Центральное диспетческое управление топливно-энергетического комплекса Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса
Вход
Нефть
Переработка
Газ
Уголь
  • О ТЭК
    • Статьи
    • Журнал
  • Продукты и услуги
  • Мероприятия
  • О нас
  • Контакты
  • 2024
  • 2023
  • 2022
  • 2021
  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Что это за сервис?

2016-09-01

На нефтесервис как на отрасль у нас долгое время не обращали внимания. Это происходило из‑за того, что часть необходимой техники осталась ещё с советских времён, а новые поставки буровых в основном шли из‑за рубежа. В результате отечественные машиностроительные предприятия получали минимальные заказы, а зарубежное нефтесервисное машиностроение развивалось, в том числе и за счёт российских средств. Если 70% поступлений в госбюджет идёт за счёт экспорта углеводородов, то трудно получить ответ на вопрос о том, почему станки для бурения скважин мы покупаем в Китае, а высокотехнологичную продукцию в США? Нынешний экономический кризис еще больше обострил ряд проблем в российском нефтегазовом секторе.

нефтесервис

Осложнения политических отношений России с Западом привели к санкциям, которые отрицательно повлияли на работу отечественных нефтесервисных компаний. Из-за этого пришлось отложить на неопределённое время освоение арктического шельфа, на запасы которого возлагаются большие надежды.

Истощение традиционных нефтегазоносных провинций, старение скважинной инфраструктуры и нефтегазового оборудования являются причинами того, что нефтедобыча в России растёт медленными темпами. Стараясь компенсировать её сокращение в «старых» регионах, нефтяники рассматривали возможность освоения районов Крайнего Севера и строили грандиозные планы по выходу на шельф арктических морей. Но существенных шагов в этом направлении сделать пока не удалось.

Иностранцы атакуют

Подавляющая часть высокотехнологичного оборудования для работы на глубоководном шельфе в арктических условиях и на труднодоступных российских месторождениях изготавливается в США и в ряде европейских стран. Именно они применили санкционную политику против России, где основной упор сделан на запрет использования, прежде всего, высокотехнологичной нефтесервисной продукции, которую не производят отечественные предприятия.

В своё время крупнейшие западные компании, среди которых наибольшую долю занимают американские Halliburton и Baker Hughes, а также французская Schlumberger (штаб-квартиры находятся в Париже и в Хьюстоне), ну и, конечно же, швейцарская Weatherford (до 2009 года считалась американской), начали вытеснять российские предприятия с внутреннего рынка нефтесервисных услуг. За два десятилетия им это удалось, и уже долгие годы иностранцы держат пальму первенства. Проводить такую политику западным компаниям помогают госструктуры их стран, оказывая в этом вопросе полную поддержку. Все крупнейшие нефтедобывающие государства (США, Китай, Норвегия) покровительствуют своим предприятиям не только на внутреннем рынке, но и в процессе их экспансии в другие страны и регионы и, в первую очередь, в Россию. Эта тенденция отчетливо проявлялась в досанкционный период.

Доля зарубежных корпораций на отечественном рынке нефтесервиса постоянно растёт. По оценкам экспертов, сегодня 70% сегмента контролируют зарубежные компании, а 30% – доля российских предприятий. Иностранные корпорации, в свою очередь, приводят на рынок своих поставщиков оборудования и комплектующих, тем самым лишая заказов местных машиностроителей. В то же время на рынках США и Китая, в отличие от России, доля услуг иностранных сервисных компаний не превышает 3–5%.

Системная проблема

Объём услуг на российском нефтесервисном рынке в последние несколько лет оценивался в $20 млрд в год, из которых $4 млрд, то есть пятая часть, приходится на долю отечественных независимых сервисных компаний.

Мировые гиганты нефтесервиса имеют больше возможностей, чем отечественные предприятия. Получая в своих странах кредиты под небольшие проценты и обладая самыми современными технологиями, они могут себе позволить в одних российских регионах устанавливать более высокие цены, а в других их снизить, сохраняя при этом общую сбалансированность в целом по компании.

Международные нефтесервисные корпорации ведут большую работу по расширению своего бизнеса. Они готовят профессиональные кадры, вкладывают деньги в научные исследования, используют высокотехнологичное оборудование, имеют возможность прогнозировать свое участие в бизнесе на территории России. То есть обладают максимальными возможностями в конкурентной борьбе с представителями российского нефтесервиса.

Представители отрасли не раз просили государственные органы рассмотреть сложившееся положение дел с проявившейся тенденцией монополизации российского рынка нефтесервисных услуг со стороны западных компаний. Сегодня эта ситуация, согласно оценке отраслевых экспертов, превратилась в системную проблему, которая оказывает негативное влияние на состояние энергетической безопасности страны. Если такая тенденция будет развиваться и дальше, то отечественные сервисные предприятия окажутся в сложной финансовой ситуации, что в перспективе может привести к переходу российского нефтесервисного рынка под контроль зарубежных корпораций. Причем последний сценарий чреват тем, что иностранцы, окончательно завоевав российский сервисный рынок, существенно увеличат цены на свои услуги, что, в свою очередь, негативно отразится на реализации масштабных планов российских нефтегазовых компаний.

