В декабре 2013 года министр экономического развития Алексей Улюкаев в рамках министерской конференц и ВТО (Индонезия) заявил, что Россия готовит по линии ВТО иски к Евросоюзу по вопросам Третьего энергопа кета и энергокорректировкам, применяемым странами ЕС при проведении антидемпинговых расследований в отношении российского энергетического экспорта.
Действительно, со времени вступления в силу Третьего энергетического пакета в 2009 году позиции России а европейском рынке природного газа постоянно ухудшаются. Еврокомиссия затягивает решение вопроса о начале эксплуатации газопровода Opal, который не соответствует требованиям нового европейского газового законодательства, не дает ясного ответа о перспективах "Южного потока", инициирует антимонопольные расседования в отношении "Газпрома".
Тенденции на газовом рынке ЕС
За десять лет, с 2002 года по 2012 год, доля российского газа в структуре европейского газового импорта сократилась с 47 % до 36 %. При этом доля импорта газа в газовом балансе ЕС возросла с 51 % до 66 %.
За десять лет в странах ЕС потребление газа сократилось на 6,1 % (порядка 30 млрд куб. м), при этом наибо ее резкое падение спроса на газ наблюдается в последние три года.
Так, с 2010 года по 2012 год потребление газа в ЕС упало на 13,7 %. За этот же период добыча природного газ в странах Евросоюза также снизилась на 13,5 %.
Таким образом, снижение собственной добычи газа наряду со стагнацией экономик европейских государств и наплывом дешевого (относительно газа) импортного угля является одним из важных факторов наблюдаемого сегодня снижения потребления газа в ЕС.
Пики потребностей ЕС в газе пришлись на 2008 год и 2010 год, когда объемы импорта превышали 340 млрд кубометров. В 2010–2012 годах объемы импорта газа в ЕС снизились на 7 %, что примерно соответствует уменьшению предложения СПГ на европейском направлении.
Объемы российского экспорта газа в ЕС достигли максимума в 2008 году (136,5 млрд куб. м), а затем начали снижаться и в 2012 году составили 115,1 млрд куб. м, сократившись по сравнению с максимумом более чем на 20 млрд кубометров.
Также существенно упали объемы поставок газа из Алжира: с 22 % в 2002 году до 13 % в 2012 году. Соответственно, рост импорта газа в ЕС в последние 10 лет обеспечивали Норвегия, нарастившая экспорт на 45 млрд куб. м за 2002–2012 годы и СПГ главным образом из Катара и Нигерии. При этом доля норвежского газа в европейском импорте увеличилась с 26 до 35 %, то есть почти сравнялась с российской.
Таким образом, текущая ситуация на газовом рынке Европейского союза характеризуется общим сокращением потребления газа на фоне резкого падения собственной добычи в регионе, а также существенными изменениями в структуре импорта, где все более значимую роль играет природный газ из Норвегии и СПГ. При этом роль России, основного поставщика газа в ЕС, неуклонно снижается.
Угрозы для российского экспорта
Долгосрочные перспективы спроса на газ в ЕС отличаются высокой неопределенностью, но оцениваются достаточно пессимистично. Так, средняя оценка ежегодного прироста спроса на газ по странам Евросоюза составляет 0,34 %.
Официальные прогнозы, на которые опираются власти ЕС в принятии стратегических решений в отношении развития газового рынка, еще более пессимистичны — 0,05 %. Самые оптимистичные прогнозы у энергетических компаний, которые ожидают пусть умеренный, но все‑таки рост спроса на газ в ЕС на уровне 0,63 % в год.
Наиболее пессимистично выглядят оценки будущего спроса на газ в Европе в сценариях Дорожной карты развития энергетики ЕС до 2050 года (ДК-2050), согласно которым ожидается абсолютное падение потребления газа в Европе в обозримой перспективе. Так, к 2030 году сценарии ДК-2050 предполагают снижение потребления газа в ЕС на 17–21 %, или на 90–115 млрд куб. м по сравнению с уровнем 2010 года.
Отметим, что именно сценарии ДК-2050 лежат в основе принятия долгосрочных стратегических решений в сфере развития европейской энергетики, ориентированной сегодня на низкоуглеродный сценарий развития. Происходящие в настоящее время на европейском газовом рынке регулятивные изменения, связанные с практическим выполнением Третьего энергетического пакета, также оказывают негативное влияние на дальнейшие перспективы развития экспортных поставок газа из России в ЕС, осуществляемые "Газпромом".
Можно выделить четыре группы инфраструктурных и регулятивных рисков:
- российская сторона не будет иметь возможности поставлять газ своим покупателям в ЕС в объемах и в соответствии с условиями, указанными, в первую очередь, в действующих и новых долгосрочных контрактах на поставку;
- транспортировка российского газа по существующим контрактам будет дороже в рамках нового регулятивного режима, чем в рамках действующего;
- среда для крупномасштабных инвестиций в газовую инфраструктуру останется слишком неопределенной и что ряд инвестиций в инфраструктуру могут оказаться "неокупаемыми";
- возможные новые потребности ЕС в импорте газа не смогут быть обеспечены на базе действующей инфраструктуры, а достаточная новая инфраструктура не будет построена.
