Нефтяная промышленность Азербайджана имеет давние традиции. Именно здесь, в пределах Апшеронского полуострова, в XIX веке активно развивались нефтеперерабатывающие предприятия, применение механического бурения нефтяных скважин привело к открытию месторождений, рос фонд скважин. По большому счету, Баку стал настоящей колыбелью нефтяной отрасли Российской империи.
Добыча нефти и сегодня имеет для Азербайджана большое значение. Как отмечено в докладе международной исследовательской компании Global Firepower, запасы нефти в стране составляют 7 млрд барр., по этому показателю она занимает 20-е место в мире. Однако, как утверждают эксперты, сейчас перед азербайджанскими нефтяниками стоит задача не увеличивать добычу нефти, а ее стабилизировать. Согласно показателям нефтяной отрасли, в прошлом году добыча нефти упала на 9 %.
В связи с этим власти Азербайджана большое внимание уделяют газовой отрасли, которая в последнее время развивается особенно активно. По результатам 2017 года, экспорт природного газа вырос в 4 раза.
Три в одном
Для начала давайте разберем, что собой представляет «Южный газовый коридор», общая протяженность которого составит 3,5 тыс. километров. В проекте можно выделить три основные части:
- работы по расширению Южно-Кавказского трубопровода (SCPx), который проходит через Азербайджан и Грузию;
- строительство Трансанатолийского трубопровода (TANAP) на территории Турции;
- строительство Трансадриатического трубопровода (TAP) через Грецию, Албанию и Италию.
Кроме того, «ЮГК» подразумевает: расширение производства Санчагальского терминала на территории Азербайджана, увеличение пропускной способности газотранспортной сети в Италии и второй этап разработки месторождения «Шах-Дениз».
Все, собственно, и завертелось вокруг газоконденсатного месторождения «Шах-Дениз», которое было открыто на юго-западе Каспийского моря в 1999 году на основании результатов исследований, сделанных советскими геологами в 1954 году. Эксплуатация месторождения началась в декабре 2006 года. Глубина первой эксплуатационной скважины составила 6,5 тыс. метров. Она была пробурена со стационарной добывающей платформы, акватория моря превысила 105 метров. При этом скважина давала 5,6 млн куб. м газа в сутки.
В январе 2011 года в Баку президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и Жозе Мануэлом Баррозу, который тогда возглавлял Европейскую комиссию, была подписана Совместная декларация о «Южном газовом потоке». В документе отмечалось, что «ЮГК» является стратегической инициативой по доставке каспийских, центрально-азиатских и ближневосточных газовых ресурсов на европейские рынки. Основной ресурсной базой для системы газопроводов было определено месторождение «Шах-Дениз», причем вторая фаза его разработки. Общие запасы структуры оцениваются в 1,2 трлн куб. м природного газа и 240 млн т газового конденсата. В целом по Азербайджану доказанные запасы составляют 2,6 трлн куб. м газа, прогноз — около 4 трлн кубометров. Для сравнения, газовые ресурсы Катара оцениваются в 20 трлн куб. м, а запасы Ирана — 33 трлн кубометров.
Тем не менее правительство Германии, находящееся под давлением США по поводу строительства «Северного потока-2», вынуждено было выделить кредит €1,2 млрд на реализацию проекта «Южный газовый коридор».
«Шёлковый энергетический путь»
В ноябре 2011 года на Третьем Черноморском энергетическом и экономическом форуме в Стамбуле был официально представлен проект Трансанатолийского газопровода (Trans-Anatolian Natural Gas Pipeline — TANAP). Маршрут TANAP, согласно разработкам, проходит из Азербайджана через Грузию и Турцию. Он берет начало от Сангачальского терминала (Азербайджанская Республика) как расширение Южно-Кавказского газопровода (SCPx). От конечной точки SCPx в Эрзуруме (Турция) газопровод проходит к компрессорной станции в Эскишехире, где планируется построить ответвление для турецких потребителей. На турецко-греческой границе TANAP соединят с Трансадриатическим газопроводом (TAP), маршрут которого пройдет через Грецию и Албанию в Италию. Еще одну ветку из Турции направят в Болгарию.
26 декабря 2011 года Турция и Азербайджан подписали меморандум о взаимопонимании, а также документ о создании консорциума для строительства и эксплуатации трубопровода. Проектно-изыскательские работы на трассе начались весной 2012 года. В этот же период разрабатывалось технико-экономическое обоснование.
17 марта 2015 года в Карсе (город на востоке Турции) прошла официальная церемония, знаменующая начало строительства газопровода TANAP. В мероприятии приняли участие президенты Реджеп Тайип Эрдоган (Турецкая Республика), Ильхам Алиев (Азербайджанская Республика) и Георгий Маргвелашвили (Республика Грузия).
Уже 12 июня 2018 года, раньше заявленного срока на компрессорно-измерительной станции в турецкой провинции Эскишехир состоялось открытие Трансанатолийского газопровода, который стали называть «энергетическим Шелковым путём».
