Центральное диспетческое управление топливно-энергетического комплекса Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса
Вход
Нефть
Переработка
Газ
Уголь
  • О ТЭК
    • Статьи
    • Журнал
  • Продукты и услуги
  • Мероприятия
  • О нас
  • Контакты
  • 2024
  • 2023
  • 2022
  • 2021
  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Дороги далекие, маршруты нелегкие

2023-10-20

2 августа 2023 года компания «Газпром гелий сервис» (входит в структуру «Газпрома») впервые доставила в Китай партию сжиженного природного газа (СПГ) по международному автомобильному мостовому переходу Благовещенск — Хэйхэ. Факт отрадный на фоне того, что российские нефтегазовые компании в настоящее время озабочены поиском решений по диверсификации экспортных потоков (транспортировка газа, транспортировка нефти) своей продукции. Власти и бизнес РФ ускоренными темпами решают вопросы распределения загрузки основных транспортных узлов, откуда нефть, газ и нефтепродукты (нефть газ, нефть и нефтепродукты) поставляются зарубежным партнерам, а также проблемы, связанные с обеспечением транспортной доступности к ним, включая развитие логистической инфраструктуры, ее модернизацию, расширение имеющихся маршрутов доставки и строительство новых трасс.

Дороги-далекие,-маршруты-нелегкие.jpg

В этой связи имеет смысл обратить внимание не только на трубопроводные поставки, но и на другие виды транспортировки, тем более что такие прецеденты, как видим, есть. Судя по статистическим данным, которые приводят различные аналитические агентства, хорошая перспектива просматривается не только при экспорте малотоннажного СПГ, но и нефтепродуктов.

Альтернатива трубопроводному транспорту

Как отмечают отраслевые эксперты, рынок сбыта отечественного дизельного топлива, а также газойля и авто­бензина имеет тенденцию к расширению в Африке и Латинской Америке. Здесь нужно учитывать, что достаточно большая доля поставок продукции с НПЗ к основным транспортным узлам (портам) осуществляется не трубопроводной системой, оператором которой выступает «Транснефть», а совершенно другими, можно сказать, альтернативными видами транспорта. К примеру, согласно данным «ЦДУ ТЭК», в прошлом 2022 году «Транснефтью» было экспортировано 25 739,9 тыс. т дизельного топлива (ДТ), что составляет 73,5% от общих поставок ДТ на экспорт. Поставки за рубеж автобензина превысили 4 801 тыс. т (120% к 2022 году), а топочного мазута 32 292 тыс. т; причем их транспортировка осуществлялась не трубопроводами, минуя систему «Транснефти». В данном случае приходилось задействовать железнодорожный, автомобильный и водный транспорт, а также смешанные виды транспортировки.

Выбор в пользу той или иной формы доставки зависит от различных факторов, основными из которых являются:

  • обеспечение регулярности поставок;
  • себестоимость поставок, на которую, в свою очередь, влияет расположение нефтепромыслов, нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).

Практически не используется при транспортировке авиатранспорт. Правда, в небольших объемах нефтегрузы доставляют в такие районы, куда невозможно добраться по железным или автомобильным дорогам (речь идёт о райо­нах Крайнего Севера, Сибири и других отдалённых территориях).

Грузоперевозки в РФ

В 2022 году, согласно данным министерства транспорта РФ, российскими транспортными организациями было перевезено 7 953,1 млн т грузов всех видов, что составило 98,8% к результатам 2021 года.

Железнодорожный транспорт

Железнодорожным транспортом в 2022 году было перевезено 1 236,4 млн т грузов, из них по номенклатуре «Нефть и нефтепродукты» — 216,2 млн т, что составило 99,4% к показателю за 2021 год.

Погрузка по видам грузов железнодорожным транспортом общего пользования, млн тонн
2021 2022 2022 в % к 2021
Итого: 1 284,1 1 236,4 96,3
в том числе:
нефть и нефтепродукты 217,6 216,2 99,4

По данным Минтранса России

В докладе министра транспорта РФ Виталия Савелье­ва, с которым он выступил на Коллегии Минтранса по итогам работы за год, было отмечено, что в 2022 году российские железнодорожники достигли 158 млн т провозной способности Восточного полигона. «Это важный для нас показатель в условиях разворота грузопотоков на Восток», — сказал глава ведомства. В 2023 году планируется выйти на цифру в 173 млн тонн.

