Один из последних прогнозов, подготовленных агентством, называется World Energy Outlook2017. Он описывает множественные пути развития мировой энергетики до 2040 года. В документе рассматриваются варианты того, куда существующие стратегии могут привести энергетическую систему. World Energy Outlook2017 содержит комплексный подход к достижению энергетических целей устойчивого развития стран ООН. Это, прежде всего, работа по предотвращению изменений климата, затем всеобщий доступ к современному энергоснабжению к 2030 году и, наконец, снижение загрязнения воздуха.
Контекст исследования определили масштабные изменения в мировой энергетической системе:
- быстрое развертывание технологий чистой энергетики и снижение их стоимости;
- растущая электрификация энергетики;
- переход к экономике, всё более ориентированной на услуги, а также к более чистой структуре энергопотребления в Китае;
- развитие индустрии сланцевых углеводородов в США.
Перемены пришлись на время, когда стираются традиционные различия между производителями и потребителями энергии, и на первый план выходит новая группа крупных развивающихся стран во главе с Индией. Развитие этих изменений и их взаимодействие стали предметом исследования в новом прогнозе. Особое внимание в аналитической работе уделено потенциальным последствиям использования природного газа. Этому виду топлива отведено центральное место в документе.
Спрос на энергию постоянно растёт
Согласно сценарию новых стратегий, глобальные энергетические потребности растут медленнее, чем ещё в недавнем прошлом, но в период между сегодняшним днем и 2040 годом, они вырастут на 30%, что равносильно добавлению сразу и Китая, и Индии к сегодняшнему мировому спросу на энергию. В основу прогнозов положены такие факторы как:
- среднегодовой рост мировой экономики на 3,4%;
- рост населения с сегодняшних 7,4 млрд человек до свыше 9 млрд в 2040 году;
- темпы урбанизации, при которых каждые четыре месяца образуется город размером с Шанхай.
Рост спроса на энергию составляет 30%, где наибольший вклад приходится на Индию, чья доля в мировом энергопотреблении к 2040 году достигнет 11%, при том, что ее доля в прогнозируемой численности населения планеты составляет 18%. В ЮгоВосточной Азии спрос на энергию растет вдвое быстрее, чем в Китае. В целом на развивающиеся страны Азии приходится две трети роста мирового спроса, а остаток распределяется в основном между Ближним Востоком, Африкой и Латинской Америкой.
Уголь сдает позиции
Удовлетворение растущих мировых потребностей в энергии в новых сценариях стратегий в корне отличается от тех, что были двадцать пять лет назад. Сегодня лидирующие позиции начинают занимать природный газ, стремительно растущая возобновляемая энергетика, а также всё более актуальной становится такое направление как энергоэффективность. Ее повышение снижает потребность в росте добычи и производства энергии. Без энергоэффективности рост конечного потребления вырос бы более чем вдвое. На возобновляемые источники приходится 40% роста потребления первичных энергоресурсов, и их стремительный рост в электроэнергетике знаменует завершение периода использования угля. С 2000 года мощности угольной генерации выросли на 900 гигаватт (ГВт), но чистый прирост от настоящего времени до 2040 года составляет 400 ГВт, включая уже строящиеся станции.
В Индии доля угля в структуре электрогенерации падает с трех четвертей в 2016 году до менее половины в 2040 году. Потребление угля в мире стабилизировалось, а нефти — продолжит расти до 2040 года, но при этом более низкими темпами. Потребление природного газа вырастет к 2040 году на 45%. Поскольку возможности его роста в электроэнергетике сокращаются, главным направлением роста становится промышленное потребление.
Рост альтернативной энергетики
На возобновляемые источники приходится две трети мировых инвестиций в генерирующие мощности, так как для многих стран они становятся самым дешевым источником энергии нового поколения. Быстрое развитие солнечной энергетики, в особенности Китаем и Индией, превращает это направление в крупнейший источник низкоуглеродных генерирующих мощностей к 2040 году. К этому времени совокупная доля возобновляемых источников в общей выработке электроэнергии достигнет 40%.
