— Леонид Васильевич, как известно, завершается второй этап формирования общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов Союза. Каковы результаты проведенной работы, чем завершились переговоры представителей Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана и России по созданию рынков? Какие итоги можно подвести сегодня?
— 12 сентября 2017 года разработанные Комиссией совместно с уполномоченными органами государств-членов проект программы формирования общего рынка газа Союза и проект программы формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза одобрены Коллегией Евразийской экономической комиссии. В ходе напряженной работы экспертов Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, России и представителей Комиссии в проектах программ удалось согласовать основные мероприятия по формированию общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов Союза и сроки их выполнения.
В настоящее время в проектах разрабатываемых документов остались отдельные неурегулированные положения, которые являются чувствительными для национальных экономик государств-членов, их финансово-бюджетной сферы. Поэтому их решение требует согласования на высоком уровне.
Они касаются таких важных вопросов, как тарифообразование на услуги по транспортировке газа, действие двусторонних соглашений государств-членов в рамках общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов, а также вопросов налогового и таможенного регулирования при поставках нефти и нефтепродуктов.
Cправка
Важнейшая особенность Комиссии состоит в том, что все решения принимаются коллегиально – консенсусом или большинством голосов. Коллегия Евразийской экономической комиссии состоит из 10 членов (по два члена Коллегии (министра) от каждого государства – члена Союза), один из которых является председателем Коллегии Комиссии.
Председатель Коллегии и члены Коллегии назначаются сроком на 4 года решением Высшего Евразийского экономического совета (главами государств). Коллегия принимает решения путем голосования.
Деятельность ЕЭК структурирована по функциональным направлениям, которые курируют члены Коллегии (министры). Каждое направление представляет собой блок из отраслей и сфер экономической деятельности. Члены Коллегии и департаменты ЕЭК взаимодействуют с уполномоченными национальными органами в рамках своего направления деятельности.
— В чем заключается смысл формирования общего рынка газа и общих рынков нефти и нефтепродуктов на Евразийском пространстве?
— Во-первых, это недискриминационный доступ участников рынков к торговле газом, нефтью и нефтепродуктами на общих рынках в соответствии с едиными правилами торговли и нормами антимонопольного права Союза.
Во-вторых, это рыночное ценообразование на базе развития биржевой торговли и формирования ликвидных ценовых индикаторов на указанные товары в рамках общих рынков.
В-третьих, это недискриминационный доступ всех участников общих рынков к услугам по транспортировке газа, нефти и нефтепродуктов, в первую очередь по трубопроводным системам.
Для решения указанных задач программами предусмотрены поэтапные разработка и принятие соответствующих документов, положения которых должны быть имплементированы в законодательные и нормативные акты государств-членов.
— Какова основная задача формирования общего рынка газа Союза и что изменится для его участников?
— Основной задачей формирования общего рынка газа Союза является создание условий для развития конкуренции, обеспечение недискриминационного доступа участников рынка к газотранспортным системам и к торговле газом по рыночным ценам на основе долгосрочных и краткосрочных контрактов, а также биржевых сделок. Внедрение механизмов биржевой торговли на общем рынке газа будет способствовать формированию ликвидных ценовых индикаторов на газ.
Программой предусмотрено на третьем этапе формирования общего рынка до 1 января 2025 года обеспечение между участниками общего рынка газа свободных поставок газа на биржевых торгах и по прямым договорам в требуемых объемах и направлениях.
Это означает расширение числа поставщиков и потребителей газа, а также обеспечение для потенциальных участников недискриминационных условий доступа на рынок и к газотранспортной инфраструктуре.
— Как в разрабатываемых документах реализуются принципы обеспечения развития конкуренции и недискриминационных условий для хозяйствующих субъектов на общих рынках газа, нефти и нефтепродуктов Союза?
— Среди важнейших задач программ — создание и развитие рыночных механизмов торговли между участниками общих рынков, включая обеспечение добросовестной конкуренции.
Документами предусмотрено обеспечение недискриминационного доступа участников общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов на рынки государств-членов и к системам транспортировки энергоресурсов. Кроме этого, важной задачей является контроль за соблюдением законодательства государств-членов в области защиты конкуренции. Механизмы реализации данной задачи будут рассмотрены в ходе реализации мероприятий программы в период до 2024 года.
Cправка
В 2016 году главами государств-членов утверждены Концепция формирования общего рынка газа Союза (Решение ВЕЭС от 31 мая 2016 года № 7) и Концепция формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза (Решение ВЕЭС от 31 мая 2016 года № 8).
— Формирование общего рынка газа, безусловно, имеет важное значение для экономик и социальной сферы государств-членов. В связи с этим, какие экономические эффекты, в том числе мультипликативные, ожидаются от создания общего газового рынка Союза?
— По экспертным оценкам, основные эффекты будут выражаться в повышении надежности газоснабжения за счет увеличения числа потенциальных компаний-поставщиков, снижении оптовых цен для разных категорий потребителей, увеличении спроса на газ.