В структуре погрузки по видам грузов на железнодорожном транспорте общего пользования нефть и нефтепродукты в 2022 году достигли 17,5%, в 2021 году этот показатель составлял 16,9%.

С 1 апреля 2023 года в России расширилась география поставок нефтепродуктов железнодорожным транспортом по льготному тарифу. Постановление об этом подписал председатель правительства Михаил Мишустин. Речь идет о субсидиях железнодорожным перевозчикам на возмещение потерь при установлении льготных тарифов на доставку автомобильного бензина, дизельного топлива и авиакеросина. Согласно новому постановлению, перевозки таких нефтепродуктов по льготному тарифу станут возможны не только на Дальний Восток, но и в ряд регионов Сибирского федерального округа, а именно в Красноярский край и Иркутскую область. Как считают в правительстве, это позволит сдержать динамику оптовых цен, снизить давление на розницу, а также поддержать местных независимых операторов АЗС.

В федеральном бюджете на субсидирование программы в 2023 году предусмотрено 9,3 млрд руб., в 2024 году — 9,6 млрд руб., в 2025 году — 10,2 млрд рублей.

Программа субсидирования перевозок нефтепродуктов по железной дороге заработала с 2022 года, придя на смену действовавшему механизму «дальневосточного демпфера». На ее реализацию из федерального бюджета в 2022 году было потрачено 9,8 млрд рублей.

К экономическим барьерам при транспортировке нефте­продуктов железнодорожным транспортом, отмечается в документе ФАС России, можно отнести следующие ограничения: необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений на приобретение (аренду) специализированных вагонов — составов (цистерн); необходимость строительства путей необщего пользования от путей «РЖД» до наливной эстакады завода (для НПЗ) и до сливной эстакады (для нефтебазы); длительные сроки окупаемости этих вложений.

К административным ограничениям входа на данный рынок относятся: административные процедуры в части обеспечения соблюдения законодательства о промышленной безопасности; административные процедуры в части обеспечения экологических требований; административные процедуры в части обеспечения противопожарных требований; недостаточно развитая нормативная правовая база, регулирующая сферу перевозки грузов, в том числе нефтепродуктов железнодорожным транспортом.

К технологическим барьерам можно отнести: необходимость наличия специального оборудования для налива (или слива) нефтепродуктов в железнодорожные цистерны.

Автомобильный транспорт

Автомобильная сеть дорог охватывает все регионы России. Однако из-за ограничения грузоподъемности автомобилей у этой формы транспорта достаточно высокая себестоимость. Поэтому автомобильные перевозки используются в основном на небольшие расстояния и преимущественно для нефтепродуктов. В 2022 году автомобильным транспортом было перевезено 5 505,6 млн т всех типов грузов, что незначительно, но превысило показатели 2022 года.

Тем не менее, как отмечают «Ведомости», рынок грузовых автоперевозок в 2022 году пережил серьезные колебания, связанные с геополитическими изменениями. Введение западных санкций привело к ограничению поставок широкой номенклатуры товаров в Россию, запрету российским перевозчикам осуществлять свою деятельность в Европе. А случившаяся осенью мобилизация — к дефициту водителей и оттоку сотрудников в смежных сферах. Несмотря на трудности, отрасль пока устойчива, но остаются существенные риски из-за нестабильного спроса на перевозки и значительного увеличения затрат на эксплуатацию транспортных средств.

Спрос на экспортные перевозки, несмотря на потерю европейских рынков, остался на прошлогоднем уровне за счет дружественных стран. Правда, доставка в Беларусь и Казахстан немного просела (–4% и –3% соответственно). Зато резко прибавили Иран (+323%) и Турция (+187%). Примерно в два раза вырос спрос на доставку грузов в Китай, Грузию и Армению. Также заметно прибавили Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан.

Следует отметить, что, отраслевые эксперты, как правило, автомобильному транспорту не уделяют должного внимания, и статистику перевозок нефтепродуктов найти по ним практически невозможно. Это объясняется тем, что нефтепродукты транспортируются автотранспортом мелкооптовыми партиями, как правило, непосредственно в места их реализации конечным потребителям (АЗС, ТЗК в аэропортах), что позволяет исключить этот вид транспорта из сравнения с железнодорожными перевозками и трубопроводным транспортом.

