Центральное диспетческое управление топливно-энергетического комплекса Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса
Вход
Нефть
Переработка
Газ
Уголь
  • О ТЭК
    • Статьи
    • Журнал
  • Продукты и услуги
  • Мероприятия
  • О нас
  • Контакты
  • 2024
  • 2023
  • 2022
  • 2021
  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

С бензина – на газ

2023-12-19

Согласно Транспортной стратегии России, к 2030 году доля автопарка с двигателями на альтернативных видах топлива, в первую очередь речь идет о газомоторном топливе, должна составить минимум 49%. Автопарк страны, по данным «Автостата», насчитывает около 56 млн ед. автомобильной техники. Из них рынок автомобилей, работающих на газомоторном топливе (газовый конденсат, газовая промышленность), на начало 2023 года составил 265 тыс. ед., а по статистике «Газпрома» — 285 тысяч.

s-benzina-na-gas.jpg

Отраслевые эксперты высказывают сомнения, что за оставшиеся шесть с небольшим лет можно успеть выпустить, импортировать и переоборудовать запланированное количество авто­мобилей в объёме 49%.

Эксперты Национального исследовательского центра развития рынка газомоторного топлива считают, что Россия может перевести на газ 10% автомобилей через 10–15 лет. Они также полагают, что за этот же период можно переоборудовать на газ половину общественного транспорта РФ.

Первые автомобили на газе

История становления газомоторного транспорта в нашей стране началась в конце 1930-х годов. Однако Великая Отечественная война помешала развитию этого направления. Возрождение отрасли началось в 1970-х годах, тогда использовался в основном пропан-бутан. В 1976 году появились серийные грузовики ГАЗ. За 15–20 лет было выпущено более 100 тыс. авто, они были популярны. В 1982 году возник интерес к метану, за 10 лет заводы ЗИЛ, ГАЗ и КамАЗ произвели более 70 тыс. метановых автомобилей. Строились и заправки. Затем приоритетным направлением стало использование ДТ, на рынке газо­моторного топлива опять наступило затишье.

Кстати, первыми придумали использовать газ для воздушных судов советские инженеры. Ту-155 в конце 80-х поднимался в воздух с двигателем HK-88 на жидком азоте. В 1989 году самолет переоборудовали, и он совершил успешный полет на сжиженном газе.

В 2010 году в Нижнем Новгороде начали выпускать ГАЗель «Бизнес» на пропане, но автозавод быстро переключился на метан, и первая серия метановых ГАЗелей увидела свет уже в 2013 году, а за 10 лет их выпустили более 10 тыс., рассказали в компании «Современные транспортные технологии». Линейка начала расширяться.

В 2014 году начала работать программа субсидирования покупки транспортных средств на метане. В 2016-м вышел среднетоннажный ГАЗон NEXT CNG на сжатом метане (CNG — Compressed Natural Gas) — компримированном природном газе, и с того момента при появлении нового семейства авто обязательно выпускалась и его метановая версия. Так, в 2019 году увидела свет ГАЗель NEXT CNG (до наших дней выпущено три тыс. штук), в 2020 году — микроавтобус ГАЗель NEXT CNG. Серийный выпуск ГАЗелей на метане стартовал в 2013 году, но подготовка к продвижению ГМТ-техники, разумеется, велась загодя.

Люксовые марки автомобилей стали переоборудовать на метан

Как сообщает компания «Газпром газомоторное топливо», в 2021 году владельцы люксовых автомобилей стали пере­оборудовать их под метан. В пункты переоборудования обращались владельцы автомобилей таких марок как: Mercedes-Benz, Lexus, Infiniti, Сadillac. В 2021 году такие машины составили около 3% от общего количества газовых автомобилей по стране, а ведь еще недавно статистика по переоборудованным на ГМТ машинам практически не пополнялась премиальными моделями.

На установку газобаллонного оборудования (ГБО) и производство газомоторной техники в заводском исполнении государство до 2024 года выделяет свыше 15 млрд руб., сообщили эксперты Creon Group, отметив также, что пока доля транспорта на ГМТ в России не превышает 2%. Но Минэнерго России прогнозирует, что после 2024 года объем потребления природного газа в качестве моторного топлива увеличится до 2,7 млрд куб. м, количество стационарных газозаправочных объектов — до 1273 ед., а парк техники на природном газе вырастет на 40 тыс. машин.

Газомоторный автопарк в России

В период с 2020 года по 2022 год в России, по данным Мин­энерго, с бензина и дизтоплива на газ были переоборудованы 35 200 автомобилей. В 2022 году в России, по данным компании «Газпром газомоторное топливо», было произведено 7 тыс. новых автомобилей, работающих на природном газе, а переоборудовали на метан 19,5 тыс. ед. авто­техники. На 1 января 2023 года газомоторный автопарк в РФ насчитывал порядка 285 тыс. единиц.

