модернизированных ТЭС в 2022–2024 годах (3 ГВт, 4 ГВт, 4 ГВт). По информации «Системного оператора Единой энергетической системы», который осуществлял мероприятия, связанные с конкурентным отбором модернизированных мощностей (КОММод), было подано 127 ценовых заявок (на 2022 год — 45 заявок, на 2023 год — 37, на 2024 год — 45) 28 участниками отбора в отношении 64 электростанций. Конкурс проводился между проектами первой (1 ЦЗ — Центр и Урал) и второй (2 ЦЗ — Сибирь) ценовыми зонами. Было определено, что объем мощностей между зонами должен быть поделен в пропорциях 80% для 1 ЦЗ и 20% для 2 ЦЗ. При этом проекты, которые не прошли КОММод, имеют шанс попасть в программу ДПМ-2 согласно решению правительственной комиссии по развитию энергетики. Квота правкомиссии — 15% (на момент сдачи номера в печать результаты отбора не были известны). В перечень объектов генерации, прошедших КОММод, вошли 30 проектов, установленная мощность которых составила 8,61 ГВт. Предварительное право модернизировать свои мощности получили компании: «Интер РАО» — 5,1 ГВт (60% квоты) и «Юнипро» — 1,66 ГВт (19%). «Иркутскэнерго» (входит в Еn+) — 735 МВт (9%), ГЭХ — 425 МВт (6%) и «Сибирская генерирующая компания» — 320 МВт (4%). Вне программы пока остаются «Т Плюс», «Квадра», «Фортум», «Энел Россия».
Согласно данным «Системного оператора Единой энергетической системы», 30 проектов (из 127 заявленных) суммарной установленной мощностью 8610 МВт, были распределены следующим образом:
на 2022 год:
- в 1 ценовой зоне — 5 проектов суммарной установленной мощностью 1660 МВт;
- во 2 ценовой зоне — 3 проекта суммарной установленной мощностью 504 МВт;
на 2023 год:
- в 1 ценовой зоне — 7 проектов суммарной установленной мощностью 3006 МВт;
- во 2 ценовой зоне — 4 проекта суммарной установленной мощностью 635 МВт;
на 2024 год:
- в 1 ценовой зоне — 6 проектов суммарной установленной мощностью 2185 МВт;
- во 2 ценовой зоне — 5 проектов суммарной установленной мощностью 620 МВт.
Эксперты посчитали, что в среднем предложение превысило объём годовой квоты в 2,8 раза. Наиболее острая конкуренция развернулась во второй ценовой зоне на 2022 год, где количество заявок в 4,4 раза превысило «спрос» на модернизацию; наименьший уровень конкуренции зафиксирован в 1‑й ЦЗ на 2023 год — 2,2. Большинство тех, кто прошел конкурсный отбор, 55,5% — будут модернизировать турбины ТЭС, 27% — займутся заменой котлового оборудования, 17,5% планируют обновить и турбины, и котлы.
В 1‑й ЦЗ генерирующие компании в основном нацелены на модернизацию турбин (2/3 всех заявок), котлы и турбины одновременно планируется заменить согласно 21% заявок, 11% — только котёл. В Сибири 60% проектов предполагают модернизацию котлов, остальное поделено между турбинами (30%) и комбинированным вариантом (10%).
Эксперты отмечают, что благодаря конкурсным процедурам расходы на модернизацию были снижены на 30–40% относительно плановых расценок. Таким образом, результаты первого конкурса развеяли опасения о недостаточном уровне конкуренции в ходе отбора проектов. Тем не менее некоторые участники рынка оказались недовольными итогами первого «залпа». Так, руководство компании ТГК-2, которая выдвигала на участие в КОММоде четыре проекта суммарной стоимостью 22 млрд руб. (из них ни один не прошёл), предложило пересмотреть результаты отбора, обосновывая свою позицию тем, что основной объём «залповой» квоты оказался распределён между конденсационными станциями (ГРЭС), а не ТЭЦ.
С предложениями о корректировке принципов отбора выступили и в «Фортуме», заявив, что реализация существующих проектов не ведёт к существенному росту эффективности генерации, поскольку основными бенефициарами программы стали крупные конденсационные блоки, которые и без обновления постепенно выводились бы, а не «наиболее эффективные станции в узлах потребления». При этом в программу модернизации в европейской части РФ и на Урале не вошли остро нуждающиеся в поддержке ТЭЦ и угольные ТЭС. По мнению же организаторов и других крупных игроков, все участники находились в равных условиях, которые озвучили заранее. Ключевым критерием стала именно финальная цена для потребителя после обновления мощностей. «Системный оператор» сообщил, что «диапазон изменения коэффициента эффективности отобранных генерирующих объектов — показателя, по которому осуществлялся отбор проектов модернизации, и характеризующего уровень одноставочной цены на электрическую энергию в период поставки, составил:
- в 1 ценовой зоне — от 1600 до 1782,77;
- во 2 ценовой зоне — от 1640,13 до 2227,07.
Заявки с уровнем одноставочной цены в 1,7–2 тыс. руб. за 1 МВт∙ч оказались ниже ожиданий в 2–2,3 тыс. руб. за 1 МВт∙час.
В Минэнерго планируют провести заседание правительственной комиссии по развитию энергетики, на которой будут рассмотрены остальные 15% ценовых заявок и приняты окончательные решения по перечню.
Ожидается, что на правкомиссии в ручном режиме отберут самые дорогие проекты общей мощностью до 1,65 ГВт.