В Европейском Союзе на возобновляемые источники приходится 80% новых мощностей, а ветровая энергетика после 2030 года станет крупнейшим источником электроэнергии за счет существенного роста как на суше, так и на море. Альтернативная энергетика продолжает получать государственную поддержку во всем мире.
Трансформацию электроэнергетики ускоряют инвестиции миллионов домохозяйств, общин и компаний в частные установки солнечной энергетики. Наиболее быстро этот процесс будет происходить в Бразилии, где доля использования возобновляемых источников в конечном энергопотреблении увеличится с сегодняшних 39% до 45% в 2040 году, при мировом росте с 9% до 16% за тот же период.
Конкурент жидким углеводородам
Согласно прогнозу МЭА, к 2040 году природный газ удовлетворит четверть мировой потребности в энергии и в глобальном энергетическом балансе и станет вторым по величине топливом после нефти. Причины расширения использования природного газа на Ближнем Востоке понятны, ведь он может заменить нефть. В США значительные поставки газа идут на электростанции для выработки электроэнергии. В то же время 80% прогнозируемого роста потребности в природном газе приходится на развивающиеся страны во главе с Китаем, Индией и другими азиатскими странами, где большую часть природного газа необходимо импортировать, при этом ещё нести высокие транспортные затраты.
При использовании природного газа выделяется меньше загрязнений, чем от других видов ископаемого топлива, и в этом заключается его преимущество. Однако конкуренцию газу уже составляет возобновляемая энергетика, которая совсем не загрязняет атмосферу. Более того, в некоторых странах к середине двадцатых годов именно альтернативная энергетика станет более дешевым видом новых мощностей, чем природный газ.
Политика энергоэффективности также играет определенную роль в сдерживании потребления природного газа. В то время как электроэнергия из природного газа к 2040 году вырастет более чем наполовину, электрические мощности смогут переработать на треть больше природного газа.
Оптимистичные перспективы использования газа
До 2040 года на долю СПГ придется 90% прогнозируемого роста поставок газа. Трансформации газовых рынков содействует либерализация рынка Японии и других азиатских стран, а также подъем портфельных игроков — крупных компаний с набором активов в сфере поставок. Появляются новые покупатели — число странимпортеров СПГ увеличилось с 15 в 2005 году до 40 — сегодня. Поставки газа также становятся более разнообразными: число заводов по сжижению природного газа до 2040 года удвоится, причем основной прирост дадут США и Австралия, за которыми следуют Россия, Катар, Мозамбик и Канада.
В долгосрочной перспективе рынок СПГ может компенсировать потери в некоторых странах при их переходе на другой вид топлива, когда будут выводиться из эксплуатации старые генерирующие мощности. Согласно оценкам экспертов МЭА, в 2040 году основным регионамимпортерам понадобится около десяти дней, чтобы увеличить объемы импорта на 10%, что на неделю меньше, чем может понадобиться сегодня странам Европы, Японии и Республике Корея.
Перемены в Китае коснутся всего мира
Китай вступает в новую фазу развития, когда энергетическая политика основывается на природном газе и чистых, энергоэффективных технологиях. Прежняя ориентация на тяжелую промышленность, развитие инфраструктуры и экспорт промышленных товаров избавила сотни миллионов людей от бедности, но дала энергосистему, основанную на угле. С этим серьезны экологические проблемы, из за которых ежегодно умирают два миллиона человек.
Новая экономическая модель страны ориентирована на услуги. В этой связи рост спроса на энергию замедлился с 8% за год в период 2000–2012 годов до 2% после 2012 года. В сценарии новых стратегий до 2040 года он снизится до 1% в среднем за год. Это замедление является заслугой мер в отношении энергоэффективности. Без этих усилий конечное энергопотребление в Китае в 2040 году было бы на 40% выше. Тем не менее к 2040 году энергопотребление в КНР на душу населения превысит потребление в Европейском Союзе (ЕС).
