Центральное диспетческое управление топливно-энергетического комплекса Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса
Вход
Нефть
Переработка
Газ
Уголь
  • О ТЭК
    • Статьи
    • Журнал
  • Продукты и услуги
  • Мероприятия
  • О нас
  • Контакты
  • 2024
  • 2023
  • 2022
  • 2021
  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Энергосистема: процесс реформи­рования запущен

2020-02-13

Проект стратегии развития электрических сетей РФ до 2030 года будет подготовлен к февралю 2020 года. Согласно поручению вице-премьера Дмитрия Козака, разработкой и согласованием положений документа занимаются Минэнерго, Минэкономразвития и ФАС. На правительственном совещании по вопросам электроэнергетики, прошедшем в конце октября 2019 года, было решено включить в документ предложения министерства энергетики (нефтяная промышленность, угольная промышленность), касающиеся консолидации сетевых активов, дифференциации тарифов, оплаты резерва сетевой мощности и снижения стоимости льготного технического присоединения (районы добычи угля, уголь бассейн).

energosistema.jpg

Инициативы министерства энергетики неоднозначно воспринимаются крупным бизнесом и Сообществом потребителей энергии. Полемика по поводу их введения ведется не первый год. Но, похоже, что сторонникам реформы электрических сетей в последнее время получилось отстоять свою позицию и убедить правительство в необходимости принятия мер, которые призваны повысить эффективность работы электросетевого комплекса и, в конечном итоге, снизить нагрузку на потребителя (уголь месторождение, регазификация газа, переработка нефти и газа).

Показатели растут

Российский электроэнергетический комплекс является одним из крупнейших в мире. Он насчитывает 1 тыс. электростанций, из которых — 11 АЭС, 170 ГЭС, 90 станций рабатают на возобновляемых источниках энергии. Протяженность электрических сетей составляет 2,6 млн км линий электропередач.

Эксперты отмечают, что в последние годы в отрасли растут показатели надёжности энергоснабжения, улучшился инвестиционный климат, наблюдается положительная динамика по сокращению потерь в сетях, продолжается процесс модернизации устаревшего оборудования, вводятся новые мощности, расширяется магистральная инфраструктура (транспортировка нефти, транспортировка газа).

За семь лет потребление электроэнергии в РФ выросло на 6%. Общий объем инвестиций в этот же период составил 2,6 трлн руб., что позволило построить амперные трансформаторные мощности на 165 тыс. мВт и провести 250 тыс. км линий электропередачи. В рейтинге группы Всемирного банка по показателю «подключение электроснабжения» наша страна с 188‑го места поднялась на седьмое. Российские показатели подключения к электрическим сетям международные эксперты оценили 97,5 баллами из 100 возможных, а показатель индекса надежности электроснабжения и прозрачности достиг максимальной оценки — 8 из 8 баллов.

Большое внимание электроэнергетики уделяют снижению потерь в сетях, а также сокращению времени восстановления электроснабжения, которое для обычных потребителей уменьшилось на 45% и составляет в среднем 2 часа 25 минут. В перспективе этот показатель планируется довести до 30 минут. С точки зрения экологии российская электроэнергетическая система считается одной из самых чистых в мире. Доля выработки электроэнергии из низкоуглеродных источников энергии составляет 85%. Планируется, что к 2035 году она вырастет до 95%.

В тоже время, несмотря на положительную динамику развития, актуальность проблем в отрасли не ослабевает, многие из них требуют оперативных решений уже сейчас. На это и направлены инициативы Минэнерго.

Как отметил министр энергетики Александр Новак, выступая на «Правительственном часе» в Государственной думе, в 2018 году парламентарии утвердили 12 законов в области энергетики, в 2019 году уже восемь принято, ещё пять находятся на рассмотрении.

Долю неэффективной генерации снизят

В начале декабря первое чтение в Государственной думе прошел проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон ‘‘Об электроэнергетике’’ в части совершенствования порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации», который представила заместитель министра энергетики Анастасия Бондаренко.

«Реализация положений законопроекта позволит вывести неэффективные генерирующие и сетевые мощности из эксплуатации, сохранив при этом надежность энергосистемы», — заявила замминистра.

Зачем нужно выводить «лишнюю» мощность, или заставлять крупных потребителей платить за резервированный им объем, если, как утверждают в Сообществе потребителей энергии, такого запаса по факту не существует? По мнению руководства того же Новолипецкого металлургического комбината, «нам предлагают платить не за потребляемую электроэнергию на счетчике, а за трансформаторную подстанцию с излишними запасами и неоправданным размером».

