Центральное диспетческое управление топливно-энергетического комплекса Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса
Вход
Нефть
Переработка
Газ
Уголь
  • О ТЭК
    • Статьи
    • Журнал
  • Продукты и услуги
  • Мероприятия
  • О нас
  • Контакты
  • 2024
  • 2023
  • 2022
  • 2021
  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Большое будущее СПГ

2017-04-01

Использование сжиженного природного газа (СПГ) имеет большое будущее. На лицо и экономические, и экологические преимущества, к тому же топливо в сжиженном виде удобно транспортировать на значительные расстояния. Эксперты Международного энергетического агентства прогнозируют, что до 2020 года спрос на газ будет ежегодно увеличиваться на 2%, при том что спрос на СПГ будет расти вдвое быстрее.

Gas-11.jpgВ последние годы потребление сжиженного природного газа росло как на европейских рынках, так и в странах Азиатско­Тихоокеанского региона (АТР). Сегодня СПГ используется для производства электроэнергии, в промышленности и на транспорте.

Рынок разрастается

В 2000 году в мире только десять стран занимались экспортом СПГ, импортеров было столько же. В настоящее время количество экспортеров увеличилось вдвое, а импортеров — возросло до тридцати государств, открываются новые рынки этого энергоносителя. В 2016 году СПГ стал поступать в Пакистан, Иорданию и Египет. Согласно прогнозам Shell, к 2030 году количество стран­импортеров сжиженного природного газа в мире возрастёт до 50, что сделает рынок глобальным.

Мировой рынок СПГ, по мнению экспертов англо­голландской нефтегазовой компании, к 2030 году вырастет до 460 млн т по сравнению с 250 млн т в 2015 году. Спрос на сжиженный природный газ в среднем будет расти на 4–5% в год. Такая динамика мирового потребления обусловлена нуждами Китая в экологически чистой энергии и необходимостью создания новых энергетических мощностей в странах Юго­Восточной Азии и Латинской Америки. Спрос также будет стимулировать рост населения на Ближнем Востоке и переход на газ на европейском транспортном рынке.

Сегодня страны АТР являются основными потребителями сжиженного природного газа с долей в 70%. Ожидается, что эта же пропорция сохранится и в будущем.

В BP рассчитывают на резкий рост спроса СПГ на мировом рынке к 2035 году. Согласно оценке экспертов компании, предложение сжиженного природного газа вырастет на 440 куб. м газа, тогда как трубопроводного — на 80 млрд кубометров. Доля СПГ увеличится с 33% до 51%, и он станет доминирующим видом торговли газа в мире.

В британской нефтегазовой компании считают, что к 2035 году оборот трубопроводного и сжиженного газа увеличится на 520 млрд куб. м (относительно 990 млрд куб. м в 2014 году). В ближайшие десять лет на газовом рынке будет складываться ситуация в пользу покупателей, а не производителей, полагают представители крупных мировых нефтегазовых концернов. Они прогнозируют появление значительных объемов СПГ.

Самый большой прирост этого энергоносителя в 40% ожидается до 2020 года. Превышение предложения над спросом в ближайшие пять лет составит 60–65 млрд кубометров. Производители трубопроводного газа будут вынуждены приспосабливаться к конкурентной среде и жесткой ценовой ситуации.

Чем обусловлен рост СПГ?

В прошлом десятилетии спрос на СПГ в основном приходился на страны Азии и Европы, где топливо использовалось для производства электроэнергии и в промышленном секторе. В перспективе рост спроса на этот энергоноситель будет обеспечиваться за счет нескольких факторов. Во­первых, в связи с увеличением потребностей в экологически чистых источниках энергии в Китае. Во­вторых, благодаря росту энергоносителей в странах Юго­Восточной Азии и Латинской Америки. В третьих — из за прироста населения в странах Ближнего Востока и, наконец, в связи с необходимостью замены жидких углеводородов на природный газ в секторе электроэнергетики в Европе.

Прогноз ввода в строй новых мощностей СПГ остается стабильным, тем более что 80% новых объемов СПГ будут поступать из трех регионов: Северной Америки, Австралии и восточной части Африки.

По оценкам экспертов Shell, ресурсы природного газа на неосвоенных морских месторождениях в Восточной Африке, в частности в Мозамбике и Танзании, способны полностью обеспечить европейский спрос на газ, по меньшей мере до конца текущего десятилетия.

