
По подтвержденным запасам нефти Казахстан входит в число 15 ведущих стран (3,3% мировых запасов углеводородов). Общие прогнозные извлекаемые ресурсы углеводородного сырья, по данным Министерства нефти и газа Казахстана, составляют 17 млрд т, из них 8 млрд т в казахстанском секторе Каспийского моря. Нефтегазоносные районы, на которых расположено 172 нефтяных и 42 конденсатных месторождения, занимают площадь 62% территории страны. На западе Казахстана сконцентрировано 70% запасов углеводородов.
По данным Минэнерго России, в прикаспийском регионе сосредоточено 3% мировых запасов нефти и 5% газа. Здесь российские нефтяники приобретают опыт комплексного освоения морских месторождений, применяют новые технологии разведки и добычи нефти. Трудности при работе на Каспии связаны с тем, что это внутреннее море, поэтому всю тяжелую технику для морских работ приходится строить здесь же, на его берегах.
Именно на Каспийском море российские компании в 2010 году впервые при бурении скважин применили технологию «нулевого сброса», что означает полный отказ от сброса всех видов отходов, образующихся в результате производственной деятельности. Остатки собираются в закрытые контейнеры и вывозятся на берег для последующей утилизации.
Успешное сотрудничество
Казахстанско-российское сотрудничество по освоению каспийских месторождений развивается успешно. Обе страны с разной степенью интенсивности реализуют свыше 15 совместных нефтегазовых проектов в регионе. Это освоение месторождений Тенгиз, Карачаганак, Северный Кумколь, Северные Бузачи, Кожасай, Каракадук, Тюб-Караган, Курмангазы. До 80% всех казахстанских энергоресурсов экспортируется через территорию РФ.
В настоящий момент основными экспортными маршрутами по поставкам казахстанской нефти по территории России считаются нефтепровод «Каспийского трубопроводного консорциума», нефтепроводы «Атырау — Самара», «Казахстан — Китай» («Атасу — Алашанькоу») и морской порт Актау.
В ходе двусторонних переговоров президентов Казахстана и России в октябре 2015 года среди целого ряда вопросов, касающихся совместного сотрудничества, особое внимание было уделено проблеме совместного освоения каспийских месторождений Центральное и Хвалынское.
Судьбоносный документ
Соглашение между Россией и Казахстаном о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование было заключено в 1998 году.
В 2003 году Россия и Казахстан подписали протокол к межгосударственному соглашению. Этим документом определено, что страны через партнерство уполномоченных компаний будут совместно разрабатывать месторождения, расположенные на морских границах. В то время все ожидали открытия в казахстанском секторе большого числа участков со значительными запасами. Но вопреки ожиданиям разведка стала приносить все более разочаровывающие результаты. Открытия носили единичный характер, как например Кашаган, который был обнаружен в 2000 году. Месторождение расположено в северной части Каспийского моря, где глубина шельфа колеблется от 3 до 7 метров. Оно является одним из самых крупных в мире, открытых за последние 40 лет.
Разработка Кашагана ведется в сложных условиях на мелководье. При этом поверхность моря покрыта льдом пять месяцев в году. По мнению экспертов, из‑за резкого снижения мировых цен на нефть этот проект утратил инвестиционную привлекательность. За 15 лет французская Total, итальянская Eni, американская ExxonMobil и китайская China National Petroleum вложили в месторождение суммарно $50 миллиардов. Если при ценах выше $100 за баррель этот проект был рентабельным, то продолжающееся снижение стоимости кардинально поменяло ситуацию.
Геологические запасы Кашагана оцениваются в 6,4 млрд т нефти и 1 трлн куб. м газа. Добыча нефти, по расчетам ENI, в 2019 году должна достичь 75 млн т в год.
Неоправданные ожидания
В рамках реализации российско-казахстанского протокола разведка структуры Курмангазы, которую проводила на свои деньги «Роснефть» в партнерстве с «КазМунайГазом», не дала ожидаемых результатов.
Извлекаемые ресурсы нефти здесь оценивались разными специалистами в объеме от 550 до 1800 млн тонн. В качестве базового варианта была принята цифра 980 млн тонн. Начало коммерческой добычи нефти планировалось на 2014 год. Предполагаемый период производства определен до 45 лет. Прогнозируемый уровень — 32 млн т в год по базовому варианту.
Разведочное бурение на объекте оказалось абсолютно «сухим». «Роснефть» потеряла на этом проекте свыше $100 миллионов. Возможно, неудачный старт Курмангазы повлиял и на затягивание с развитием других совместных проектов на Каспии, в том числе и по Хвалынскому месторождению.
Проблемы с лицензией
«КазМунайГаз» в середине 2000-х годов предлагал заключить пакетную сделку для того, чтобы осваивать Курмангазы вкупе с Центральным и Хвалынским, но никто из российских партнеров на эти условия не пошел.
Центральное вместе с месторождением Хвалынское образует в срединной части Каспия геологический район, совокупные запасы которого оцениваются в 544,1 млн т нефтяного эквивалента.
