Центральное диспетческое управление топливно-энергетического комплекса Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса
Вход
Нефть
Переработка
Газ
Уголь
  • О ТЭК
    • Статьи
    • Журнал
  • Продукты и услуги
  • Мероприятия
  • О нас
  • Контакты
  • 2024
  • 2023
  • 2022
  • 2021
  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

«Северные ворота» Арктики

2019-02-15

Северный морской путь (СМП) сокращает время морских перевозок грузов из Европы в Восточную Азию на две недели по сравнению с традиционными трассами через Суэцкий или Панамский каналы. Он также является кратчайшим морским маршрутом между европейской и дальневосточной частями России. Несмотря на это, мировой грузопоток обходит СМП стороной. Какова вероятность, что «северные ворота» Арктики когда‑нибудь распахнутся для полноценного двухстороннего транзита между Европой и Азией?

severnie-vorota-10.jpg

Северный морской путь проходит по таким морям Северного Ледовитого океана как Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и частично по Тихому океану, то есть по Берингову морю. Например, путь из Мурманска в Японию через Суэцкий канал составляет 24 тыс. км, а по СМП — 11 тыс. км, то есть в  2 раза меньше. Продолжительность навигации на этом маршруте составляет 2–4 месяца, использование ледоколов позволяет сделать ее круглогодичной. Несмотря на активное таяние ледников в последние годы, для прохода Северным морским путём торговым судам по‑прежнему необходимо сопровождение ледокола.

План развития маршрута

В рамках госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» запланировано увеличение объема грузоперевозок по Северному морскому пути с 10,7 млн т в 2017 году до 63,7 млн т в 2020 году.

Для роста грузопотока по Севморпути до 80 млн т к 2025 году Минтранс России разработал проект сводного плана развития маршрута. Он включает все заявленные государством и инвесторами проекты. Этот документ в октябре 2018 года направлен в профильные ведомства и компании на согласование. В нём обозначены шесть ключевых морских портов, которые должны обеспечить грузопоток — Диксон, Дудинка, Мурманск, Певек, Петропавловск-Камчатский и Сабетта.

В перечень вошло 19 мероприятий со сроком реализации и исполнителями по ряду проектов, а также даны объемы и источники финансирования. Наиболее крупным из них является проект компании «НОВАТЭК», подразумевающий дальнейшее увеличение мощностей завода по производству сжиженного природного газа «Арктик СПГ-2». В проектах компании запланировано строительство перегрузочных комплексов СПГ в Мурманской области и на Камчатке. В план вошли четыре СПГ-ледокола и строительство трех атомных ледоколов ЛК-60, которыми занимается «Объединенная судостроительная корпорация» и «Росатом».

Партнёрские отношения с Китаем расширяются

Для дальнейшего развития Северного морского пути китайские компании COSCO и «Фонд Шелкового пути» станут инвесторами компании «Морской арктический транспорт», которая была создана «НОВАТЭКом» для оптимизации транспортных расходов. Это позволит упростить привлечение китайского финансирования на строительство новых судов-газовозов. При этом часть заказов может уйти на китайские верфи.

В рамках договоренностей предлагается закрепить намерения о финансировании и реализации новых логистических маршрутов круглогодичной транспортировки нефти и газа по Севморпути в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также организацию транзита между Азией и Западной Европой. Кроме того, соглашение предусматривает приоритетное размещение заказов по строительству судов на верфях Китая и России.

Минувшим летом «НОВАТЭК» и группа компаний «Совкомфлот» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве по транспортировке СПГ и газового конденсата с «Ямал СПГ», «Арктик СПГ-2» и других проектов для реализации стратегии развития компании по производству 55 млн т СПГ в год к 2030 году. Для решения задачи необходимо иметь эффективную систему транспортировки по СМП, чему будет способствовать стратегическое сотрудничество двух компаний.

Для вывоза углеводородов с «Ямал СПГ» ведется строительство 15 танкеров на верфях южнокорейской судостроительной компании Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co. Ltd. Шесть из них — для канадской Teekay LNG, пять — для греческой Dynagas, три — для японской Mitsui OSK Lines и один для «Совкомфлота». «НОВАТЭК» рассматривает возможность размещения заказа на 15 газовозов для «Арктик СПГ» на строящемся на Дальнем Востоке судостроительном комплексе «Звезда».

Пробная ходка

Чтобы значительно сократить время доставки грузов до потребителей и упростить логистику, крупнейшая в мире датская судоходная компания Maersk, занимающаяся морскими грузовыми перевозками, рассматривает возможность использования Северного морского пути в качестве возможной альтернативы маршруту через Суэцкий канал. Сегодня он является самым коротким морским торговым путем, связывающим Европу и Азию.

В августе 2018 года судно Venta Maersk вышло по СМП из терминала «Восточная стивидорная компания» в порту Восточный в Находке. В сентябре груз был доставлен в Санкт-Петербург. Расстояние от Восточного порта до Санкт-Петербурга по Севморпути составило 14 тыс. километров. В общей сложности время в пути составило 35 дней. Маршрут через Суэцкий канал почти в два раза длиннее — 23 тыс. км, и время в пути составляет два месяца.

Компания Maersk пока не готова пользоваться маршрутом через Арктику на постоянной основе, а одно из своих судов провела через Северный морской путь в качестве пробной доставки грузов, чтобы в будущем иметь возможность пользоваться этим маршрутом.

