По данным ПАО «Башнефть-Полюс»
Месторождение им. Р. Требса
Расстояние от г. Нарьян-Мар: 220 км
Извлекаемые запасы: С1+С2 = 82 469 тыс. тонн
Фонд для бурения: 88 скважин
Максимальная добыча нефти: 2280 тыс. т в 2021 году
Накопленная добыча нефти на 2036 год: 26,0 млн тонн
Месторождение им. А. Титова
Расстояние от г. Нарьян-Мар: 238 км
Извлекаемые запасы: С1+С2 = 57 590 тыс. тонн
Фонд для бурения: 140 скважин
Максимальная добыча нефти: 2752 тыс. т в 2023 году
Накопленная добыча нефти на 2036 год: 33,3 млн тонн
Общие характеристики
Лицензионный участок расположен на территории Ненецкого автономного округа (НАО), в северо-восточной части Хорейверской впадины. Площадь участка 2151 кв. километров. Нефть месторождений им. Р. Требса и А. Титова имеет плотность 816,9–841,0 кг/куб. м, небольшую вязкость в нормальных условиях — 6,45–6,16 кв. мкм/с, содержит от 18,5 до 28% бензиновых фракций, небольшое количество смол (2,95–5,40%) и парафинов (2,0–5,8%). Для нефти месторождений характерна низкая концентрация серы, не превышающая 0,5%. Нефть месторождений им. Р. Требса и А. Титова продается не самостоятельно, а в составе Варандейской смеси — по качеству превосходит не только Urals, но и более дорогую Siberian Light за счет более низкого содержания серы и низкой плотности. В состав смеси входит также нефть с Харьягинского, Южно-Хильчуюского месторождений.
К конкурсу на право пользования недрами месторождений им. Р. Требса и А. Титова в 2010 году допустили две компании — «Башнефть» и «Сургутнефтегаз». Однако последняя не внесла задаток за участие, и претендент остался только один. В результате Роснедра признали конкурс несостоявшимся, рекомендовав правительству РФ передать право пользования недрами «Башнефти». Компания предложила разовый платеж за месторождения в сумме 18,476 млрд руб. при первоначальном его размере 18,171 млрд руб. В дальнейшем в феврале 2011 года правительство РФ предоставило инвестору право работать на месторождениях (лицензия на 25 лет), а в апреле он подписал с «ЛУКОЙЛом» договор о создании СП по их разработке — «Башнефть-Полюс». В декабре новый партнер купил за 4,768 млрд руб. у «Башнефти» 25,1% в СП, на которое была переоформлена лицензия на право пользования недрами месторождений.
Выбор в пользу «ЛУКОЙЛа» менеджмент «Башнефти» обосновал наличием у компании необходимой для скорого старта эксплуатации месторождений транспортной инфраструктуры. Сотрудничество, по оценкам специалистов, позволяло начать добычу нефти уже в 2013 году вместо 2017‑го, как если бы разработка велась самостоятельно. При этом экономия оценивалась в $2 миллиарда. Еще одним претендентом на партнерство в проекте считалась «Роснефть». Компания отказалась от участия в конкурсе, мотивировав это уже имеющимися в портфеле перспективными проектами в Восточной Сибири, но рассматривала вариант взаимодействия с «Башнефтью», которая сразу после получения лицензии отдала предпочтение именно «ЛУКОЙЛу», объясняя это экономическими причинами.
Нефть на СМЛОП поступает с Южно-Хильчуюского месторождения, разрабатываемого «Нарьянмарнефтегазом», по нефтепроводу «ЛУКОЙЛа» «Южное Хыльчую — Варандей» протяженностью 158 км и диаметром труб 530 миллиметров. Нефтепровод проходит по участку им. Р. Требса. Месторождение им. А. Титова находится в 42 км от нефтепровода.