В Минэнерго с таким мнением не согласны. Известно, что при сложившемся сегодня подходе к тарифообразованию при передаче электроэнергии потребитель заявляет для технологического присоединения максимальную мощность. На основе заявки электроэнергетики осуществляют проектирование, строительство и обслуживание сетевых объектов, а услуги по передаче электроэнергии оплачиваются по фактическому потреблению мощности. Однако с каждым годом разница между мощностью, которую потребитель запрашивает при присоединении к сетям, и фактически потребляемой растет. В результате происходит перекрестное субсидирование между потребителями, необоснованно увеличивается количество проектируемых объектов сетевого хозяйства, ведется избыточное строительство, — все это приводит к росту тарифов.

В «Россетях» отмечают, что в настоящее время неиспользуемый резерв (то есть разница между максимальной и фактической мощностью) составляет 60% от общего объема, или 133 ГВт. С 2010 года по 2016 год в эксплуатацию было введено сетевых инфраструктурных объектов на 65 ГВт, которые потребители заказали при технологическом присоединении. Из них фактически потребляется 7,5 ГВт, что соответствует 12% от максимальной мощности потребителей. Как заметил заместитель министра энергетики Юрий Маневич, причины, по которым предприятия не выбирают заказанный при подключении лимит, разные: снижение потребления предприятиями из‑за сокращения объемов производства; завышенные оценки потенциала развития своего производства на этапе строительства, когда делается заказ на мощности, которые многократно превышают итоговое потребление; использование так называемой «распределённой» генерации крупными предприятиями, для которых стало выгодным уходить от оплаты услуг по ее передаче.

«Получается так: компания строит собственную генерацию на предприятии, однако от резерва со стороны сетей не отказывается и оставляет за собой право в любой момент потребить электроэнергию из системы. При этом сетевые компании вынуждены поддерживать резервы конкретно для этого потребителя, перераспределить мощность другим невозможно в силу действующего законодательства. За счет ухода от оплаты услуг по передаче электроэнергии положительный эффект для предприятий достигает 50% в конечной стоимости и не существует стимулов отказываться от неиспользуемых мощностей. Зачем? Резерв исправно поддерживается для них системой, а платят за него другие», — говорит Юрий Маневич.

Законопроектом, который был представлен в Госдуме, предусмотрена разработка замещающих мероприятий в части строительства сетевого или нового объекта генерации, а также оценка экономических последствий для потребителей от реализации предлагаемых мероприятий и продолжения эксплуатации объекта в случае установления запрета на вывод объекта генерации на неопределенный срок.

Реализация предложения министерства энергетики позволит восстановить баланс интересов на рынке оказания услуг по передаче электроэнергии. В выигрыше должны быть предприятия, которые рационально используют свои мощности. В результате для потребителя стоимость этих услуг снизится.

Бизнесу будет предложено несколько различных вариантов оптимизации неиспользуемых резервов сетевой мощности, находящихся на балансе. Среди таких мер: снижение величины максимальной мощности, ее перераспределение в пользу других потребителей, а также потребление электроэнергии в большем объеме. Предприниматель должен будет для себя решить: продать или отказаться от излишней мощности, в противном случае ему придётся оплачивать ее содержание самостоятельно, не перекладывая затраты на других участников рынка, как это происходит сегодня.

Планируется обязать потребителей платить сетевым компаниям за всю присоединенную мощность независимо от фактической нагрузки. Повышение будет постепенным, к 2024 году показатель предлагается довести до 100%.

В комитете по энергетике Государственной думы поддержали инициативу Минэнерго. Как сообщил первый заместитель председателя комитета Сергей Есяков, законопроект предполагает решение трёх основных задач:

  • порядок определения перечня тех объектов, которые необходимо вывести из эксплуатации, и роль каждого органа управления в этом процессе;
  • порядок реализации замещающих мероприятий. Кто ответственен за их выполнение: сетевая компания, генерирующая компания, собственник, региональные власти;
  • источники финансирования — за счёт собственников, или за счет платы, установленной региональным органом власти, или за счет платы, установленной федеральным органом власти.

При этом депутат предложил доработать ко второму чтению два вопроса: четко прописать, какой максимальный срок продления федеральным органом власти вывода из эксплуатации генерирующего оборудования, а также усиление конкурирующих процедур в процессе выбора механизма реализации замещающих мощностей.

Вкратце

«Последняя миля» — механизм, при котором крупные потребители, подключенные напрямую к сетям «Федеральной сетевой компании» (сети высокого напряжения), оплачивают дополнительно затраты территориальных сетевых организаций (сети более низкого напряжения), услугами которых фактически не пользуются.