«КАМАЗ» по итогам 2022 года выпустил более 1,7 тыс. ед. газомоторной техники — 906 газомоторных автомобилей и почти 800 автобусов на метане, об этом сообщила пресс-служба предприятия. В компании указали, что новые обстоятельства, связанные с западными санкциями, не оказали существенного влияния на производство газомоторной техники, но потребовали перепроектирования серийного модельного ряда ГМТ под доступную компонентную базу. Задачу удалось решить в кратчайшие сроки.

Газ дешевле бензина

Топливо — основная статья расходов при эксплуатации коммерческих парков. Его доля в общих затратах может достигать 30%, отмечают в компании «КазКонтракт Трейд». В погоне за экономией владельцы коммерческих парков пробуют переходить на газ. Инвестиции в установку газобаллонного оборудования можно окупить за 4,5 месяца, воспользовавшись госсубсидией.

В 2022 году правительство увеличило нормативы субсидирования в 2 раза: с 24% до 48%. Опыт эксплуатации на транспорте показывает, что газ экономичнее бензина и дизеля. Но показатели разнятся — от 10% до 55% — в зависимости от того, какой транспорт используется.

Для магистральных грузоперевозок экономически эффективно использовать тягачи на сжиженном природном газе (СПГ-тягач), считают в компании «КазКонтракт Трейд». Их запас хода составляет 800–900 километров. У тягача на компримированном природном газе (КПГ-тягач) — в два раза меньше: порядка 400 километров. Стоимость дизельного топлива составляет порядка 52–56 руб., газа — 32–33 рубля. Опыт эксплуатации «КазКонтракт Трейд» показывает, что экономия на топливе достигает 10–20%, но, как отмечают в компании, она растворяется в существующих барьерах.

В «Автомобильной компании — Мостранс» считают, что экономический эффект от использования техники на СПГ составляет от 30% до 40%. Конкретные цифры зависят от ряда факторов, основной из них — наличие разветвленной сети заправок. Можно долго рассуждать об эксплуатации дизельных и газовых тягачей, искать сходства и отличия. Но в любом случае экономический эффект достижим, если вы используете технику ежедневно в полном объеме. Причем на длительных регулярных магистральных перевозках этот эффект еще более значим. А вот при отсутствии заправок рядом эффект будет ничтожным, прибыль теряется на холостых пробегах и времени на заправку, подчеркнули в «Автомобильной компании — Мостранс».

Тормоз для газовых авто

Основная проблема развития грузовых газовых коммерческих парков — это низкая плотность заправочной инфра­структуры. По данным за 2022 год в России насчитывалось около 30 криогенных автомобильных заправочных станций (КриоАЗС), которые строятся в основном вдоль крупных федеральных трасс. С учетом гос­субсидий к 2030 году в Минэнерго обещают расширить сеть до 180 заправок.

Все 36 СПГ-тягачей компании «КазКонтракт Трейд» работают только на маршруте «Москва — Санкт-Петербург», потому что полностью обеспечена заправочными станциями только магистраль М-10, подчеркнули в компании. Дизельная фура, разгрузившись в Санкт-Петербурге, может забрать там же груз и поехать, например, в Воронеж. СПГ-тягач так не может. Он должен в Санкт-Петербурге искать обратную загрузку, чтобы не возвращаться на базу в Москву порожним.

Отраслевые эксперты отмечают, что разветвленность сетей газовых заправок серьезно разнится от региона к региону. Из-за неразвитости инфраструктуры и ограниченной пропускной способности КриоАЗС времени на заправку СПГ-тягача уходит в среднем в 4 раза больше, отмечают в компании «КазКонтракт Трейд». По их оценке, дизельная фура проводит на АЗС в среднем 15 минут, СПГ-тягач — около 1 часа. При этом львиная доля уходит на ожидание в очереди, а сам процесс заправки занимает 9–10 минут.

Сейчас, по оценкам «НОВАТЭКа», в России насчитывается порядка 2 тыс. ед. СПГ-тягачей. А для эффективного развития заправочной инфраструктуры требуется предложение СПГ-техники не менее 3 тыс. ед. в год, сообщили в компании «НОВАТЭК-СПГ топливо», при этом подчеркнув, что такого объема предложения у нас на данный момент нет.

В России дефицит заправочной инфраструктуры. Сейчас в стране немногим более 30 КриоАЗС, которые построены в основном вдоль крупных федеральных трасс. С учетом госсубсидий к 2030 году обещают расширить сеть до 180 заправок.

Кому это выгодно?

Специалисты в сфере автотранспорта полагают, что не для всех категорий пользователей газовое топливо является экономически выгодным. Несмотря на то что некоторые автомобили с гибридным двигателем стоят дешевле, чем привычные авто на двигателе внутреннего сгорания, их содержание обходится дороже, пояснили в ГК «АвтоСпецЦентр». Например, цены Toyota Camry составили 4 200 000–4 900 000 руб. в зависимости от комплектации. При этом в 2023 году в некоторых гибридных автомобилях в паспорте транспортного средства учитывались мощности электромотора и двигателя внутреннего сгорания, что увеличило сумму транспортного налога и ОСАГО.