Стратегическое топливо для Балтики

Рост спроса на СПГ связан и с его востребованностью в качестве транспортного топлива. Объем топливного рынка в сегментах грузовых и морских перевозок оценивается в настоящее время в 750 млн т в год. Даже если 12% из этих объемов будут обеспечены сжиженным природным газом, это будет сравнимо с импортом ведущего потребителя СПГ в мире — Японии. В настоящее время объемы потребления СПГ железнодорожным и морским транспортом малы, но в будущем это направление может динамично развиваться, если оно получит поддержку на законодательном уровне.

Для транспортировки морских судов на Балтийском море страны Евросоюза приняли решение использовать СПГ как стратегический вид топлива. В частности, в 2013 году была принята специальная программа, нацеленная на финансирование FEED (Front End Engineering Design) в портах для стимулирования СПГ­бункеровки.

Ожидается, что в текущем году будут введены серьезные штрафы в размере €60 тыс. для судовладельцев, использующих неразрешенный вид топлива в портах, а неоднократные нарушения будут приводить к запрету на судоходство конкретного судна. Когда это произойдёт, то популярность СПГ­бункеровки возрастёт ещё больше.

Оптимальное решение для судоходства

К 2020 году Евросоюз планирует создать систему бункеровки СПГ как в морских портах, так и на внутренних водных путях. Сейчас активное создание мощностей для бункеровки сжиженным природным газом идет в крупнейших мировых портах Роттердама и Сингапура. Китай стал лидером по применению СПГ в качестве топлива на речном транспорте. По оценкам экспертов, использование сжиженного газа вместо нефтяного топлива является экономически эффективным и имеет короткие сроки окупаемости, которые сокращаются при высокой интенсивности использования транспорта. Так, применение СПГ в качестве топлива на судах, предназначенных для перевозки угля, нефти и металлов, позволяет окупить затраты на использование газового оборудования и специальных двигателей за два с половиной года.

Предполагается, что к 2025–2030 годам 139 портов и портопунктов в районе Балтики и Северного моря, включая речные порты, будут обладать собственными бункеровочными базами СПГ. При этом каждому порту не обязательно иметь свое хранилище, достаточно будет установки судна с криогенным оборудованием, которое будет забирать СПГ в ближайшем порту и бункеровать суда.

Популярность СПГ­бункеровки у судовладельцев сегодня ниже, чем это ожидалось. Планировалось, что в 2016 году уже много судов перейдёт на СПГ, но пока этого не произошло. Тем не менее их количества достаточно, чтобы видеть серьезные перспективы. В компании «Газпром газомоторное топливо» отмечают, что в мире эксплуатируется 90 судов, использующих СПГ в качестве топлива, еще 72 судна должны быть введены в строй до 2018 года. Согласно данным департамента аналитики BRS Brokers, до 2020 года портфель заказов на морские танкеры по перевозке СПГ составляет 130 судов.

Танкерный флот — на СПГ

Использование СПГ в качестве топлива для судоходства имеет и свои недостатки, среди которых — потребность в значительном пространстве на судне для установки необходимых емкостей и неопределенность с ценообразованием. Хранится СПГ может только исключительно в специальных криоцистернах. Переход на сжиженный газ требует строительства новых судов или глубокой реконструкции уже существующих. Переоборудование судна для СПГ­бункеровки стоит от €7,5 млн до €25 млн, и целесообразность таких действий напрямую зависит от его размера.

Активно переоборудованием судов на СПГ сегодня занимаются шведы, норвежцы и немцы, которые модернизируют систему двигателей больших сухогрузов, контейнеровозов, нефтяных танкеров. При строительстве нового судна топливные баки можно располагать внутри, что дает судовладельцу дополнительную выгоду, но, поскольку такая модернизации является наиболее дорогостоящей, в основном танки ставят на палубе, что занимает дополнительное место.

Большинство судовладельцев сегодня эксплуатируют двухтопливные суда, позволяющие использовать в качестве топлива как СПГ, так и марингазойл (MGO). Предпочтение газу отдается лишь тогда, когда это становится экономически выгодно.

Создание новых типов СПГ­судов стало одной из главных тенденций развития мирового судостроения. В Европе уже работают либо строятся суперсовременные буксиры, контейнеровозы, продуктовозы и нефтяные танкеры, гигантские круизные суда на СПГ.