Обязательный доступ третьих сторон к газотранспортной инфраструктуре, зафиксированный в Третьем энергетическом пакете, снижает надежность транзита (не гарантирует прокачку законтрактованных объемов, в том числе через третьи страны, на весь срок долгосрочного контракта на поставку) и ухудшает условия финансирования инвестиционных проектов российской компании.
Для "Газпрома" в этой связи возникает риск несоответствия нормам Третьего энергопакета нового газотранспортного проекта "Южный поток", окупаемость реализации которого напрямую зависит от уровня контрактации газотранспортных мощностей. В настоящее время газотранспортные мощности "Южного потока" (его первой очереди в 15,75 млрд куб. м) законтрактованы более чем на 50 %, однако для удовлетворения требованиям Третьего энергопакета требуется сократить этот уровень до 50 %. Оставшиеся 50 % газотранспортных мощностей должны быть предоставлены для свободного доступа третьих сторон на условиях "открытой подписки" через проведение аукционов на приобретение газотранспортной мощности.
С аналогичными проблемами уже столкнулись реализованные в ЕС газотранспортные проекты с участием "Газпрома". Речь идет о газопроводах Opal и NEL, которые являются сухопутным продолжением газопровода "Северный поток" на территории Германии и не соответствуют нормам Третьего энергетического пакета, поскольку не предполагают возможность свободного доступа на часть своих газотранспортных мощностей для третьих сторон (они были полностью законтрактованы еще до вступления в силу Третьего энергопакета). При этом предусмотренная в Третьем энергопакете процедура "освобождения" ("изъятия") проекта от требований данного документа пока не принята, что ограничивает возможности использования Россией газопровода "Северный поток" на полную проектную мощность (55 млрд куб. м). По данным "Газпрома", в настоящее время уровень загрузки "Северного потока" не превышает 55 %.
Еще один существенный риск для "Газпрома2 и перспектив экспорта российского газа —это стремление Евросоюза перейти от долгосрочных экспортных газовых контрактов с формульным ценообразованием к спотовой торговле с биржевым ценообразованием.
Долгосрочный (инвестиционный) контракт является не просто контрактом, который представляет поставку товара в отличие от спотового. Спотовый контракт дает возможность только получить товар, а долгосрочный контракт —и товар, и услугу. Под услугой понимается гибкость поставок (механизм "бери или плати", take-or-pay) —минимальные обязательные условия отбора дают возможность потребителю заказывать тот объем газа, которыйнеобходим сегодня. Следовательно, при переходе от долгосрочных контрактов к спотовым сделкам для "Газпрома" резко возрастают риски волатильности цен на природный газ, а также уменьшается их предсказуемость.
Ценность долгосрочных контрактов может резко упасть (как это произошло на рынке США по мере развития спотовой торговли природным газом), что негативно отразится на инвестиционных возможностях российской компании. "Газпром" будет лишен инструмента получения гарантированного денежного потока от экспорта газа, что приведет к нарастанию инвестиционных рисков при реализации новых добычных и транспортных проектов в России, а также росту операционных рисков, связанных с обеспечением устойчивого функционирования всего комплекса российской ЕСГ, ориентированной на экспорт газа в страны ЕС.
Таким образом, экспорт российского газа в страны Евросоюза в долгосрочной перспективе может столкнуться с инфраструктурными проблемами (ограничения п резервированию газотранспортных мощностей в рамках долгосрочных контрактов на транспортировку), снижением ценности долгосрочных контрактов на поставку газа (в связи с развитием спотового газового рынка в странах ЕС) и потерей конкурентоспособности при уменьшении инвестиционной привлекательности российской газовой отрасли.
Повышая конкурентоспособность
В конце 2012 года — начале 2013 года "Газпром" предпринял ряд мер, направленных на повышение конкурентоспособности российского газа на европейском рынке, и предоставил скидки к ценам на свой газ, поставляемый по долгосрочным контрактам, для основных партнеров российской компании в странах ЕС, а также временно понизил уровень контрактных обязательств по условию "бери или плати".
В 2012 году были достигнуты договоренности по адаптации ценовых условий с компаниями EconGas, GVH Gashandel и Centrex (все — Австрия), ENI (Италия), E. ON Ruhrgas (Германия), GasTerra (Нидерланды), PGNIG (Польша).
В 2013 году пересмотра цен по долгосрочным контрактам запросили еще 8 компаний-покупателей газа, в том числе GDF Suez (Франция), EconGas (Австрия), WIEH и WINGAS (обе — Германия), ENI (Италия), по которым были приняты положительные решения российским газовым концерном.
Предпринятые корректировки цен в значительной степени способствовали поддержанию конкурентоспособности российского природного газа на европейских рынках и росту экспорта газа из России в Европу по итогам 10 месяцев 2013 года.
В результате цены на российский газ по долгосрочным контрактам пришли в соответствие с ценами спотовых рынков ЕС, а экспорт газа в страны Европы (включая поставки газа в Турцию, а также в страны Европы, не входящие в ЕС, а именно Сербия, Босния и Герцеговина, Швейцария) с территории России за 10 месяцев 2013 года вырос на 17 млрд куб. м (+14,7 %).
Однако в долгосрочной перспективе, если описанные выше риски не будут в той или иной форме преодолены в результате российско-европейских консультаций, то перспективы российского экспорта газа в ЕС следует расценивать как негативные.