Основным преимуществом газового авто является экономия на топливе, особенно если автомобиль эксплуатируется в мегаполисах. Гибридные авто потребляют на 25% меньше топлива, чем автомобили на двигателе внутреннего сгорания. Однако дорогое обслуживание, ремонт и содержание нивелируют данную выгоду. Гибридные двигатели выгодны для тех автомобилистов, которые регулярно и интенсивно используют автомобиль.

Если потребитель живет в «шаговой доступности» от АГНКС, то переход на газовое топливо, безусловно, актуален, а дисконт 30% — хороший стимул. Если до ближайшей газозаправочной станции 100 км (а такие случаи — не редкость), то едва ли стоит переводить авто на «газовые рельсы».

Основным механизмом роста автопарка остается переоборудование транспорта, а заводское производство техники пока отстает от ожиданий. С 2014 года в России было произведено свыше 55 тыс. автомобилей на метане.

В настоящее время в стране фактически отсутствует собственное производство газобаллонного оборудования, отмечают отраслевые эксперты. Рынок переоборудования транспорта в России зависит от иностранных комплектующих. На российских предприятиях использовали преимущественно итальянскую технику. Из-за санкций ввоз её в страну оказался под запретом.

Впрочем, как отмечают в компании «ГНП Сеть АГЗС ГНП», к осени 2022 года удалось наладить поставки в рамках параллельного импорта. Эксперты компании считают, что больших проблем с тем, чтобы заместить импортное оборудование, возникнуть не должно.

Опасная самодеятельность

Среди водителей автотранспорта иногда можно услышать мнение о том, что газ более взрывоопасен. Комментируя это, заведующий кафедрой топливообеспечения и горюче-смазочных материалов Института нефти и газа СФУ, доктор технических наук Юрий Безбородов говорит, что «это глупости». Если разливается бензин, он, как правило, разливается на землю, и там не хватает только искры, чтобы всё это воспламенилось. А газ испаряется и улетает.

Другое дело, когда переоборудование автомобиля с бензина на газ произведено некачественно, то ни к чему хорошему это не приводит, отметил учёный. В частности, он рассказал, что в Томске видел переоборудованный «пазик». На его крыше лежали баллоны с метаном под давлением. Там уже была нарушена центровка и так далее. Когда созданы такие условия, то, разумеется, это несёт в себе потенциальную угрозу.

Совместное с Китаем производство грузовиков на метане

Компания «БН-Моторс» (автодилер из Брянска) решила расширить свой бизнес и заняться не только продажей машин, но и их сборкой. Речь идет о китайских грузовиках, которые оснащают заводской аппаратурой, позволяющей ездить на природном газе — метане. Марка грузовиков не названа, но учитывая, что «БН-Моторс» стала эксклюзивным дилером BAW в России, выбор очевиден. Как отмечают отраслевые эксперты, моделью для сборки, скорее всего, станет грузовик BAW T7 грузоподъем­ностью 2–2,5 тонны. BAW — это китайский автопроизводитель, ведущий свою деятельность с 1958 года.

Первоначально машины будут поставлять из Китая с последующей локализацией производства на площадке в Брянске. С российской стороны партнером «БН-Моторс» в этом проекте станет компания «Газпром газомоторное топливо». В июне 2023 года обе компании подписали соглашение о намерениях выпускать автомобили на метане. Согласно достигнутым договоренностям, покупатели грузовиков получат карту участника программы лояльности, которая позволит заправляться на газпромовских АГНКС со скидкой 20%.

В конце мая 2023 «Газпром газомоторное топливо» и компания «БейбенТракРус» подписали соглашение о сотрудничестве с целью развития рынка природного газа в качестве моторного топлива. «БейбенТракРус» является дистрибьютором одного из крупнейших китайских автопроизводителей — BeiBen Truck. Бренду в этом году исполнилось 35 лет.

На российском рынке отмечается повышенный спрос на транспорт на метане — в сегментах магистральных тягачей и коммерческого транспорта, отмечают в компании «Газпром газомоторное топливо». Сотрудничество позволит расширить парк отечественной газомоторной техники современными и технологичными машинами.

Будущих владельцев иностранных газовых машин «Газпром газомоторное топливо» поддержит в рамках маркетинговой программы «Экономия для новых транспортных средств». Она работает для физических и юридических лиц, а также для индивидуальных предпринимателей.

  • О ТЭК
  • Продукты и услуги
  • Мероприятия
  • О нас
  • Контакты

Частичная или полная перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения
ЦДУ ТЭК – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России
Все права защищены и охраняются законом. © 2002-2025 ФГБУ «РЭА» Минэнерго
(ЦДУ ТЭК – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России) +7 (495) 950-82-00