Юридический статус Каспия не определен, в связи с чем возникла необходимость установления водных государственных границ. Решение вопроса каждая страна видит по‑своему. Иран, например, согласен только на равное деление Каспийского моря, то есть на выделение каждой прикаспийской стране по 20% от его территории. Этот вопрос периодически обсуждается на саммитах глав заинтересованных государств, но к единому мнению они не приходят.
Российский сектор Каспия
Оценка потенциала нефтегазоносности Каспийского региона еще находится на ранней стадии изучения. Предполагаемые запасы углеводородного сырья составляют от 7 млрд до 20 млрд т, в том числе в российском секторе (Дагестане, Калмыкии и Астраханской области) эти запасы достигают 2 млрд тонн. Таким образом, Каспийский регион может стать одним из приоритетных направлений стратегического развития России, а Дагестан — основным регионом для достижения этой цели. Уже давно считается, что главное нефтегазовое богатство Дагестана находится не на суше, а в море.
Дагестан был нефтеносной республикой. В 60‑х годах прошлого столетия компания «Дагнефть» ежегодно добывала 560 тыс. т нефти и 780 млн куб. м газа. Она являлась единственным нефтегазодобывающим предприятием в регионе, при этом не имела ни технических, ни финансовых средств для разведки и разработки месторождений.
До распада СССР Дагестан имел высокие экономические показатели, обеспечивал электроэнергией 17 млн человек и являлся регионом-донором. Однако к концу 90‑х годов нефтедобыча снизилась до 360 тыс. т, а в 2009 году составила 164 тыс. т в год. В постсоветскую эпоху активный поиск и разработка месторождений, по мнению отраслевых экспертов, не устраивали определенные круги местной элиты. Именно поэтому сегодня Дагестан является дотационным регионом и до сих пор не может нарастить объемы добычи нефти. Складывается парадоксальная ситуация, когда в республике есть каспийские нефть и газ, но при этом дотации из России она получает от продажи сибирских углеводородов, которые к тому же сложнее добывать.
За всю историю нефтедобычи Дагестана здесь открыто 52 месторождения. В большинстве случаев они оказались достаточно мелкими. За время эксплуатации из них извлечено 40 млн т нефти. Пиковый уровень добычи — 2,2 млн т в год был получен в 1970 году.
Сегодня в Дагестане разрабатывается 20 нефтяных месторождений. К настоящему времени четверть — полностью истощена, а новые вводятся в эксплуатацию крайне редко, потому что компании экономят средства, предпочитая не вкладывать их в геологоразведочные работы и разведочное бурение. Текущие извлекаемые запасы составляют 14 млн тонн. Основная их часть расположена на суше.
Интерес инвесторов растёт
Через основные нефтедобывающие районы проложены нефтепроводы, в республике также существует транспортная газопроводная система. Незамерзающий махачкалинский торговый порт способен круглый год пропускать транзитные грузы из прикаспийских стран, а также из государств Средней Азии, арабских стран и Индии.
В совокупности эти факторы, по мнению экспертов, могут стать залогом формирования программы долгосрочного развития республики в контексте сотрудничества с прикаспийскими странами.
Регион периодически погружается в состояние политической нестабильности, что снижает привлекательность участия в совместных проектах по освоению месторождений в российской части Каспия для иностранных инвесторов. При этом, как отмечают эксперты, есть достаточно компаний, желающих вложиться в разработку нефтяных месторождений. Например, вьетнамская госкорпорация Petrovietnam заявила о своей готовности войти в состав акционеров «Государственной нефтегазовой компании Республики Дагестан» и сотрудничать с ней в области освоения участков недр шельфа Каспийского моря, прилегающего к Дагестану на Избербашском блоке — 2 и Сулакском блоке — 4. Объем инвестиций может составить $300 миллионов.
Кроме того, Дагестан планирует пригласить инвесторов к участию в строительстве терминала совместно с компанией «Дагнефтепродукт», а также в строительстве нефтеперерабатывающего завода за счет средств «Росатома». В последние годы Дагестан с его еще не разведанными новыми нефтяными месторождениями становится сферой интересов крупных нефтедобывающих компаний.
Считается, что потенциальные месторождения нефти в республике достаточно большие. На сегодняшний день разведаны 30% суши и 1% акватории дагестанского шельфа Каспия, где, по прогнозам, находится 500 млн т условного топлива. В этой связи основные перспективы нефте- и газодобычи региона связаны, прежде всего, с освоением шельфа Каспийского моря.
Однако если говорить о перспективах, то официальные оценки ресурсов республики, по самым скромным данным, достигают 273 млн т нефти и конденсата.
Неудачные проекты «Дагнефти»
Перспективы нефтеносности дагестанской части каспийской акватории доказаны целым рядом месторождений, среди которых одним из первых привлекло к себе внимание Инчхе-море. Это нефтегазоконденсатное месторождение было открыто в 1974 году на шельфе Каспия в районе города Избербаш. Извлекаемые запасы составляют 3 млн т нефти, предполагаемые — 9 млн тонн.