Поначалу запуск в эксплуатацию TANAP планировался в 2019 году, затем появились слухи, что официальная церемония назначена на июль 2018 года. В итоге, дату перенесли на 12 июня. Политологи объяснили спешный перенос досрочными выборами в Турции президента и парламента, и действующей власти нужен веский аргумент, иллюстрирующий достижения в экономике страны, чтобы предъявить его электорату. К слову сказать, президентские выборы в Турции завершились победой Реджепа Эрдогана в первом туре.
Акционерами проекта TANAP являются: государственная нефтяная компания Азербайджана SOCAR — 51%, SOCAR Turkiye Enerji — 7%, BOTAS — 30%, BP — 12%.
Протяженность новой газовой магистрали составляет 1850 км, мощность — 16 млрд куб. м газа в год. Из этого объема 10 млрд куб. м будут транспортироваться в страны Евросоюза, остальные 6 млрд «кубов» предназначены для нужд турецких потребителей. Стоимость проекта — $8 миллиардов. Власти Турции надеются, что в скором времени страна станет центром распределения энергоресурсов. В перспективе они предполагают расширить к 2023 году мощности TANAP до 24 млрд куб. м в год, а к 2026 году до 31 млрд кубометров.
Но все эти планы достаточно рискованные.
Товар оплачен, но будет ли доставлен?
Многие аналитики сомневаются в том, что предлагаемой ресурсной базы хватит для выполнения заявленных показателей. Месторождение «Шах-Дениз» хотя и относится к разряду гигантских, но на сегодняшний день оно не способно обеспечить наполняемость трубы. Первая очередь этого месторождения не сможет дать больше 8 млрд куб. м газа в год. В дальнейшем, с введением в строй второй очереди, объем годовой добычи может увеличиться до 25 млрд кубометров. Но для этого нужно время, инвестиции и современные технологии. А пока в 2018 году Турции придется довольствоваться 2 млрд куб. м газа, которые будут транспортироваться по TANAP. В 2019 году объемы прокачки удвоятся до 4 млрд кубометров. И только к 2020 году они вырастут до 6 «кубов». Дальше должна заработать на полную мощь вторая очередь «Шах-Дениза». Кроме того, Азербайджан готов мобилизовать под проект другие месторождения, которые еще до конца не введены в разработку. Среди перспективных называют месторождения: Абшерон, запасы которого оцениваются в 350 млрд куб. м газа и 45 млн т конденсата (добычу на Абшероне планируется начать в 2020 году), Умид с запасами 200 млрд куб. м газа и 30 млн т конденсата, Бабек — 400 млрд куб. м газа и 80 млн т конденсата, Карабах — 28 млрд куб. м газа. Достаточно ли этих ресурсов для выполнения своих обязательств по транспортировке природного газа в Турцию и Европу? Далеко не все эксперты уверены в этом. Но, похоже, европейские политики не хотят слышать разумные доводы и довольствуются уверениями азербайджанской стороны в том, что «ЮГК» будет запущен в срок — в 2020 году.
В ноябре 2017 года Еврокомиссия (ЕК) по поручению Совета Европейского Союза (ЕС) предложила поправки в Газовую директиву ЕС, согласно которым предполагается применение основных принципов общеевропейского энергетического законодательства ко всем газопроводам, идущим из третьих стран по территории ЕС — действующим и тем, которые будут построены в будущем. По большому счету, поправки направлены на сдерживание России и будут чинить препятствия «Северному потоку-2». В распространенных материалах ЕК утверждается, что после 2020 года в Европе не видят необходимости в проекте «Газпрома». Объясняется это наличием в ЕС развитых трубопроводных инфраструктур для импорта природного газа (очевидно, имея в виду «ЮГК») и в перспективе повышением конкурентоспособности СПГ (здесь явно просматриваются лоббистские усилия в отношении поставок в Европу американского газа). По мнению европейских чиновников, в стратегии диверсификации поставок важное место должно быть отведено «Южному газовому коридору». «Мы, конечно же, хотим диверсифицировать источники поставок газа, — подчеркнул во время визита в Баку вице-президент ЕК Марош Шефчович, — отдаем предпочтение новым партнерам, новым маршрутам».
Все это прекрасно, говорят аналитики, но где брать газ, чтобы заполнить трубу, ведь азербайджанского «голубого топлива» явно не хватит? Может быть, договориться с Туркменистаном? Но для этого нужно построить по дну Каспия газопровод, что в нынешних условиях невозможно, поскольку до сих пор не определен правовой статус Каспийского моря. Сделать ставку на газ Ирана или Ирака? Но тогда трубу придется прокладывать по территории Сирии, охваченной гражданской войной, или через районы вооруженного конфликта курдов и вооруженных сил Турции. Перспективным виделось средиземноморское направление, где были открыты газовые месторождения Leviathan и Tamar. Но, похоже, что переговоры о поставках в страны ЕС по «ЮГК» провалились из‑за того, что отношения Турции и Израиля обострились (разногласие вызвало открытие США посольства в Иерусалиме).