Решения, принятые Поднебесной, сыграют огромную роль в формировании мировых тенденций и могут стать катализатором перехода к чистой энергетике. Масштабы развертывания возобновляемой энергетики в Китае и экспорта этих технологий подразумевают низкоуглеродный путь развития страны. В сценарии новых стратегий треть новых мировых солнечных и ветровых электростанций будет установлена в Китае, на него приходится также более 40% мировых инвестиций в электромобили.
КНР обеспечивает четверть прогнозируемого роста мирового потребления природного газа, а его прогнозируемый импорт в 2040 году составит 280 млрд куб. м, уступив лишь странам ЕС, что превращает Китай в ключевой элемент глобальной торговли природным газом. КНР опережает США по потреблению нефти и станет её крупнейшим потребителем в 2030 году. Импорт нефти в 2040 году достигнет 13 млн барр. в сутки. Несмотря на это, Китай перестанет быть основной движущей силой нефтепотребления в мире. После 2025 года, согласно прогнозу МЭА, рост энергопотребления в Индии будет выше, чем в КНР.
Итоги сланцевой революции в США
Совокупное производство нефти и природного газа в США на 50% выше пиковой добычи, чем в других государствах. Являясь экспортером природного газа, американцы планируют в конце двадцатых годов стать экспортерами нефти. Согласно прогнозам МЭА, рост производства сланцевой нефти в США с 2010 года по 2025 год составит 8 млн барр. в сутки, что может стать самым длительным периодом непрерывного роста выработки нефти в одной стране за всю историю нефтяной промышленности.
Рост производства сланцевого газа в США с 2008 года существенно превышает предыдущий рекорд, достигнутый по добыче природного газа. Рост такого масштаба позволяет делать инвестиции в нефтехимическую и другие энергоемкие отрасли промышленности.
К середине двадцатых годов США могут стать крупнейшим в мире экспортером сжиженного природного газа, а ещё через несколько лет — экспортером нефти. В прогнозах агентства, учитывающих дополнительные поставки из Канады и Мексики, Северная Америка превратится в крупнейший источник нефти на международном рынке.
Согласно прогнозируемому увеличению импорта нефти в азиатские страны на 9 млн барр. в сутки к 2040 году, 70% нефти мирового рынка будет направлено в порты этого региона. В результате начавшихся изменений в существующем раскладе сил на мировом нефтяном рынке произойдёт переоценка.
Будущее мировой энергетики
Сценарий устойчивого развития предлагает подход к реализации ряда связанных с энергетикой целей — стабилизации климата, более чистого воздуха и всеобщего доступа к современному энергоснабжению. Главным среди них является достижение пика выбросов CO2.
В Сценарии устойчивого развития ожидается, что в структуре энергетики низкоуглеродные источники удвоят свою долю и в 2040 году достигнут 40%. Потребность в угле резко пойдет на спад, а потребление нефти достигнет пика. Электрогенерация к 2040 году на 60% будет состоять из возобновляемых источников энергии и на 15% за счёт атомной энергии.
По мере того, как уголь и нефть будут отступать, а возобновляемые источники набирать силу, природный газ станет крупнейшим видом топлива в глобальной энергетической структуре. Использование природного газа играет важную роль прежде всего в странах с большой зависимостью от угля (как, например, в Китае и Индии). В этих государствах возобновляемые источники пока не доступны в некоторых секторах промышленности.
Отказ от использования угля (после закрытия угольных электростанций в Китае) повлияет на снижение средней глобальной температуры на поверхности Земли в 2100 году.
Доля технологий возобновляемой энергетики и энергоэффективности растёт в конечном использовании энергии и, согласно прогнозу экспертов МЭА, составит $69 триллионов. Тем не менее инвестиции в разведку и добычу нефти и природного газа остаются основной составляющей для безопасной энергетической системы.
Правильное понимание политических подходов, по мнению агентства, должно привести к постепенной ликвидации субсидий, поощряющих расточительное потребление ископаемого топлива. В 2016 году на эти цели было выделено $260 млрд, что вдвое превышает нынешние субсидии для возобновляемых источников. В этой связи только грамотные политические решения могут повлиять на достижение ожидаемых целей и оптимального будущего мировой энергетики.