Долгосрочные цены, перекрестка и консолидация

Вывод неэффективных генерирующих и сетевых мощностей из эксплуатации — это только первый этап реформирования. Задача перед Минэнерго, как регулятором отрасли, стоит более глобальная и касается всего электросетевого комплекса.

Большой проблемой является перекрёстное субсидирование, которое за последние семь лет выросло с 220 млрд до 337 млрд рублей. Для ее решения министерство энергетики предлагает ввести механизм справедливого распределения «перекрёстки»между всеми потребителями. Это снизит нагрузку на потребителей «последней мили». «Для решения указанной проблемы и устранения сложившейся практики необоснованного диспаритета цен и тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а также в целях снижения негативных экономических последствий от наличия перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе Минэнерго предлагает равномерно распределить перекрестное субсидирование на все категории потребителей», — заявил Александр Новак в Госдуме.

Еще одно направление — утверждение долгосрочных и неизменных тарифов на период от 5 до 10 лет с параметрами «инфляция минус». Федеральный закон, который предусматривает переход с 1 января 2023 года к установлению таких цен и тарифов на услуги по передаче электрической энергии и возможность заключения сетевыми организациями и субъектами РФ регуляторных соглашений, уже принят (федеральный закон РФ от 2 августа 2019 года № 300−ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об электроэнергетике»»). В настоящее время федеральные органы исполнительной власти готовят подзаконные акты, введения которых очень ждут в отрасли.

В правительстве поддерживают инициативу Минэнерго о дифференцированных сетевых тарифах. Согласно предложению энергетиков, крупные предприятия, чьи мощности запитаны от магистральных сетей, будут оплачивать содержание распределительных сетей, снижая тарифы мелких и средних потребителей. Но документ пока не принят.

Такая же ситуация с предложением, касающимся экономически обоснованной платы за техприсоединение. Выравнивание этой стоимости, считают в Минэнерго, приведет к снижению тарифа на оказание услуг на передачу электрической энергии, в который сейчас закладывают недополученные доходы сетей от техприсоединения. Министерство энергетики настаивает на том, чтобы клиенты, потребляющие выше 150 кВт, оплачивали полную стоимость техприсоединения, включая реконструкцию существующей инфраструктуры; потребители от 15 до 150 кВт должны покрывать затраты за «последнюю милю»; для потребителей до 15 кВт платеж за 1 кВт должен быть до 5000 рублей.

Вкратце

ПАО «Россети» — оператор электрических сетей в России. Считается одной из крупнейших электросетевых компаний в мире, которая владеет и управляет дочерними и зависимыми обществами — Межрегиональными распределительными сетевыми компаниями (МРСК), «Федеральной сетевой компанией» («ФСК ЕЭС»), научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими институтами, строительными организациями. Основной пакет акций (88,04%) принадлежит государству в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом РФ. «Россети» контролируют 90% магистральных и около 75% распределительных сетей в России, управляют 2,35 млн км линий электропередачи, 507 тыс. подстанциями трансформаторной мощностью более 792 ГВА.

Все эти проекты, в том числе предложение о консолидации территориальных сетевых организаций на базе компании «Россети», критически воспринимаются бизнесом. В сообществе потребителей энергии считают, что они направлены на пополнение выручки сетевых компаний, никакой выгоды для самих потребителей не предусматривается, а главным бенефециаром называют «Россети». Более того, оппоненты Минэнерго считают, что реализация инициатив приведет к росту тарифов на передачу электроэнергии и платы за подключение к сетям.

В «Россетях» посчитали, что реализация сетевой стратегии приведет к снижению тарифа на передачу электроэнергии в среднем по РФ на 6%.

В министерстве энергетики уверены, что предлагаемые инициативы будут способствовать пересмотру затрат на содержание сетевого оборудования, в противном случае несправедливое распределение финансовой нагрузки приобретет еще больший масштаб.

Реформирование электроэнергетического комплекса изменит ситуацию с перекрестным субсидированием, существенно уменьшит тарифы на услуги по передаче, снизит стоимость электроэнергии для конечных потребителей, оптимизирует работу электросетевых компаний.

  • О ТЭК
  • Продукты и услуги
  • Мероприятия
  • О нас
  • Контакты

Частичная или полная перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения
ЦДУ ТЭК – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России
Все права защищены и охраняются законом. © 2002-2025 ФГБУ «РЭА» Минэнерго
(ЦДУ ТЭК – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России) +7 (495) 950-82-00