Как считают в ФАС России, для выхода на рынки перевозки нефтепродуктов автомобильным транспортом существуют экономические барьеры в виде системы «Платон» и административные барьеры в виде административных процедур по соблюдению промышленной безопасности, противопожарных требований, экологических требований, требований в части перевозок опасных грузов по дорогам общего пользования.

К технологическим барьерам перевозки нефтепродуктов автотранспортом можно отнести необходимость наличия специального оборудования для налива или слива нефтепродуктов из (в) автомобильные цистерны.

Водный транспорт

Себестоимость водного транспорта, который делится на морские и речные перевозки, значительно ниже, чем у автомобильного. Однако и у него есть несколько важных ограничений. Во-первых, он доступен далеко не везде — многие месторождения и НПЗ расположены в глубине континента. Во-вторых, из-за сезонности и особенностей климатических условий навигация по некоторым маршрутам доступна лишь в летний период.

Внутренним водным транспортом перевозка грузов в 2022 году составила 109,6 млн т, что оказалось меньше, чем в 2021 году — 99,2% к 2021 году.

Морской транспорт в 2022 году показал рост перевозки грузов под флагом РФ: до 28,2 млн т (рост на 20,2%). Объем перевалки в морских портах — 841 млн т (рост на 0,7%).

По информации министра транспорта, в 2022 году в российских морских портах введены дополнительные мощности в объеме 36,6 млн тонн. Были построены важнейшие объекты: специализированный угольный перегрузочный комплекс общего пользования в Приморском крае и Таманский терминал навалочных грузов в морском порту Тамань. Кроме того, введены мощности морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае.

В 2023 году планируется обеспечить прирост производственной мощности морских портов на 59 млн т и пропускной способности внутренних водных путей — на 2,9 млн тонн.

Как отмечено в исследовании ФАС, для выхода на рынок услуг перевозки нефтепродуктов водным транспортом существуют следующие основные экономические барьеры: необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений, например, приобретение (аренда) судов (речных и морских танкеров) при больших сроках окупаемости.

К административным барьерам входа на данный рынок можно отнести отсутствие правил недискриминационного доступа к услугам в морских, речных портах и транспортных терминалах, а также правил недискриминационного доступа к услугам по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

Технологическими ограничениями входа на рынок транспортировки нефтепродуктов с использованием водного транспорта являются неразвитость объектов инфраструктуры внутренних водных путей; нехватка современных речных и морских танкеров при избытке физически и морально устаревших судов.

Перевозки грузов по видам транспорта, млн тонн
2021 2022 2022 в % к 2021
Транспорт, итого: 8 051,4 7 953,1 98,8
в том числе:
транспорт отраслей Минтранса России 6 910,1 6 880,3 99,6
железнодорожный 1 284,1 1 236,4 96,3
автомобильный 5 490,5 5 505,6 100,3
морской (по данным Росморречфлота и Росстата) 23,4 28,2 120,2
внутренний водный 110,5 109,6 99,2
воздушный (по данным Росавиации) 1,477 0,606 41,1
транспорт других министерств и ведомств трубопроводный 1 141,3 1 072,8 94,0

По данным Минтранса России

Смешанные транспортировки

Часто конечный потребитель расположен достаточно далеко от мест добычи и транспортировки. Как правило, в таких случаях не удается организовать прямые поставки и приходится передавать нефтяные грузы с одного вида транспорта на другой. Перемещение грузов несколькими видами транспорта называется смешанными перевозками.

Например, нефтепродукты с НПЗ могут перевозиться морем с помощью танкеров. Затем в устье реки их перекачивают в баржу, плывущую на головную станцию нефте­продуктопровода, по которому транспортируются на распределительные нефтебазы. Оттуда по железной дороге они будут распределены по мелким нефтебазам, которые с помощью бензовозов переправят их конечным потребителям. Чаще всего встречается сочетание трубопроводного с железнодорожным транспортом, на долю которых приходится более 80% перевозок.