Президент Азербайджана Ильхам Алиев уже неоднократно заявлял, что объемы газа, планируемые для транспортировки по всему «Южному газовому коридору», уже проданы. Но будет ли что транспортировать? При этом и «ЮГК», и «Шах-Дениз-2» — проекты затратные. К примеру, общая стоимость их составит $45 миллиардов. При нынешних ценах на нефть (а нефтяные цены, как известно, привязаны к газовым) на окупаемость можно вый-ти не раньше, чем через 10–15 лет.
Похоже, европейские чиновники всерьез считают, что если построить трубопроводную инфраструктуру, то газ для нее найдется сам собой.
А тем временем
Судно Pioneering Spirit продолжает укладку морского участка газопровода «Турецкий поток». По информации «Газпрома», на сегодняшний день уложено 1161 км труб по обеим ниткам. Это составляет 62% от общей протяженности трубопровода. Более того, в апреле 2018 года было завершено строительство первой нитки морского участка «Турецкого потока». Мощность каждой из этих магистралей — 15,75 млрд куб. м газа в год. Ввод в эксплуатацию проекта планируется в 2019 году.
С «Северным потоком-2» пока получается не так гладко. Проект наткнулся на препятствие — власти Дании, которые должны выдать разрешение на строительство газопровода в своей экономической зоне, подумывают заблокировать проект. Эксперты утверждают, что если ситуация с выдачей разрешения затянется, то может быть принято решение о переносе трассы.
«Существуют альтернативные маршруты прокладки трубы, которые вполне коммерчески оправданы», — заявил заместитель министра иностранных дел России Александр Грушко. А финансовый директор Nord Stream 2 AG Пол Коркоран в кулуарах газовой конференции в Вашингтоне отметил, что строительство «Северного потока-2» может начаться в ближайшее время до получения разрешения от Копенгагена.
А теперь, давайте, посчитаем совокупную проектную мощность «Турецкого потока» и обоих «Северных потоков». Получается 141,5 млрд куб. м газа в год. Из этого количества минусуем 15,75 млрд «кубов», которые, согласно договоренности, пойдут для потребителей Турции. Сколько выходит? 125,75 млрд куб. м газа в год! Такой объем может быть направлен в страны ЕС. Согласитесь, на этом фоне 10 млрд куб. м газа для Европы по «ЮГК» смотрятся, мягко говоря, бледно.
Выскажу предположение, что российский газ из «Турецкого потока» в перспективе может быть перенаправлен нашими турецкими партнерами в трубопровод TANAP. Возможно, России и Турции придется вернуться к первоначальному плану по «Турецкому потоку» — строительству не двух, а четырех ниток. Но для этого нужны уже совершенно другие условия и договоренности. А пока с ноября 2017 года азербайджанские власти на всякий случай возобновили закупки российского газа, которые были остановлены в 2006 году в связи с запуском «Шах-Дениза». Как отмечают эксперты, газ из России будет направлен Азербайджаном для внутреннего потребления.
Что с TAP?
Второй этап проекта «Южный газовый коридор» подразумевает строительство Трансадриатического газопровода (TAP), который примет от TANAP азербайджанский газ и доставит его европейским потребителям. Протяженность ТАР — 878 км, мощность на первом этапе — 10 млрд куб. м газа в год (в дальнейшем пропускную способность планируется увеличить до 20 млрд куб. м в год), стоимость проекта — €5,6 миллиарда. Официально строительство ТАР началось в мае 2016 года. Торжественная церемония, посвященная этому событию, прошла в Салониках (Греция).
Маршрут Трансадриатического газопровода пройдет из греческого Комотини по дну Адриатического моря на юг Италии. Оператором проекта является компания ТАР AG, в которой BP владеет 20%, SOCAR — 20%, Snam S.p.A. — 20%, Fluxys — 19%, Enagas — 16%, Axpo — 5%. Срок ввода ТАР в эксплуатацию — начало 2020 года.
В начале июня 2018 года министр окружающей среды Италии Сержо Коста, который входит в политическое движение «Пять звезд», написал письмо депутатам парламента, где сообщил, что для Италии строительство ТАР «в настоящее время абсолютно бессмысленно», поскольку не отвечает энергетической политике нового руководства страны. Буквально через несколько недель руководитель ведомства получил ответ от своего коллеги, заместителя главы МИД Италии Гульельмо Пикки, который заявил о важности строящейся инфраструктуры для Италии и Европы. «Мы хотим ввести ТАР в строй, естественно, учитывая возможные последствия для окружающей среды», — заявил чиновник. Похоже, что проект становится «камнем раздора» для итальянской политической элиты. Сейчас в стране наконец‑то сформировано коалиционное правительство, в котором портфели между собой поделили «Пять звезд» и «Лига Севера». Известно, что представители первой партии занимают по отношению к ТАР жесткую позицию, «северяне» — менее категоричны. Как бы то ни было, но в Италии периодически проходят протестные акции против Трансадриатического газопровода.
Важно также отметить, что в 2017 году заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев заявил о готовности российского газового холдинга обсуждать с европейскими компаниями использование газопровода ТАР для поставок российского газа.