Импортозамещение в нефтегазовой отрасли, как направление, стало актуальным после того, как США и страны Евросоюза ввели ограничения на свою продукцию и технологии. Сначала появился запрет поставок в Россию буровых платформ, подводного и морского оборудования для работы в Арктике, программного обеспечения для расчетов операций по гидроразрыву пласта.
В 2018 году в санкционный перечень были включены услуги бурения, логистики, геофизические и геологические услуги, картографические технологии. В 2022 году под запрет попали поставки в Россию оборудования и технологий для нефтедобычи и нефтепереработки, для производства сжиженного природного газа. Кроме того, страны Евросоюза запретили своим компаниям инвестировать в новые российские нефтяные проекты.
Шаги для возрождения российской нефтегазовой промышленности
Западные санкции заставили задуматься о стратегической безопасности. В 2015 году российское правительство определило 18 приоритетных отраслей экономики для импортозамещения. В числе прочих были включены энергетическое и нефтегазовое машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность.
В импортозамещении оборудования для нефтегазовой отрасли уже есть успехи. На текущий момент Россия снизила импортозависимость от зарубежного нефтегазового машиностроения с 2015 года на 17%, до 40%. Об этом сообщил директор департамента машиностроения для топливно-энергетического комплекса Минпромторга России Михаил Кузнецов, выступая на совещании в Совете Федерации по вопросам импортозамещения в конце прошлого года.
С момента старта программы импортозамещения появилось более 140 видов новой российской продукции, поддержка была оказана на сумму более 30 млрд руб., отметил Михаил Кузнецов. Он подчеркнул, что российские компании за эти годы разработали отечественное оборудование для морской сейсморазведки и подводной добычи газа, также были созданы первая роторная управляемая система российского производства, оборудование для гидроразрыва пласта.
Вице-премьер, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил, что за девять лет долю российского оборудования на предприятиях нефтегазового сектора удалось увеличить с 40% в 2014 году до 60% в 2022 году. К 2025 году её планируется довести до 80%.
За год получили 11 тыс. санкций
С февраля 2022 года против России ввели почти 11 тыс. санкций, подсчитала специализирующаяся на оценке рисков компания Castellum.AI. Несмотря на это, доходы российского бюджета от нефтегазовой отрасли в 2022 году выросли на 28%, или на 2,5 трлн рублей. Нефтедобыча по итогам года увеличилась на 10 млн т (+2%), достигнув 535 млн тонн. Выросло производство бензина и дизеля, продолжилась работа по реализации ключевых проектов в нефтегазохимии и модернизация нефтеперерабатывающих заводов, сообщил в январе 2023 года вице-премьер Александр Новак. «Несмотря на санкционные ограничения, внешние вызовы и действия недружественных стран, российский топливно-энергетический комплекс по итогам 2022 года обеспечил надежную, устойчивую работу», — подчеркнул заместитель председателя правительства РФ.
«Импортозамещение в России: вчера и завтра»
Аналитический доклад под таким названием в феврале 2023 года опубликовал Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». В нём говорится, что сейчас уровень зависимости промышленности России от импорта (как доля потребления иностранной добавленной стоимости в промпроизводстве) составляет 39% — вдвое ниже показателя стран центральной Европы, в полтора раза ниже Канады и Австралии, в 1,3 раза ниже Германии и сопоставим с США и Индией.
Это оценки на 2018 год; сейчас, видимо, зависимость сильно ниже — это часть ответа экономистов ВШЭ на вопрос о том, почему действие санкций слабее ожидаемого, а снижение ВВП в 2022 году переоценивалось даже внутри самой России.
Оборудование для экстремальных условий арктического шельфа
«Объединенная двигателестроительная корпорация» госкорпорации «Ростех» в прошлом году разработала первую российскую энергетическую установку ГТА-8 для морских добывающих платформ, сообщила компания. Агрегат устойчив к экстремальным условиям: соленой воде, штормам и отрицательным температурам. Первые установки будут осуществлять энергоснабжение арктической ледостойкой платформы «Каменномысское-море» у берегов Ямала, где добычу планируется начать в 2025 году.
В перспективе несколько месторождений в окрестностях Ямбурга (Каменномысское-море, Северо-Каменномысское, Семаковское, Тота-Яхинское, Антипаютинское, Чугорьяхинское, Обское, Парусовое, Северо-Парусовое) будут разрабатываться взаимосвязанным технологическим комплексом с транзитом газа через имеющиеся мощности на Ямбургском месторождении.