Возможен прирост инвестиций в газовую отрасль за счет развития газохимии и за счет газификации, что, в конечном счете, положительно отразится на ВВП государств-членов.
Для России и Казахстана важным эффектом будет являться расширение рынков сбыта газа.
— Функционирование любого товарного рынка, в том числе рынка газа, потребует обеспечения обмена информацией между участниками. Как решается данная задача в представленных документах?
— Система информационного обмена будет реализована в рамках интегрированной информационной системы Союза, создаваемой в соответствии с Договором о Союзе, и будет обеспечивать взаимодействие уполномоченных органов, комиссии и субъектов общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов Союза по предоставлению необходимой информации. Ее перечень будет определен в международных договорах о формировании общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов, которые вступят в силу не позднее 2025 года.
Органы управления ЕАЭС
ВЫСШИЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ
Высший орган Союза, в состав которого входят президенты государств-членов Союза
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ
Орган, в состав которого входят главы правительств государств-членов. Совет обеспечивает реализацию и контроль за исполнением решений Высшего совета, дает поручения Евразийской экономической комиссии.
СОВЕТ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
Постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза, который формируют Совет Комиссии и Коллегия Комиссии. Среди задач: обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений по экономическим вопросам сотрудничества.
СУД СОЮЗА
Судебный орган Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза.
— Какие ключевые и самые важные документы, по Вашему мнению, необходимо разработать для обеспечения запуска общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов Союза?
— Для создания условий запуска общих рынков энергоресурсов программами предусмотрена разработка:
- международных договоров по формированию общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов;
- единых правил доступа к системам транспортировки нефти, газа и нефтепродуктов;
- правил торговли газом, нефтью и нефтепродуктами на общих рынках и др.
Основные условия функционирования общих рынков будут определены в международных договорах о формировании данных рынков, которые Стороны планируют заключить до 2024 года.
— Вы сказали, что проектом программы предусмотрено устранение механизмов государственного регулирования цен на энергетические ресурсы в государствах-членах. Учитывая, что в ряде государств сохраняется государственное регулирование цен, как принятие документов об общих рынках отразится на внутренних рынках каждого из государств-членов?
— Полагаю, что регулирование внутренних рынков нефти и нефтепродуктов государств-членов должно осуществляться в соответствии с национальным законодательством и не противоречить нормам и принципам, указанным в Договоре о Союзе. В то же время нужно понимать, что введение государственного регулирования цен на нефть и нефтепродукты не согласуется с принципами обеспечения рыночного ценообразования на энергоресурсы, определенными в Договоре о Союзе, в частности, в статье 79 Договора.
— На мировом энергетическом рынке широко используются механизмы биржевой торговли. Каковы перспективы ее организации и развития на общих рынках энергоносителей Союза, учитывая различный уровень ее развития в государствах-членах? Как известно, биржевая торговля в основном развита в России и Казахстане. В других государствах-членах она практически не осуществляется?
— На общих рынках энергоресурсов планируется создать единое биржевое пространство, прозрачные биржевые и внебиржевые ценовые индикаторы, обеспечить недискриминационный доступ хозяйствующих субъектов государств-членов к биржевым торгам, а также определить механизм исполнения сделок (договоров), совершенных в рамках единого биржевого пространства. В отношении газа, в частности, предусматривается осуществление торговли газом как на существующих товарных биржах государств-членов, так и на межгосударственной бирже Союза в случае ее создания. При этом биржевая торговля газом на общем рынке будет осуществляться в соответствии с согласованным уполномоченными органами порядком осуществления биржевых торгов газом.
Сегодня на территории Российской Федерации сформировался успешный опыт торгов энергоресурсами, демонстрирующий положительную динамику торгов с 2014 года, а именно рост объемов нефтепродуктов и природного газа, реализуемого на бирже, что позволяет говорить о возможности формирования ликвидного ценового индикатора, который будет являться ориентиром рыночной цены на энергоресурсы.
— Каким образом будет осуществляться взаимодействие в части реализации мероприятий программ. Какова роль Комиссии и государств-членов в этом процессе? Предусмотрено ли программами создание каких‑либо органов для этих целей?
— В целях осуществления взаимодействия уполномоченных органов государств-членов по реализации программ Комиссией будет сформирована рабочая группа в составе представителей государственных органов и их хозяйствующих субъектов, а также операторов и собственников систем транспортировки энергоресурсов, операторов биржевых торгов.
Рабочая группа будет осуществлять мониторинг функционирования и регулирования общих рынков энергоресурсов, в том числе:
- предоставления доступа к системам транспортировки;
- формирования механизмов рыночного ценообразования и развития биржевых торгов энергоресурсами;
- формирования технологической основы общих рынков и реализации информационного обмена;
- развития международного сотрудничества и привлечения инвестиций в нефтяную и газовую сферы государств-членов.