Проблема заключалась в том, что срок действия лицензии, которую «ЦентрКаспнефтегаз» получил в 2003 году, истек. Приобрести права на добычу для этого месторождения компания уже не могла, поскольку согласно российскому законодательству с 2008 года к разработке шельфа допускаются только инвесторы с государственным участием свыше 50%.
Лед тронулся
В 2014 году российское Правительство подготовило изменения в протокол к соглашению между Россией и Казахстаном о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование, регулирующее целый ряд вопросов, в том числе процесс выдачи лицензии на освоение месторождения Центральное в Каспийском море. Разрешение проблем с освоением структуры Центральная назрело давно. В октябре 2015 года главы государств России и Казахстана подписали этот протокол.
Подписанный на межгосударственном уровне новый документ урегулировал процедуру освоения Центрального, изменив политические и законодательные условия, препятствующие проекту. Все это дало возможность компаниям двух стран приступить к его освоению.
Прежде шельф Каспия было невозможно осваивать из‑за целого ряда неурегулированных юридических вопросов. Новый документ позволяет российскому Правительству оформить права на геологоразведку и добычу на месторождении. Лицензия будет выдана без аукциона и конкурса со сроком действия 25 лет и продолжительностью этапа геологического изучения до 7 лет.
Кроме того, на правительственном уровне решен вопрос участия в освоении месторождения Центральное казахстанской нефтяной национальной компании «КазМунайГаз». Таким образом, подписанный в октябре 2015 года протокол ускорил возможности по разработке запасов. Инициатором составления такого протокола и внесения поправок был Казахстан, заинтересованный в активизации работ на пограничных месторождениях, отнесенных к российскому сектору.
Месторождение Центральное
Центральное нефтегазоконденсатное месторождение расположено в северной части акватории Каспийского моря в 150 км от Махачкалы. Оно было открыто в 2008 году «ЦентрКаспнефтегазом», являющимся совместным предприятием «ЛУКОЙЛа» и «Газпрома».
По предварительным оценкам, суммарные геологические запасы месторождения — 169,1 млн т нефтяного эквивалента, доля жидких углеводородов составляет 75%, а свободного и попутного газа — 25%.
Специалисты предполагают, что в извлекаемых запасах доля газа может возрасти до 60%, а нефти и конденсата уменьшиться до 40%. Для более точной оценки требуется дополнительная сейсморазведка 3D, чтобы начать добычу нефти из скважины.
Месторождение Центральное было открыто первой разведочной скважиной, которая дала нефтяной фонтан. Его жидкость малосернистая и характеризуется средней плотностью из‑за присутствия парафина и смол. В результате бурения найдено нефтегазоконденсатное месторождение в отложениях верхней юры. Здесь выполнена сейсморазведка, а также построена одна поисковая скважина глубиной 4,2 тыс. метра.
По мнению отраслевых экспертов, нефть месторождения Центральное вполне подходит для ее использования на нефтеперерабатывающих заводах Южной Европы. Кроме того, «ЛУКОЙЛ» и «Газпром» согласовали схему дальнейшего финансирования разведки и разработки Центрального. Финансовые вложения в проект оцениваются в $8 миллиардов.
На сегодняшний день капитальные вложения прогнозируются в объеме более $10 миллиардов. Рассматривается вопрос о строительстве параллельных нефте- и газопроводов по направлению от месторождения к российско-азербайджанской границе. Это пути для вхождения в маршрут «Баку — Махачкала — Тихорецк — Новороссийск», а также в газовые магистрали «Моздок — Гаджикабул» и «Ново Филя — Баку».
Месторождение Хвалынское
По мнению экспертов, после урегулирования всех юридических вопросов, связанных с разработкой Центрального, Казахстан активизирует подготовку другого проекта — по освоению еще одной перспективной структуры в срединной части Каспия — нефтегазоконденсатного месторождения Хвалынское, которое было открыто «ЛУКОЙЛом» в 2000 году. Оно расположено в северной части Каспийского моря в 260 км от Астрахани. Глубина моря в районе месторождения составляет 25–30 метров. На участке выявлено 5 залежей, из которых 4 газоконденсатных и 1 нефтяная. По данным Минприроды России, утвержденные запасы по категориям C1+C2 составляют 332 млрд куб. м природного газа, 17 млн т конденсата и 36 млн т нефти. Планируемый уровень добычи газа составляет 8 млрд куб. м в год, конденсата — 500 тыс. т в год. При этом ожидаемые затраты превысят $7,5 миллиарда.
Согласно подписанному в 2003 году протоколу между Россией и Казахстаном о совместной разработке пограничных месторождений, «ЛУКОЙЛ» создал с «КазМунайГазом» совместное предприятие «Каспийскую нефтегазовую компанию».
Не смогли договориться
В 2010 году «КазМунайГаз» разработал и передал в Минэнерго России технико-экономическое обоснование проекта. В 2011 году была создана межведомственная комиссия по разработке Хвалынского.
