Мировой рынок бункеровки СПГ развивается не такими быстрыми темпами как предполагалось ранее. В этой связи эксперты международного сертификационного и классификационного общества Det Norske Veritas Germanischer Lloyd (DNV GL), которое анализирует нынешнее состояние дел и перспективы развития морской индустрии, а также индустрии нефти и газа (штаб-квартира расположена в столице Норвегии), пересмотрели свои прогнозы по развитию мирового флота, использующего в качестве топлива СПГ. Согласно прежним предположениям, к 2020 году число таких судов должно было составить одну тысячу единиц. Однако отрасль столкнулась с рядом проблем, в результате которых весь инфраструктурный комплекс развивается не такими оптимистичными темпами, как считалось ранее. Согласно новой оценке экспертов DNV GL, предполагаемое появление новых СПГ-судов сократится вдвое и подойдет к отметке 400–500 единиц. В этом случае годовая потребность СПГ в качестве судового топлива составит 35 млн т в год. Согласно предварительным расчётам, к 2030 году потребность СПГ морского и речного флота только в Европе может достигнуть объёма в 10 млн т в год.
Конкуренция на рынке СПГ-бункеровки растет
Более активному развитию морских и речных судов, использующих в качестве топлива СПГ, способствовал запрет использования и транспортировки тяжелого жидкого горючего в водах Антарктики. Это решение в 2011 году было принято участниками международной морской организации International Maritime Organization (IMO). В соответствии с требованиями IMO, начиная с 2020 года, на морском транспорте во всём мире начинают действовать ограничения на выбросы серы. Уже в 2015 году максимальный показатель содержания серы был снижен с 1% до 0,1%. В тех регионах, которые не вошли в состав зоны контроля выбросов сажи, оксидов серы и азота, предельный уровень выбросов с 2020 года должен будет снижен с 35% до 0,5%.
При несоблюдении принятых экологических норм к судовладельцам будут применяться штрафные санкции. Они исчисляются в зависимости от того, сколько времени судно находится в зоне контроля выбросов Emission Control Area (ECA). В разных странах сумма штрафов сильно разнится, например, в Польше она составляет $83 тыс. в сутки, в Великобритании — $62 тыс., в США — $25 тыс., в Германии — $7 тыс. в сутки.
В этой связи страны Евросоюза занимаются строительством букеровочных комплексов СПГ не только в морских, но и в речных портах. Работа в этом направлении идёт в одном из крупнейших портов — Роттердаме. Аналогичные процессы также запущены и в других значимых мировых портах, как например, в Сингапуре. В этом направлении Китай уже обошел другие страны, заняв лидирующее положение в СПГ-отрасли на речном транспорте, как впрочем, и в целом ряде других индустриальных секторах производства.
Чем СПГ лучше традиционных видов топлива?
Согласно данным голландской компании LNG 24, затраты на переоборудование речного судна для того, чтобы оно использовало сжиженный газ в качестве топлива, включая расходы, связанные с СПГ-бункеровкой, могут доходить до миллиона евро. При этом срок окупаемости составляет период от пяти до семи лет. В результате того, что СПГ выходит дешевле, получается выгоднее купить это топливо потому, что происходит экономия средств, а также значительно уменьшается стоимость обслуживания двигателей, помимо этого исключаются ещё и затраты, связанные с очисткой отработанных газов.
Несмотря на то что использование СПГ в качестве судового топлива по многим показателям превосходит традиционное горючее, а также учитывая целый ряд значительных ограничений со стороны экологического законодательства в отношении вредных выбросов в атмосферу, тем не менее владельцы судов пока еще не спешат переходить на использование СПГ в качестве топлива. На старых судах вместо более затратного для них строительства нового СПГ-флота они используют экологичные сорта традиционного топлива. По мнению экспертов, так происходит из‑за того, что в последнее время на морском транспорте произошло значительное сокращение доли перевозимых грузов.
Согласно данным DNV GL, сжиженный природный газ в виде топлива сегодня в мире используют 120 судов, из которых более половины задействованы в Европе. Создана инфраструктура для поддержания этой отрасли. Сегодня девять из десяти наиболее крупных портов мира уже занимаются бункеровкой СПГ.
По данным отраслевых экспертов, на судостроительные верфи поданы заявки на строительство более чем сотни СПГ-судов. В мире существует ещё 116 судов, которые в качестве топлива могут использовать либо традиционные сорта, либо сжиженный газ.