Растёт объём перевозок

Караван российских судов, сопровождаемый атомным ледоколом «50 лет Победы», успешно проследовал Северным морским путём в период с конца декабря 2016 года по начало января 2017 года.

В 2017 году по СМП прошли 492 судна. Годом ранее — 410 судов. В целом в 2017 году объем перевозок по Северному морскому пути вырос на 43% по сравнению с 2016 годом, достигнув 10,7 млн тонн.

Северный морской путь необходим России для обеспечения собственных транспортных потребностей. Именно на это указывает непрерывно растущий внутренний грузооборот. Внутренние перевозки между портами акватории СМП превышают значения транзита в пятьдесят раз. Главной и единственной на сегодняшний день причиной оживления на этой трассе являются реализуемые проекты в области добычи сырья.

По данным Минэнерго, извлекаемые запасы нефти и газа в арктическом регионе страны составляют 260 млрд т условного топлива, или 60% всех извлекаемых углеводородных ресурсов в России. Из 15 действующих и перспективных инвестиционных проектов в Арктике 11 связаны с освоением нефти и газа, четыре — руд и угля.

Большая часть транзитных грузов на трассе Северного морского пути приходится на углеводороды, предназначенные для стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Так, в августе 2017 года совершил свой первый коммерческий рейс российский газовоз «Кристоф де Маржери», доставивший партию сжиженного природного газа из Норвегии в Республику Корея.

Рейс проходил без ледокольного сопровождения, а скорость доставки побила прежние рекорды. Время в пути составило 19 суток, из них 6,5 суток газовоз находился в арктических водах. «Кристоф де Маржери» является представителем единственной в мире серии танкеров-газовозов ледокольного класса Arc-7, предназначенных для эксплуатации на трассе Северного морского пути. В ходе своего первого рейса на отдельных участках он был вынужден преодолевать ледовые поля толщиной 1,2 метра. Самостоятельное движение судов обычной конструкции в таких условиях является технически невозможным.

Судовая инфраструктура

На трассе СМП находится 50 портов, среди них Сабетта, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Беринговский, Провидения и другие. Проводку судов по этому маршруту осуществляют такие компании как «Росморпорт», «Мурманское морское пароходство», «Дальневосточное морское пароходство» и «ЛУКОЙЛ».

В акватории Северного морского пути работают восемь линейных ледоколов. Из них четыре атомных и четыре — дизель-электрических.

Круглогодичную навигацию без ледокольной проводки по этому маршруту в западном направлении, а в восточном только в летние месяцы, осуществляют танкеры-газовозы ледового класса Yamalmax. Эти суда осуществляют перевозку сжиженного природного газа, который производится на заводе «Ямал СПГ».

Проблемы развития

При главном достоинстве Северного морского пути — значительном сокращении времени по этому маршруту по сравнению с другими — его привлекательность пока невелика из‑за неблагоприятных природно-климатических условий. Сильные холода и оледенение создают угрозу нарушения работы палубных механизмов. В частности, летом в море Лаптевых температура не поднимается выше 1 градуса по Цельсию.

Круглогодичная работа Севморпути возможна только при обеспечении маршрута атомными ледоколами, что повышает ее стоимость. Сдерживающим фактором развития являются малые глубины на традиционных трассах. Для прохождения крупнотоннажных судов требуется прокладка глубоководных высокоширотных маршрутов севернее Новосибирских островов.

Ширина канала, необходимая для проводки через льды крупных танкеров класса Panamax и Snesmax, составляет 40 и 50 м соответственно, что требует постройки ледоколов с большим водоизмещением. Действующие в настоящее время в России ледокольные суда обеспечивают канал шириной 33–34 метра.

Инфраструктура большинства арктических портов, за исключением Дудинки, требует масштабной модернизации. Необходим капитальный ремонт или строительство новых причальных сооружений, работы по дноуглублению для приема судов, установка современных навигационных систем.

Из-за высокой геомагнитной активности в полярных широтах отмечаются сбои в работе навигационных систем. На большей части пути вдоль арктического побережья отсутствуют населенные пункты.

Администрация Северного морского пути

Главное управление Северного морского пути было создано в 1932 году. Ведомство отвечало за освоение Арктики и обеспечение судоходства. Со второй половины двадцатого века через СМП снабжались топливом, продовольствием и товарами первой необходимости населенные пункты Крайнего Севера и Дальнего Востока.

В 1991 году Северный морской путь был открыт для международного судоходства. В 2013 году создано Федеральное государственное казенное учреждение «Администрация Северного морского пути». В функции Администрации входят выдача разрешений на плавание судов в акватории Севморпути, мониторинг и предоставление информации о гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановке на этом маршруте, а также содействие в проведении поисковых и спасательных работ.

Сегодня есть много мнений относительно дальнейшей судьбы СМП. Среди них не только позитивные, но и негативные, причём и те, и другие имеют под собой достаточное количество веских аргументов. Сторонников дальнейшего развития этого направления больше. Как тут не вспомнить мудрость, которая гласит, что те, кто хотят добиться успеха, ищут способы решения, а те, кто не хотят этого — находят оправдания.


  • О ТЭК
  • Продукты и услуги
  • Мероприятия
  • О нас
  • Контакты

Частичная или полная перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения
ЦДУ ТЭК – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России
Все права защищены и охраняются законом. © 2002-2025 ФГБУ «РЭА» Минэнерго
(ЦДУ ТЭК – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России) +7 (495) 950-82-00