Энергетическая установка может работать на двух видах топлива: газообразном и жидком, что снижает стоимость эксплуатации и упрощает обслуживание. Всего платформа получит четыре агрегата ГТА-8, суммарная мощность электростанции составит 32 МВт.
Ранее для этих целей в Россию поставлялось импортное оборудование. Теперь, как отмечают отраслевые эксперты, в этом сегменте происходит полное импортозамещение.
Оборудование способно работать в экстремальных условиях и будет снабжать энергией морские ледостойкие платформы. Первая поставка планируется в 2023 году, сообщили в госкорпорации.
Переход на отечественное оборудование для производства СПГ
Проблема перехода на российское оборудование особенно актуальна для сжиженного природного газа (СПГ). Инициативные разработки в этой области еще с 2017 года активно осуществляет «Атомэнергомаш», который является машиностроительным дивизионом «Росатома». Сейчас компания предлагает рынку линейку криогенных насосов как для производства, так и для транспортировки СПГ, а также изготавливает теплообменники и арматуру.
Недавно «Атомэнергомаш» приступил к разработке жидкостных турбодетандеров, которые могут повысить производительность новых и уже существующих СПГ-заводов, и осваивает производство стендеров отгрузки, позволяющих перекачивать СПГ из танкера-газовоза в емкость хранения на берегу и наоборот, сообщили в компании.
В 2021 году компания построила в Санкт-Петербурге стенд для испытаний средне- и крупнотоннажного СПГ-оборудования, а в марте 2022 года прошли успешные испытания очередного СПГ-насоса.
Конструкторские, испытательные и производственные возможности «Атомэнергомаша» позволяют уже сейчас выполнять заказы для любых СПГ-проектов, утверждают в компании.
Производство сжиженного природного газа в России, по расчетам Минэнерго, к 2035 году может вырасти до 80–120 млн т в год. Таким образом, министерство пересмотрело прежний прогноз, утвержденный в марте 2021 года в рамках долгосрочной программы развития СПГ-отрасли, который предусматривал выпуск 120–140 млн т СПГ к 2035 году.
Отрасль СПГ попала под санкции в рамках пятого пакета ЕС. Тогда был введён прямой запрет на поставку в РФ оборудования для сжижения. Речь шла о продаже, поставке, передаче или экспорте в Россию прямо или косвенно товаров и технологий, необходимых для производства СПГ.
Российские турбины для СПГ-завода вместо японских
«Газпром» рассматривает возможность закупки трех российских турбин ГТД-110М для СПГ-завода в Усть-Луге. Завод входит в совместное предприятие «Газпрома» и «Русгаздобычи». Турбины производит «Объединенная двигателестроительная корпорация», входящая в «Ростех». Эти машины установят вместо японских газовых турбин Mitsubishi Heavy Industries. Компрессоры, которые прежде также должны были поставить японцы, можно заказать у «Казанькомпрессормаша».
Проект предусматривает использование трубопровода из Западной Сибири для транспортировки «жирного» газа с высоким содержанием этана из ачимовских отложений непосредственно в Усть-Лугу. Там «жирная» часть газа (4 млн т этана и 2,2 млн т сжиженных углеводородных газов в год) будет извлекаться и направляться на соседний химический завод, а большая часть полученного газа будет перерабатываться в СПГ и поставляться на мировые рынки.
Международные санкции в прошлом году существенно осложнили и без того непростой проект — большая часть оборудования для переработки должна была быть импортной (немецкая Linde также отказалась от поставок техники для сжижения газа).
Аналитики инвестиционной компании «БКС Мир инвестиций» считают, что со временем многие из этих препятствий могут быть преодолены. Турбины и компрессоры являются одним из ключевых импортных компонентов для проектов СПГ, и, если турбина ГТД-110M подойдет, ее применение может стать важным шагом вперед в реализации этого крупного проекта и значительным прогрессом в деле импортозамещения для отечественной СПГ-отрасли, полагают аналитики «БКС».
СПГ-заводы на Кубани
На Кубани реализуется 21 проект импортозамещающих промышленных производств, сообщил губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев. Он подчеркнул, что основной задачей на ближайшую перспективу является обеспечение технологического суверенитета края и страны за счет развития отечественных разработок.