Аналитики предсказывают рост сделок по слиянию и поглощению на рынке морских перевозок. Так, крупнейшие Dynagas, Golar LNG и GasLog договорились о передаче 14 танкеров в единый пул с целью сокращения издержек. Несколько мелких компаний­перевозчиков получили предложение о поглощении или продаже судов. После поглощения BG компанией Royal Dutch Shell на рынке появился крупнейший оператор с флотом в 70 танкеров для перевозки сжиженного природного газа.

Европа увеличивает потребление газа

Последнее время энергобаланс Европы на 50% зависит от поставок газа, к 2035 году этот показатель увеличится до 70%. С учётом того что европейская газодобыча будет падать, у СПГ есть все шансы, чтобы занять выпадающую долю внутренней добычи в европейских странах.

Международная группа СПГ­импортеров (GIIGNL) сообщает, что Европа в 2015 году импортировала 37,6 млн т сжиженного газа, что на 15,8% больше показателей 2014 года. В следующие три года европейские потребители сжиженного топлива, согласно прогнозу GIIGNL, могут сыграть решительную роль в развитии потребления СПГ.

Американский банк Merrill Lynch также прогнозирует рост поставок сжиженного природного газа в Европу, где низкие цены на газ стимулируют отказ от угля. Во Франции спрос на газ со стороны генерирующих компаний вырос на 161% в 2015 году. Однако в Германии производство электроэнергии из газа в прошлом году сократилось на 7%. Поддерживая, с одной стороны, собственную угольную промышленность, ФРГ проводит политику, ориентированную на поддержку роста возобновляемой энергии в топливном балансе страны.

Европа в перспективе рассматривает сжиженный природный газ как основу своей энергетической безопасности. Еврокомиссия не так давно представила свою новую стратегию по развитию рынка СПГ и газовых хранилищ. Значительный рост производственных мощностей сжиженного природного газа создает возможности для диверсификации поставок. Согласно выводам Еврокомиссии, каждая из европейских стран должна иметь свои собственные регазификационные мощности для хранения СПГ.

Австралия демонстрирует всё более возрастающую активность

Несмотря на рост спроса СПГ в мире, реализация серии проектов в Австралии и Соединенных Штатах может привести к избытку предложения. Так, Австралия, по оценке экспертов Shell, к 2018 году собирается производить 44 млн т СПГ. Таким образом, ожидается, что рост составит 70% по сравнению с 25,6 млн т по итогам 2014 года. Планируется, что к 2035 году Австралия увеличит объём поставок сжиженного газа ещё на 170 млрд кубометров.

После ввода в строй целого ряда крупных проектов в стране, включая освоение месторождения Прелюд, которое ведётся на базе плавучего завода, объем производства выйдет на уровень 90 млн т в год и сделает Австралию крупнейшим мировым экспортером СПГ.

В Shell дальнейший рост самой нефтегазовой компании связывают именно с Австралией, где концерн готовится к запуску плавучего завода СПГ «Прелюд» в качестве оператора. В этой стране нефтегазовая компания также владеет долей в СПГ­проекте «Горгон» и, благодаря слиянию с британской BG Group, вошла в проект «Квинсленд».

Аналитики Wood Mackenzie считают, что слияние этих двух компаний создаст нового супер­игрока на нефтегазовом рынке. Агентство предполагает, что к 2020 году Shell будет контролировать производство 53 млн т СПГ в год. Нужно отметить, что концерн активно старается наращивать долю на мировом рынке сжиженного газа, с 2010 года продажи СПГ увеличились на 40%.

Способны ли США перенасытить рынок

Меньше десяти лет назад большинство отраслевых экспертов считали, что Северная Америка станет импортером СПГ. Однако «сланцевая революция» изменила эту точку зрения. Сегодня США уже рассчитывают на то, что в 2018 году они смогут предложить своим клиентам более 50 млн т сжиженного газа. Если бы все заявленные проекты в Северной Америке были реализованы, то тео­ретически совокупный объем новых экспортных поставок СПГ из США мог бы составить 600 млн т в год. Однако аналитики Shell выражают сомнение, что к 2030 году в строй будет запущено более чем 100 млн т мощностей, что составляет четверть от объёма всего мирового рынка. К 2035 году США, согласно прогнозам компании BP, увеличат предложение на 150 млрд кубометров.

До 2020 года в США введут в эксплуатацию пять терминалов по экспорту сжиженного природного газа суммарной мощностью 57,8 млн тонн. Первая и четвертая очереди экспортного терминала Sabine приведут на рынок 18 млн т СПГ в год. В 2017 году будет запущен Cove Point мощностью 5,6 млн т сжиженного газа в год. Завод и экспортный терминал Freeport мощностью 13,2 млн т в год запускается в 2018 году. Мощность терминала Cameron (вводится в строй в 2018 году) составит 12 млн тонн. Первая и вторая линии Corpus Cristi, как ожидается, будут запущены в конце 2018 года.