Нечестная конкуренция

Рентабельность российских подрядчиков, оказывающих нефтесервисные услуги, постоянно снижается. Растёт износ оборудования, а темпы внедрения новых технологий отечественных разработок остаются крайне низкими. Таким образом, происходит старение материально-технической базы отечественных предприятий.

Многие российские сервисные компании, представляющие различные секторы этого направления (бурение, ремонтные работы, геофизика), давно уже находятся в кризисном состоянии. Причина заключается в значительном соперничестве на рынке нефтесервиса, где выделяются три группы конкурентов.

Во-первых, это крупные международные корпорации, имеющие огромный потенциал в сферах проведения научных исследований, внедрения технических разработок, производства оборудования и оказания услуг. Они располагают сетью научно-исследовательских, проектных и производственных структур в разных странах.

Во-вторых, это предприятия из Китая, которые снабжают российский рынок дешёвым и в большинстве случаев низкокачественным оборудованием. Производители из Поднебесной также опираются на поддержку финансовой системы своей страны, то есть поставляют технику на условиях кредитов китайских банков.

В-третьих, это небольшие российские компании, которые не ставят своей целью долгосрочное развитие, а готовы браться за любые заказы по минимальным расценкам, что приводит к демпингу на рынке нефтесервисных услуг.

Режим жёсткой экономии не всегда идёт на пользу

В последние годы в сервисном сегменте постепенно обостряются проблемы, копившиеся в течение двух последних десятилетий. Российские предприятия, в отличие от своих зарубежных конкурентов, работают без государственной поддержки. Сегодня рентабельность в сервисном сегменте равняется 5%, а в сфере ремонта скважин 2%. Согласно оценке экспертов, тарифы на нефтесервисные услуги в России в 5–7 раз ниже, чем за рубежом. Заниженные расценки вымывают с рынка профессиональные отечественные компании и приводят на рынок подрядчиков с малоквалифицированным персоналом, как правило, ещё и уклоняющихся от уплаты налогов.

Российские участники рынка отмечают, что в таких условиях они вынуждены экономить на разработке и приобретении новейших технологий, на заработной плате сотрудников и на вопросах безопасности. Сейчас заказчиков интересует в первую очередь стоимость произведённых работ, отмечают представители российских сервисных предприятий. Чем цена меньше, тем лучше, поэтому такие показатели, как наличие современных технологий, состояние парка добывающего оборудования и качество проводимых работ, уходят на второй план.

Отечественный нефтегазовый сервис сегодня не готов к тому, чтобы обеспечить реализацию крупных проектов российских нефтегазовых компаний. По оценкам экспертов, для выполнения планов развития отрасли нефтесервисный сектор должен расти на 12–15% в год. Есть и более пессимистичные прогнозы, согласно которым потребуется и более высокая динамика роста, поскольку в ближайшие годы предстоит списание до 80% буровых установок, имеющихся на балансе компаний.

По замкнутому кругу

Традиционные нефтегазоносные провинции в России с легкодоступными месторождениями продолжают истощаться, а освоение новых регионов, где сосредоточены запасы углеводородов со сложной структурой, ведётся в умеренных масштабах. Для их эффективной разработки требуется применение современных технологий. В этих условиях особая нагрузка ложится на сервисный блок нефтегазового бизнеса, в задачи которого входит как обеспечение повышения коэффициента нефтеотдачи на старых нефтепромыслах, так и создание всей необходимой технологической инфраструктуры для разработки новых нефтегазоносных районов. В этой связи разработка эффективных отечественных технологий по освоению трудноизвлекаемых запасов нефти и газа, как например Баженовской свиты, по мнению экспертов, является приоритетной задачей нефтесервиса.

Для поддержания уровня добычи в «старых» нефтегазоносных провинциях нефтяные компании вынуждены достаточно быстрыми темпами расширять объёмы эксплуатационного бурения. По сравнению с серединой 2000-х годов этот показатель вырос на 8,9%. В сфере разведочного бурения ситуация обратная, она сопоставима с уровнем конца девяностых годов прошлого века.

В 2015 году из почти 23 млн м, пробуренных в России скважин, на долюразведочного бурения пришлось 819 тыс. м, а эксплуатационное бурение составило 22,168 млн метров. Таким образом, в прошлом году объём разведочного бурения в нашей стране оказался почти в 28 раз меньше эксплуатационного.

Вследствие ухудшения минерально-сырьевой базы и низких темпов освоения новых месторождений в последние годы резко увеличилась доля насосного способа эксплуатации скважин, она уже достигла 93%. В то же время доля фонтанного способа сокращается.

По мнению экспертов, необходимо эффективнее использовать потенциал имеющихся сухопутных месторождений в традиционных регионах нефтедобычи, но для этого опять‑таки нужно иметь развитый нефтесервис. Повышение нефтеодачи в «старых» нефтегазоносных провинциях требует масштабных инвестиций. Отечественные нефтесервисные предприятия испытывают недостаток средств, из‑за чего не могут формировать инвестиционные программы и перспективные планы по разработке и созданию нового современного оборудования на несколько лет вперёд.