Миноритарии идут в суд
В дальнейшем история отношений «Башнефти» и «ЛУКОЙЛа» по месторождениям им. Р. Требса и А. Титова складывалась в контексте судебных разбирательств. В марте 2012 года в суд обратилась миноритарный акционер «Башнефти» Светлана Проскурякова, оспаривая решение о передаче лицензии «Башнефть-Полюсу». В апреле к ней присоединился еще один миноритарий — Павел Степанов из Уфы.
В иске они указали, что лицензия передавалась «Башнефть-Полюсу» как дочерней компании, но СП с «ЛУКОЙЛом» таковой не является, так как компании принадлежит в нем более 25%. Кроме того, более 70% акций «ЛУКОЙЛа» торгуются на рынке, соответственно, при доле компании в СП более 25% доля иностранного капитала в СП превысит 10%. Месторождения Р. Требса и А. Титова относятся к категории федерального значения, по российскому законодательству участие в их разработке иностранных инвесторов с долей более 10% должно согласовываться правительством РФ.
В мае 2012 года в арбитражном суде Москвы состоялись слушания по иску Светланы Проскуряковой. В результате Роснедра отменили решение о передаче лицензии на месторождения «Башнефть-Полюсу». Дело было закрыто, поскольку претензии удовлетворены. Формальных требований по изъятию лицензии у «Башнефти» и возвращению месторождений государству предъявлено не было. В ответ председатель совета директоров АФК «Система» Владимир Евтушенков отметил, что интересы «Башнефти» не ущемлены, а основной удар приходится на партнера — «ЛУКОЙЛ».
В начале 2013 года Росприроднадзор выявил новые нарушения: вместо прописанной в лицензии сейсмики 2D «Башнефть» провела на месторождениях сейсмику 3D. Для возврата лицензии «Башнефть-полюсу» необходимо было исправить ошибку и внести изменения в лицензионное соглашение, что и было сделано в начале 2014 года. В итоге совет директоров «Башнефти» одобрил передачу лицензии в «Башнефть-Полюс».
Но на этом история не закончилась. В июле 2014 года миноритарий «Башнефти» Райль Иноземцев подал новый иск. В результате арбитражный суд Москвы в декабре его удовлетворил и вновь признал незаконным переоформление лицензии с «Башнефти» на «Башнефть-Полюс». Тем не менее в январе 2015 года девятый арбитражный апелляционный суд удовлетворил апелляции «Башнефти», «ЛУКОЙЛа», «Башнефть-Полюса» и Роснедр.
В то же время «ЛУКОЙЛ» активно доказывал необходимость продолжать работу на промысле: компания предупредила, что парафинистая нефть Требса-Титова имеет высокую температуру застывания (около +10 градусов по Цельсию). Остановка месторождений грозит открытым разрушением скважин и трубопроводов, объектов сбора и подготовки нефти, нефтеразливами и, как следствие, экологическими катастрофами, обосновывал невозможность остановки эксплуатации глава частной компании Вагит Алекперов.
Надо отметить, что судебные разбирательства не сказались на производственных показателях месторождений им. Р. Требса и А. Титова, наблюдался рост добычи нефти (в чем и были заинтересованы инвесторы — «ЛУКОЙЛ» и «Башнефть»). По данным «ЦДУ ТЭК», добыча в 2013 году составила 291 тыс. т нефти с газовым конденсатом, в 2014 году — 828,3 тыс. т, в 2015 году — 1400,3 тыс. тонн. Кроме того, продолжался ввод в эксплуатацию нефтяных скважин: в 2014 году — 11 шт., в 2015 году — 30 штук.
Смена собственника
Новый этап в работе СП «Башнефть-Полюс» начался после того как «Роснефть» приобрела «Башнефть».
«ЛУКОЙЛу» в процессе переговоров с собственником по дальнейшему развитию проекта предстояло решить три основные задачи: сохранение/увеличение объемов добычи на месторождениях Р. Требса и А. Титова, транспортировка нефти по собственным трубопроводам через терминал «Варандей», перевалка на указанном терминале по максимально высокой цене. Иными словами, цель «ЛУКОЙЛа» — сохранение условий работы, которые были достигнуты с Владимиром Евтушенковым.