Доли отгрузки нефтепродуктов по видам транспорта

В документе ФАС России за март 2019 года было отмечено, что за период 2013–2017 годов услуги по транспортировке нефтепродуктов на внутренний рынок осуществлялись трубопроводным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом. В таблице (смотри таблицу «Доля отгрузки нефтепродуктов с НПЗ на внутренний рынок (по видам транспорта) в 2014–2015 годах») приведены данные о долях отгрузки с НПЗ по видам транспорта.

Доля отгрузки нефтепродуктов с НПЗ на внутренний рынок (по видам транспорта) в 2014–2017 годах, %
Железнодорожный Трубопроводный Автомобильный Водный Прочие
2014 73 16 9 0 1
2015 72 17 9 0 1
2016 71 18 10 0 1
2017 71 18 9 1 1

По данным ФАС России

Статистика в настоящее время если поменялась, то не существенно. Таким образом, большая часть транспортировки нефтепродуктов на внутренний рынок осуществляется железнодорожным транспортом с долей более 70%, остальными видами транспорта в совокупности (в том числе, трубопроводным) — около 30%.

При поставках нефтепродуктов на экспорт полноценными конкурентами являются: железнодорожный транспорт — в среднем 47%, трубопроводный — в среднем 45%.

Справка

Согласно данным «ЦДУ ТЭК», в 2022 году поставка в Европу российского трубопроводного газа сократилась более чем в два раза к 2021 году, при этом газовый экспорт в Китай вырос в полтора раза, до 15,4 млрд кубометров. Лучше ситуация с производством и экспортом отечественного сжиженного природного газа (СПГ). Отгрузка сжиженного природного газа в 2022 году увеличилась по сравнению с 2021 годом на 2,3 млн т (+7,6%) и составила 32,9 млн т (из них на экспорт — 20,7 млн т).

В отчетах «ЦДУ ТЭК» отмечается, что в 2022 году РФ увеличила экспорт нефтяного сырья на 17,0 млн т (+7,6%), до 242,2 млн тонн. В результате санкций против России наблюдалось сокращение объема поставок в Европу до 111,5 млн т (46,0% от общего объема экспорта РФ) и увеличение объема поставок в страны АТР до 116,1 млн тонн. Крупнейшими покупателями нефти из РФ стали Индия и Китай.

Погранпереходы на российско-китайской границе

В конце 2022 года на границе между Россией и Китаем действовало 10 автомобильных и четыре железнодорожных погранперехода, работающих с грузами. Их пропускная способность, согласно данным Минтранса России, по 50 грузовиков и 30 поездов в сутки соответственно.

Как заявляло руководство «РЖД», российские железнодорожники готовы осуществлять перевозки через сухопутные погранпереходы на «ранее согласованном с китайской стороной уровне» — 48 поездов в сутки. До недавнего времени ограничения по количеству поездов были связаны с антиковидными мерами со стороны Китая.

Как следует из письма Минтранса в Минпромторг от конца ноября 2022 года, сроки модернизации и строительства 10 пунктов пропуска на границе России с Китаем сдвигаются в среднем на год. Основная часть пунктов пропуска будет введена в эксплуатацию через 3–4 года. Всего на российско-китайской границе строятся три международных автомобильных пункта пропуска (МАПП), а также реконструируется пять МАПП и два железнодорожных перехода. В письме говорится, что реконструкция большинства погранпереходов запланирована на 2024–2026 годы.

Серьезным ограничительным фактором для российско-китайского логистического сотрудничества стали санкции США и ЕС, затронувшие перевозки грузов в рамках Евразийского маршрута из Китая в Европу, Восточного полигона Транссибирской магистрали, используемого для экспортных поставок между РФ и КНР, а также маршрута КНР — Монголия — Россия. В этом контексте одной из основных сфер взаимодействия между Россией и Китаем стало упрощение перевозок и логистики.

  • О ТЭК
  • Продукты и услуги
  • Мероприятия
  • О нас
  • Контакты

Частичная или полная перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения
ЦДУ ТЭК – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России
Все права защищены и охраняются законом. © 2002-2025 ФГБУ «РЭА» Минэнерго
(ЦДУ ТЭК – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России) +7 (495) 950-82-00