В условиях экономического кризиса цена на нефть сильно упала и, как полагают отраслевые эксперты, такая ситуация может продлиться ещё долгое время. В этой связи Минфин России предлагает увеличивать налоги на нефтегазовые компании, которые являются единственными заказчиками нефтесервисных предприятий. В совокупности все эти факторы ещё больше усложняют ситуацию, в которой и без того непонятно каким же образом в таких условиях можно финансировать отечественный нефтесервис?

Ставка на малые добывающие компании и на крупные сервисные

Согласно расчётам экспертов, для того чтобы обеспечить уровень добычи нефти, запланированный в Энергетической стратегии РФ на период до 2030 года, необходимо ежегодно наращивать масштабы эксплуатационного бурения не менее чем на 12%. Если в ближайшее время не добиться увеличения объёмов геологоразведочных работ, то после 2020 года невозможно будет поддерживать производство сырья на уровне свыше 500 млн т в год.

Добычей нефти на территории России занимаются более 300 организаций. Из них половина предприятий входит в структуру вертикально интегрированных нефтегазовых компаний (ВИНК), остальные являются независимыми структурами.

Проекты, реализуемые ведущими российскими нефтегазовыми компаниями, определяют размер и специфику спроса на услуги нефтяного сервиса, прежде всего — в области бурения. Около 90% добычи нефти в РФ приходится на семь ВИНК: «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз», «Газпром» (включая «Газпром нефть»), «Татнефть», «Башнефть» и «РуссНефть».

В последнее время всё чаще обсуждается возможность освоения трудноизвлекаемых запасов нефти. Но крупным нефтяным компаниям не интересно заниматься подобными проектами. Пример США показывает, что освоение трудноизвлекаемых запасов — прерогатива преимущественно небольших нефтяных фирм. Однако в России в результате укрупнения ВИНК количество малых предприятий значительно сократилось.

Для того чтобы исправить ситуацию, отраслевые эксперты предлагают создать определённые льготные условия для малых нефтяных компаний, тогда за 5 лет их доля может составить 50%. Сервисные предприятия, наоборот предлагается укрупнять. Сегодня в России наблюдается переизбыток сервисных компаний. Их больше, чем необходимо для обеспечения нужд крупных недропользователей, именно поэтому в тендерах на простые работы участвуют до 10 сервисных предприятий, а для бурения скважины порой не могут найти подрядчиков.

Как защитить отечественные компании?

Эксперты полагают, чтобы сохранить конкурентную среду в сфере нефтесервиса, необходимо либо снизить налоговою нагрузку для предприятий данной отрасли, либо предоставить им государственные преференции. Также предлагается принять закон, который бы обеспечивал поддержку нефтесервисных компаний. Барьер для демпинга можно поставить, например, путём введения обязательной процедуры тендеров, к которым допускались бы только те участники, которые доказали свой профессиональный уровень и обладают передовыми технологиями и современным парком оборудования.

Обсуждается возможность установления минимально допустимой цены на услуги нефтесервисных предприятий, которая бы формировалась в зависимости от особенностей месторождения, локации региона добычи, наличия инфраструктуры. Замена технологического парка позволила бы обеспечить большой мультипликативный эффект для всей национальной экономики. В частности, это дало бы возможность загрузить отечественные машиностроительные мощности, укрепить научно-исследовательскую и ремонтно-производственную базу российских предприятий. Сервисное звено является посредником между машиностроительными заводами и добычными предприятиями.

Сами ВИНК не будут напрямую покупать, например, задвижки или другие виды нефтегазового оборудования. Поэтому необходимо налаживание тесного взаимодействия между машиностроительным и сервисным секторами.

Глядя на мировой опыт

Отсутствие передовых отечественных технологий является большой проблемой. В мировой практике подобные технологии создают подразделения сервисных, а не добывающих компаний. У них имеются собственные мощные научные центры, где ведутся соответствующие разработки. В России ни у одной отечественной сервисной компании, даже крупной, подобных центров нет. Поэтому необходимо стимулировать предприятия к их созданию. Немаловажную роль в этом процессе может оказать поддержка региональных властей.

Прогресс ТЭКа зависит от того, как будет развиваться отечественный нефтегазовый сервис. Во всем мире именно этот сектор определяет будущее добывающих предприятий, направление развития инноваций и технологий в промышленности. Яркий пример — США, которые в последние годы благодаря прогрессу в технологиях и оборудовании для нефтегазового сервиса сокращают зависимость от импорта углеводородов и превращаются в экспортера. Норвегия за счёт продуманной государственной политики падение добычи компенсирует ростом экспорта нефтегазового оборудования и услуг. В России также есть все необходимые условия для того, чтобы использовать собственный опыт для реализации потенциала ТЭК и нефтегазового машиностроения.

  • О ТЭК
  • Продукты и услуги
  • Мероприятия
  • О нас
  • Контакты

Частичная или полная перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения
ЦДУ ТЭК – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России
Все права защищены и охраняются законом. © 2002-2025 ФГБУ «РЭА» Минэнерго
(ЦДУ ТЭК – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России) +7 (495) 950-82-00