В Краснодарском крае до конца 2023 года должен быть построен завод по производству сжиженного природного газа. Всего компания «Газпром СПГ технологии» намерена запустить два завода по производству природного сжиженного газа в регионе и соответствующую инфраструктуру для сбыта. На данный момент началось планирование строительства в Выселковском районе предприятия мощностью 3 т в час.
Строительство заводов обеспечит создание нового энергетического ресурса на территории края, что даст значительный импульс актуальному направлению технологического развития.
Сейчас в России, по мнению отраслевых экспертов, активно развивается внутренний рынок СПГ в качестве газомоторного топлива, а также расширяются сети крио-АЗС.
В текущем году в Краснодарском крае построят первую криогенную автозаправочную станцию, которая сможет осуществлять заправки сжиженным природным газом, мощностью 100 ед. транспорта в сутки. Располагаться она будет в Павловском районе. Кроме того, на 2023 год в крае запланировано строительство 185 км сетей газоснабжения. На эти цели закладывается финансирование на сумму 954 млн руб., сообщила администрация.
До 50% оборудования локализует «Газпром СПГ технологии»
В ближайшие годы «Газпром» планирует инвестировать около 130 млрд руб. в строительство 22 малотоннажных заводов по производству СПГ, проинформировали в компании «Газпром СПГ технологии». На строительство одного такого предприятия уйдет около 2–3 лет, СПГ-заводы будут располагаться преимущественно рядом с трассами, ближе к городам-миллионникам.
Общая мощность заводов составит порядка 1,08 млн т в год. Они могут появиться в Ленинградской области, Воронеже, Белгороде, Краснодаре, Архангельске, Владивостоке и ряде других городов.
В середине прошлого года «Газпром» подписал соглашение с Ленобластью о сотрудничестве в рамках инвестпроекта по строительству СПГ-завода в селе Копорье Ломоносовского района. Плановая мощность завода составит 25 200 т СПГ в год, инвестиции оценивались в 1,2 млрд рублей.
Осенью «Газпром» сообщил о возможном расширении мощностей СПГ-завода «Портовая», расположенного также в Ленинградской области, с текущих 1,5 млн т в год до 3,5 млн тонн.
Летом компания «Газпром СПГ технологии» заключила соглашение о строительстве СПГ-завода с Якутией. Осенью компания уточнила, что строительство объекта к 2025 году позволит увеличить производство СПГ в республике с нынешних 12 тыс. т в год до 50 тыс. тонн. К 2030 году планируется довести производство до 500 тыс. т СПГ в год.
В «Газпром СПГ технологии» подчеркнули, что стараются увеличить процент локализации оборудования до 50%. По прогнозам компании, на этот уровень ей удастся выйти уже в нынешнем 2023 году. Цель по достижению локализации оборудования в 50%, по мнению отраслевых экспертов, выглядит реалистичной.
Как считают в Институте национальной энергетики, наиболее серьезные проблемы с импортозамещением сегодня связаны с крупнотоннажным СПГ (от 5 млн т, или 6,9 млрд куб. м СПГ в год) и силовыми установками большой мощности, применяемыми для энергоснабжения.
Строительство малотоннажных СПГ-заводов также планирует «НОВАТЭК». В Кашире Московской области будет построен завод мощностью 14 тыс. т в год, ввод в эксплуатацию ожидается в IV квартале 2023 года. Также «НОВАТЭК» подписал соглашение по строительству СПГ-завода в Тольятти.
Ни одна страна в мире не является импортонезависимой
Отраслевые эксперты полагают, что импортозаместить абсолютно все невозможно, что всё-равно придется выстраивать связи с зарубежными партнерами. В «Ассоциации параллельного импорта» отмечают, что ни одна страна в мире не является импортонезависимой. При этом подчёркивается, что реальная задача импортозамещения может стоять только в отношении критических отраслей, таких как энергетическая.
Современного отечественного оборудования, необходимого для нефтяного сектора, в достаточном количестве у нас пока не производят.
В условиях усиления антироссийских санкций, когда идёт процесс адаптации к новым условиям, успех импортозамещения во многом будет зависеть также и от объединения усилий всех игроков нефтегазового рынка, заинтересованных в таком оборудовании.