Ситуация, складывающая с возрастающими объёмами предложения СПГ, по мнению экспертов, ведет к тому, что в ближайшие годы на мировом газовом рынке диктовать условия будут покупатели.

Переломный момент

По цене СПГ можно сравнить с метанолом. Использование такого вида топлива дает возможность компаниям­судовладельцам не зависеть от колебаний цен на нефть. Эксперты ExxonMobil полагают, что долгосрочный прогноз спроса на сжиженный природный газ будет очень высоким, при этом они отмечают, что развитие рынка носит циклический характер. Сектор морских СПГ­перевозок не избежал влияния кризиса на крупнейших мировых рынках. Несмотря на общее увеличение объемов, стоимость фрахта резко упала из за избытка транспортных мощностей, что стало причиной низких ставок на аренду СПГ­танкеров, цены снизились в шесть раз по сравнению с 2012 годом. После этих событий рост идёт очень медленно, так в 2016 году число простаивающих судов сократилось в два раза. По оценке консалтинговой компании Poten & Partners, только через год прогнозируется стабильный спрос на фоне ввода в строй новых мощностей по сжижению и регазификации газа.

В последнее время мировая нефтегазовая отрасль столкнулась с падением цен на энергоресурсы и сегодняшние рыночные цены на газ подводят к переломному моменту в этой сфере. В последующие несколько лет станет понятно, какие из нынешних СПГ­проектов будут жизнеспособны.

Те из компаний­производителей, у которых есть финансовые и технические возможности для реализации СПГ­проектов, смогут вывести на рынок новые объемы после 2020 года. В ближайшие десять лет производственные мощности по сжижению нужно наращивать в два раза быстрее, чем это делалось до этого, считают в ExxonMobil, до 2025 года спрос на сжиженный природный газ будет расти в два раза быстрее, чем на трубопроводный газ. В странах АТР потребление СПГ увеличится в этот период на 60% и покупатели будут заинтересованы, прежде всего, в проектах, операторы которых успешно справляются с финансовыми, инженерными, эксплуатационными рисками и способны завершить строительство в запланированные сроки.

Экологи всегда на страже

При использовании СПГ в качестве топлива можно избежать 90% выбросов в атмосферу. Природный газ сжижается при температуре минус 162°С, при этом не происходит выбросов в атмосферу.

Всемирный фонд дикой природы (WWF) выступил за переход на использование сжиженного природного газа в качестве топлива для судов в арктической зоне. По мнению представителей фонда, это приведет к значительному снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Главным фактором, определяющим переход судов на использование в Арктике в качестве топлива СПГ, является то, что в результате этого будет устранена возможность аварийных разливов нефтепродуктов, последствия которых особенно трудно ликвидировать в условиях льдов. По мнению экспертов, Северный морской путь мог бы стать первым глобальным маршрутом, где работают в основном суда на СПГ.

Экономическое развитие Арктики и рост транзита приводят к повышению интенсивности судоходства и росту потребления топлива. В результате усиливается воздействие на окружающую среду, повышаются риски разливов. Ожидаемый рост перевозок в основном связан с освоением природных ресурсов Тимано­Печорской провинции, Ямала и Таймыра. Для перевозки оборудования и грузов для промышленных проектов в Арктике и последующего вывоза полезных ископаемых потребуется либо создание обширной инфраструктуры для завоза и хранения нефтяного топлива, либо интеграция арктических проектов СПГ в транспортные и энергетические схемы программ регионального развития, отмечают специалисты WWF.

В России есть существенный опыт в использовании газа для наземного перемещения, появились первые проекты применения СПГ на водном и железнодорожном транспорте. Переход на использование СПГ в качестве бункерного топлива, по мнению представителей WWF, позволит решить проблему аварийных разливов судового топлива, которая актуальна для акваторий Балтийского, Азовского, Каспийского, Охотского и Берингова морей.

  • О ТЭК
  • Продукты и услуги
  • Мероприятия
  • О нас
  • Контакты

Частичная или полная перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения
ЦДУ ТЭК – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России
Все права защищены и охраняются законом. © 2002-2025 ФГБУ «РЭА» Минэнерго
(ЦДУ ТЭК – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России) +7 (495) 950-82-00