До конца 2013 года Россия и Казахстан не смогли договориться по условиям окончательного соглашения о разделе продукции по месторождению. Этот срок был обозначен в плане совместных действий России и Казахстана на период с 2013 года по 2015 год, подписанном президентами двух стран в 2012 году.
Россия предложила Казахстану вариант, по которому хвалынский газ пошел бы в единую систему газоснабжения России, а замещающие объемы были бы направлены сначала в Кустанайскую область, а по мере газификации — в Акмолинскую, Восточно-Казахстанскую, в перспективе — в Алма-Атинскую область и на экспорт в соседние страны.
В таком варианте «КазМунайГазу» пришлось бы инвестировать в строительство новых газопроводов, а Казахстан планирует осуществлять экспорт без дополнительных инвестиций, то есть с использованием российских трубопроводных и газоперерабатывающих мощностей, поэтому Астана отказалась от газотранспортной подготовки рынка хвалынского газа.
Пока не до Китая, самим бы хватило
Сейчас основной объем казахстанского экспорта газа приходится на Россию. Однако у Казахстана есть планы начать экспортировать свой газ и в Китай, так несколько лет назад было подписано соглашение с КНР о продаже 10 млрд куб. м, но пока не может найти в своем газовом балансе необходимые объемы для осуществления этих целей. Более того, специалисты подсчитали, что уже через 10 лет, к 2024 году, в Казахстане может наступить газовый дефицит, т. е. его производство упадет настолько, что сырья не хватит даже для удовлетворения внутреннего спроса, не говоря уже об экспорте.
Согласно прогнозу экспертов, производство газа в Казахстане начнет снижаться с 2015 года на 1–2 млрд куб. м в год, внутреннее потребление продолжит рост по 0,3–0,7 млрд кубометров. В этой связи к 2020 году ресурсы для экспорта у Казахстана сократятся до 1,9 млрд куб. м, по сравнению с 11,1 млрд в 2014 году. Другими словами, через пять лет может сложиться ситуация, связанная с нехваткой необходимых объемов газа на экспорт. Такое положение будет, по собственному казахстанскому прогнозу, перманентно ухудшаться до 2030 года.
Поэтому сегодня власти и производственники ищут возможности увеличения добычи газа. В этом плане большие надежды возлагаются на месторождения Хвалынское и Центральное.
Важный прецедент
По мнению отраслевых экспертов, в вопросе совместной разработки нефтегазовых месторождений на Каспии достигнутые между Россией и Казахстаном договоренности становятся первым соглашением, которое предусматривает эксплуатацию участков, находящихся в зонах ответственности двух стран. Таким образом, создается важный прецедент, открывающий возможности для определения универсального подхода к освоению месторождений на Каспии.
Учитывая общую водную границу на Каспийском море, нефтяные месторождения, которые находятся на стыке, по мнению специалистов, можно разрабатывать только совместно, так как разделить месторождение между государствами достаточно сложно, хотя традиционно Казахстан в нефтяных партнерах всегда больше ориентировался на западные страны, но и с Россией у него всегда были тесные связи.
С технической и геологической стороны особых проблем в освоении месторождений быть не должно. Глубины Каспия на участках позволяют избежать дополнительных затрат, возникших на Кашагане из‑за мелководья. С экономической точки зрения оба проекта окажутся выгодными. Однако, подчеркивают аналитики, такие проекты достаточно капиталоемкие и требуют самых современных технологий, надежно обеспечивающих вопросы, связанные с техникой безопасности. В этой связи имеющегося у двух стран технологического потенциала, скорее всего, будет мало без привлечения западных компаний.
Продвижение совместных российско-казахстанских интересов может дать стимул и другим странам Каспия развивать сотрудничество. Например, «ЛУКОЙЛ» активно работает в Азербайджане. Северный Каспий в силу конструктивных позиций Казахстана и России может служить примером для соседей, так как сотрудничества странам Южного Каспия не хватает. Например, отношения между Туркменистаном и Азербайджаном, Азербайджаном и Ираном в плане раздела недр напряженные.
Трубопроводные проекты Казахстана на Каспии
В настоящее время «Каспийский Трубопроводный Консорциум» является единственным полностью завершенным казахстанским проектом и его единственным магистральным маршрутом с выходом на мировые рынки. «Баку — Тбилиси — Джейхан» считается одним из самых важных для казахстанской нефти.
Завершено строительство трубопровода в Китай. Этот проект может соединить трубопроводные системы Казахстана, России, КНР и стать основанием для взаимовыгодного партнерства. Он вскоре охватит западный регион Казахстана, соединив таким образом Китай с бассейном Каспия. Помимо значительных экономических выгод проект позволяет Казахстану вести гибкую экспортную политику, независимо от внешнего влияния, и уравновешивать различные интересы в регионе. Рассматриваются также и другие экспортные маршруты, включая южное направление («Казахстан — Туркменистан — Иран»).
На сегодняшний день карта трубопроводной системы Каспийского региона еще не обрела четкие очертания. Казахстан исходит из того, что без его участия ключевые решения здесь никто не сможет принять.