«Роснефть», в свою очередь, стала искать варианты транспортировки нефти с месторождений, минуя транспортную систему «ЛУКОЙЛа», а также снижения цены на перевалку через терминал «Варандей». Одновременно новый собственник ограничил производство СП, ссылаясь на необходимость сокращения добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+. Так, по данным «ЦДУ ТЭК», в 2016 году добыча составляла 2276,3 тыс. т, а в 2017 году сократилась до 1989,1 тыс. тонн.
Индига — выбор «Роснефти»
«Роснефть» рассматривает ряд возможностей для развития альтернативной «ЛУКОЙЛу» инфраструктуры. Один из вариантов — строительство порта Индига.
Проект последние годы последовательно поддерживают местные власти. Экс-губернатор НАО Игорь Кошин на протяжении действия своих полномочий искал возможности привлечь внимание федерального центра к объекту. Врио губернатора Александр Цыбульский продолжил работу в этом направлении. В частности, он выступает за присуждение порту Индига статуса опорной точки Северного морского пути (СМП), планируется разработка стратегии Ненецкой опорной зоны. В результате появится смысл перенаправлять ресурсы нефтегазодобывающих компаний в порт, считают эксперты.
«ЛУКОЙЛ» за годы работы в НАО реализовал план по созданию альтернативной «Транснефти» экспортной транспортной системы. «Варандей» является важной ее частью. Так, в проекте «ЛУКОЙЛа» в 2009 году было строительство нефтепровода от Харьягинского месторождения (через месторождения им. Р. Требса и А. Титова) к терминалу. По факту в 2012 году введен в эксплуатацию нефтепровод «Харьяга — Инзырей — Южное Хыльчую». Таким образом, транспортными услугами «ЛУКОЙЛа» стали пользоваться добывающие компании региона. В свою очередь, «Транснефть» оказалась незаинтересованной в собственных инвестициях в НАО.
Индига помимо нефти месторождений им. Р. Требса и А. Титова может использоваться и для перевалки ресурсов других месторождений Тимано-Печоры, что поможет «Роснефти» и администрации НАО обосновать необходимость строительства данного инфраструктурного объекта (то есть снизится риск недозагрузки порта; по словам Александра Цыбульского, предполагается, что в структуру порта войдут не только нефтяные, но и угольные терминалы, а также терминал по отгрузке СПГ). На пользу с точки зрения загрузки пойдет и создание единой экономической зоны с Республикой Коми — объединение ресурсной базы Коми и транзитных возможностей НАО.
Для реализации проекта порта Индига потребуются инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры. Вопрос о строительстве магистрального нефтепровода до бухты Индига для нефти из Тимано-Печорской провинции возник в начале 2000‑х годов. Но в «Транснефти» всегда говорили, что это направление не является для компании стратегическим на фоне строительства нефтепровода «ВСТО». Длина трубы на Индигу должна была составить около 470 км, мощность — около 20 млн т нефти с северных месторождений НАО. В «Транснефти» подчеркивают, что возврат к прежним планам нецелесообразен, так как раньше на северо-западе РФ работал только один нефтеналивной порт — Приморск, не было ни Усть-Луги, ни Варандея. Кроме того, предварительная стоимость строительства, по оценкам «Транснефти», в ценах 2017 года — 200–235 млрд рублей. В то же время для обеспечения дозагрузки порта потребуется строительство железнодорожной магистрали.
Путь к компромиссу
Как видно, новые партнеры по проекту пока находятся в стадии поиска максимально выгодных для себя решений. В перспективе, без сомнений, стороны будут искать компромиссные варианты сотрудничества, которые позволят развивать проект и приносить пользу северному региону.