Однако последующие исследования перспективных месторождений Инчхе-море, Арабляр-море, Дербентское, Димитровское, Восточное, Избербаш и других, где предполагаемые запасы углеводородов могут достигать 150 млн т нефти и 100 млрд куб. м газа «Дагнефти», оказались малоэффективными.
Для добычи нефти шельфового месторождения с берега специалисты «Дагнефти» первыми в России применили наклонно-направленное бурение со сверхдальним отклонением от вертикали на скважине № 1 Арабляр-море, расположенной на суше в 350–400 м от воды. Инвестиции в проект составили $10 млн, но результат признан неудовлетворительным, потому что там оказалось слишком мало углеводородов для рентабельной добычи. Для повторения попыток необходимы значительные средства и время. Ни того, ни другого у «Дагнефти» не было.
Воодушевленные первыми успехами
Более удачливой в решении этого вопроса стала компания «ЛУКОЙЛ», которая давно работает на севере Каспийского моря на месторождениях Хвалынское, им. Ю. Корчагина, Ракушечное, Сарматское и им. В. Филановского. Кроме того, компания присутствует в казахстанской части Каспия на блоке Аташский, а также в азербайджанском секторе на блоке Ялама. На дагестанский шельф Каспия «ЛУКОЙЛ» не мог выйти более 15 лет.
Переломным оказался 2008 год, когда между руководством республики и нефтяной компанией были достигнуты договоренности о сотрудничестве в освоении недр дагестанского сектора шельфа Каспийского моря на блоке № 1 Дербентский, блоке № 3 Димитровский и Инчхе-море. В том же году усилиями компаний «ЛУКОЙЛ» и «Газпром» первой же поисковой скважиной было обнаружено крупное нефтегазоконденсатное месторождение в российском секторе Каспийского моря на структуре Центральная в 150 км восточнее Махачкалы. При испытании из скважины был получен фонтанный приток малосернистой нефти. Запасы месторождения составляют 521 млн т нефти и 92 млрд куб. м газа. Воодушевленный первыми успехами нефтехолдинг в 2010 году объявил о начале полномасштабной реализации соглашения.
Ожидания и реальность
В 2013 году компания провела ряд тендеров по своим каспийским площадкам, в том числе на осуществление инженерно-геологических изысканий на площадках № 1 структуры Титонская и микросейсмического районирования для скважины № 1 Хазри.
«ЛУКОЙЛ» собирался реализовать проект строительства головных береговых сооружений месторождения Хазри в порту Махачкалы. В случае положительных результатов разведки, первым в эксплуатацию должны были ввести в 2018–2019 годах Хазри, а в 2024 году — Титонскую.
Однако из‑за проблем, связанных с воровством нефти на территории Дагестана через незаконные врезки, «ЛУКОЙЛ» отказался прокачивать нефть через махачкалинский терминал «Дагнефтепродукта», перенаправив 120 тыс. т нефти в месяц из месторождения им. Ю. Корчагина через азербайджанский порт Сангачалы в магистральный нефтепровод «Баку — Тбилиси — Джейхан». После этого вопрос о совместных проектах с республиканским руководством перестал активно развиваться.
Тем не менее руководство и «ЛУКОЙЛа», и Дагестана нашли общий язык, и с 2016 года компания приступила к разведочному бурению на структуре Хазри. В текущем году инвестор планирует пробурить ещё несколько разведочных поисковых скважин на дагестанском шельфе в этом районе. Дальнейшую деятельность на республиканском шельфе в 2019–2020 годах в «ЛУКОЙЛе» намерены распространить на соседнюю структуру Титонскую.
Добыча каспийской нефти — непростое дело
Объем нефтедобычи в Дагестане снижается с каждым годом. Эта тенденция сохраняется и в текущем году, основная причина — высокий уровень истощения и обводненности действующих и отсутствие ввода новых скважин, отмечают в республиканском министерстве транспорта, энергетики и связи.
Чтобы увеличить объем добычи углеводородного сырья в Дагестане, считают эксперты, нужны новые инвестиции на участках распределенного фонда, которыми управляют крупные российские нефтегазовые компании. Но, прежде всего, необходимо активнее осваивать углеводородные ресурсы, расположенные в пределах российского сектора ответственности на шельфе Каспия.
Однако добыча каспийской нефти и ее доставка потребителю — дело очень непростое. Особенно это касается больших глубин, где высокие пластовые давления и температуры предъявляют порой просто невыполнимые требования к материалам и технологиям. Транспортная инфраструктура, удовлетворяющая импортера, в регионе только налаживается и требует громадных вложений. По оценке НИИ экономики ФРГ, добыча и транспортировка нефти из Саудовской Аравии в Европу в разы дешевле, чем с Каспия.