Центральное диспетческое управление топливно-энергетического комплекса Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса
Вход
Нефть
Переработка
Газ
Уголь
  • О ТЭК
    • Статьи
    • Журнал
  • Продукты и услуги
  • Мероприятия
  • О нас
  • Контакты
назад в раздел

Газовозы-СПГ — стремительное развитие отрасли

2021-11-16

Замедление в 2020 году темпов мировой торговли сжиженным природным газом (СПГ), вызванное пандемией, привело к снижению спроса на морские танкеры — СПГ-газовозы. Наряду с вводом в эксплуатацию большого количества новых судов это привело к избытку предложения СПГ-танкеров на рынке морских перевозок. В 2021 году ситуация в отрасли кардинально изменилась.

gazovozy-spg.jpg

Соотношение глобального экспорта СПГ к количеству газовозов дает представление о среднем объе-ме сжиженного газа, перевозимом одним судном в течение одного года. С 2011 года по 2020 год это соотношение снизилось с 0,73 млн т до 0,59 млн тонн. То есть за 2020 год один СПГ-газовоз транспортировал в среднем 0,59 млн т, отмечают эксперты Offshore Energy.

Трёхлетний рекорд

За последние три года ввод в эксплуатацию новых СПГ-газовозов достиг рекордного уровня. По данным агентства Seanews, в строй вступили 134 судна. В результате к началу 2021 года на мировом рынке работало более 600 морских танкеров-газовозов.

По данным Форума стран — экспортёров газа (Gas Exporting Countries Forum), четыре действующих газо­воза были введены в эксплуатацию в 1970-х годах, 10 судов — в 1980-х, 54 — в 1990-х, 244 — в 2000-х и 294 — в 2010-х годах.

Вместимость от 166 тыс. до 182 тыс. куб. м имеют 219 газовозов. Средняя вместимость газовоза в 2020 году составляла 158 тыс. куб. м, тогда как в 2000 году — только 120 тыс. кубометров. Эксперты отмечают, что увеличение вместимости новых газовозов приводит к снижению спроса на строительство новых судов.

Инфографика_Морская-транспортировка_правки_.jpg

Ввод в эксплуатацию новых газовозов уравновесит мировой рынок СПГ

В начале нынешнего 2021 года спрос на СПГ восстановился, в связи с чем у отраслевых экспертов возник вопрос о том, будет ли достаточное количество танкеров-газовозов в краткосрочной и среднесрочной перспективах? Участники рынка морских СПГ-перевозок считают, что ввод в эксплуатацию новых танкеров-газовозов в краткосрочной и среднесрочной перспективах уравновесит мировой рынок.

В период с 2021 года по 2025 год 142 недавно заказанных судна должны войти в строй. Из них 46 — должны быть сданы в эксплуатацию в 2021 году и еще 38 — в 2022 году, сообщило агентство Seanews.

Самый большой портфель заказов на строительство газовозов находится у южнокорейских верфей. По данным Gas Exporting Countries Forum, компании Hyundai, Samsung и Daewoo планируют построить 110 газовозов, российский СКК «Звезда» имеет заказы на 15 судов, а китайский Hudong — на 11 газовозов.

Крупнейший проект в истории отрасли СПГ

В середине прошлого года Qatar Petroleum зарезервировала мощности судостроительных предприятий Южной Кореи на строительство более 110 танкеров по перевозке СПГ. На весь проект Qatar Petroleum выделила $19 миллиардов. Контракты заключены с южнокорейскими судостроительными компаниями — Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering, Hyundai Heavy Industries Holdings и Samsung Heavy Industries. По договору корейские судостроители зарезервируют значительную часть своих мощностей для Qatar Petroleum до 2027 года включительно.

К 2027 году около 60% мировых мощностей по строительству судов для перевозки СПГ будут сосредоточены в Южной Корее. Отраслевые аналитики отмечают, что это может привести к сужению рынка судостроения СПГ-танкеров, что следует учитывать другим судоходным компаниям, планирующим заказывать новые танкеры-газовозы.

Как отмечают эксперты, проект Qatar Petroleum по строительству 110 танкеров для перевозки СПГ — самый крупный в истории таких судов. Ранее ни одна компания не заказывала такого количества танкеров сразу. Заказанные суда получат низкооборотные двухтопливные двигатели последнего поколения, которые в качестве топлива используют и СПГ.

Грандиозный проект требует такой же флотилии

Увеличение флота Катара по перевозке СПГ в таком масштабе связано с расширением месторождения Северное. Северное/Южный Парс — крупнейшее нефтегазовое место­рождение, находящееся в центральной части Персидского залива в территориальных водах Катара (Северное) и Ирана (Южный Парс).