Одновременно со строительством СПГ-судов необходимо создавать также и новые инфраструктурные бункеровочные мощности в морских и речных портах по регазификации. По данным DNV GL, в разных частях мира — на Ближнем Востоке, в Европе, а также в странах Карибского бассейна более чем в шестидесяти портах уже построены СПГ заправки. Согласно оценкам экспертов, скоро это количество удвоится. На сегодня идет подготовка к строительству 28 СПГ заправок для морских судов. Решения по реализации проектов уже приняты. Рассматривается возможность строительства ещё 37 объектов.
Суда-бункеровщики — перспективное направление развития
Суда, предназначенные для бункеровки сжиженного газа, с экономической точки зрения дешевле переоборудовать из непредназначенных для этого кораблей, находящихся в эксплуатации, чем строить новые. Морской паром Seagas стал первым судном, которое было трансформировано в бункеровщик. В 2014 году он приступил к своим новым обязанностям в порту Стокгольма. Таким образом, появилась новая отрасль в сфере СПГ-бункеровки.
Судно Coralius на 5,8 тыс. куб. м было спущено на воду в 2017 году. Оно стало вторым в мире действующим СПГ-бункеровщиком, а также первым судном такого класса, построенным на судоверфях Европы. Coralius рассчитан на заправку судов, проходящих через Северное и Балтийское моря.
Также в прошлом году в нидерландском порту Роттердам начало работу бункеровочное судно LNG Cardissa, которое стало третьим по счету судном такого класса. Оно заправляет корабли, которые направляются из портов Северо-Западной Европы в Голландию. Это судно-бункеровщик мощностью 7 тыс. куб. м принадлежит нефтегазовой компании Shell. Оно было построено на южнокорейской верфи компании STX Offshore.
Занимающаяся полным комплексом вопросов поставок топлива для морских судов компания Gas4Sea, которая была создана французской Engie, японскими Mitsubishi Corporation и NYK Line в начале 2017 года, спустила на воду СПГ-бункеровщик Engie Zeebrugge на 5 тыс. куб. м, построенный на верфях Республики Корея. Как следует из названия этого судна, оно предназначено для работы в бельгийском порту Зебрюгге.
В США ведутся работы по строительству СПГ-бункеровщика Clean Jacksonville, который предназначен для флоридского порта Джексонвилль.
В текущем году ряд крупнейших мировых нефтегазовых компаний, таких как Statoil, Total, Gas Natural Fenosa, ENN планируют ввести в строй сразу четыре судна бункеровщика СПГ. Это направление развития отрасли СПГ считается перспективным. В этой связи также рассматривается возможность реализации ряда проектов в Северной Европе, на Ближнем Востоке, в Средиземном море, в Мексиканском заливе и в Сингапуре. В долгосрочной перспективе аналогичные проекты, скорее всего, появятся там, где на государственном уровне решаются вопросы, связанные со снижением вредных выбросов. Прежде всего, это такие страны как: Япония, Китай и Республика Корея.
Продолжая развивать это направление, Shell приступила к строительству ещё одного морского СПГ-бункеровщика мощностью 3 тыс. куб. м газа, который также будет находиться в Роттердаме. Он предназначен для судов, направляющихся во внутренние воды страны.
Помимо этого англо-голландская компания владеет совместным предприятием с сингапурским конгломератом Keppel Marine, ориентированным на реализацию проектов по СПГ-бункеровке. Компания также подписала соглашение по созданию инфраструктуры в крупнейших портах мира с государственной нефтяной компанией Катара Qatar Petroleum.
Shell также планирует переоборудовать построенное в 2009 году судно Coral Methane в СПГ-бункеровщик. Этот проект будет менее затратным, поскольку он изначально был предназначен для перевозки СПГ.
Высоко оценивая перспективность развития этого направления и в частности прогнозируемого спроса на бункеровку СПГ круизных лайнеров, англо-голландская компания также арендовала на восточном побережье США бункеровочную баржу на 4 тыс. кубометров.
По мнению большинства участников топливного судового рынка, будущее за сжиженным газом, который победит в конкурентной борьбе с традиционными видами горючего. Этому процессу способствует меньший расход топлива при использовании СПГ и, соответственно, более низкая стоимость. Экологические ограничения также оказывают значительное воздействие на дальнейшее развитие этого направления. В случае несоблюдения ограничений судовладельцев ждут высокие штрафы. В комплексе все эти факторы влияют на выбор именно СПГ в качестве судового топлива. Количество его сторонников постепенно увеличивается и одновременно растет и вся необходимая инфраструктура.