В 2017 году Катар отменил мораторий на освоение крупнейшего газового месторождения Северное, расположенного на северо-востоке от побережья Катара.

Кроме того, в апреле 2020 года Qatar Petroleum договорилась с Китаем о резервировании мощностей на строительство газовозов для перевозки СПГ, подписав контракт на сумму более чем $3 миллиарда.

В настоящее время Катар располагает мощностями для производства 77 млн т СПГ в год. К 2024 году планируется увеличить их до 110 млн тонн. Наращивание мощностей предусматривает строительство еще четырёх технологических линий по производству СПГ.

В конце 2019 года Qatar Petroleum объявила о решении увеличить производство СПГ более чем на 60% — до 126 млн т в год к 2027 году, по данным Offshore Energy. Расширение еще на 16 млн т в год планируется обеспечить за счет строительства 2 дополнительных линий мощностью 8 млн т в год каждая.

Чтобы доставлять этот объем на мировые рынки, потребуется новый флот газовозов. Катарская компания Nakilat считается сегодня одним из лидеров мирового рынка транспортировки сжиженного природного газа со своими 69 танкерами для перевозки СПГ общей вместимостью более 4 млн тонн.

СПГ-танкеры для Арктики

Наибольшая доля мирового производства танкеров для перевозки сжиженного природного газа принадлежит Южной Корее. Она выпустила примерно две трети всех существующих в мире судов СПГ-флота.

Россия также планирует расширять свои мощности по сжижению природного газа и географию его экспорта. Для этого потребуется дополнительный флот танкеров-газовозов. «Совкомфлот» заказал российскому судостроительному предприятию СКК «Звезда», технологическим партнером которой является Samsung Heavy Industries, танкеры-газовозы ледового класса. Их передача в эксплуатацию запланирована на 2023–2025 год. Одно судно будет полностью принадлежать «Совкомфлоту», а еще 14 — совместно с «НОВАТЭКом».

«НОВАТЭК» и «Совкомфлот» договорились о совместном управлении строительством и эксплуатацией 17 судов ледового класса Arc7 для СПГ-завода «Арктик СПГ-2», которые должны быть способны ходить по Северному морскому пути. Они будут курсировать между Ямалом и портами перевалки. В западном направлении конечный пункт запланирован в Мурманске, а в восточном — на Камчатке. Там сжиженный газ будут перегружать на обычные СПГ-танкеры. Такие рейсы будут продолжаться непрерывно, круглый год.

Строительство СПГ-танкеров на российских верфях

Танкеры для завода «Арктик СПГ-2» конструктивно будут отличаться от судов, созданных для «Ямал-СПГ», которые предназначались для плавания и через льды, и по открытой воде. В отличие от них Arc7 предполагается использовать только в Арктике. Поэтому они станут более узкими и мощными, чтобы лучше преодолевать ледо­вые преграды.

В частности, каждый газовоз будет оснащен тремя винторулевыми колонками. Мощность пропульсивной установки газовозов, строящихся на ССК «Звезда», составит 45 МВт. Для сравнения: мощность атомного ледокола типа «50 лет Победы» составляет 55 МВт, мощность первого в мире атомохода «Ленин» — 32,4 МВт.

Конструкция судна-газовоза Arc7 позволяет самостоятельно преодолевать лед толщиной около 2 метров. Длина судна — 300 м, ширина — 48,8 м, вместимость грузовых СПГ-танков — 172,6 тыс. кубометров. Данные суда отличаются повышенной экологической безопасностью.

Эти газовозы позволят доставить СПГ покупателям в Азии за 15 дней по Северному морскому пути, сократив транспортные расходы и время в пути вдвое. Как отмечают эксперты, это будет первый опыт строительства СПГ-танкеров на российских верфях.

По оценкам специалистов, запасы ископаемого топлива Ямала составляют примерно 13 трлн куб. м, поэтому любой проект, касающийся природных ресурсов этого региона, планируется на длительный срок.

СПГ-газовозы в качестве топлива будут использовать СПГ

В настоящее время в мире более 117 судов уже используют сжиженный природный газ в виде топлива, примерно две трети из них задействованы в Европе. Доверие к использованию СПГ-энергии на флоте нарастает так, что уже через считаные годы, согласно совместному докладу южнокорейского банка Korea Development Bank и агентства по содействию торговле и инвестициям Korea Trade-Investment Promotion Agency, опубликованному в конце апреля 2020 года, к 2025 году около 60,3% мирового портфеля заказов на строительство судов будет предоставлено СПГ-судам.

В докладе, который основывается на данных глобальной исследовательской фирмы по судоходству и судостроению Clarksons и британского классификационного общества Lloyd’s Register, прогнозируется, что к 2025 году в мире должны быть дополнительно введены в эксплуатацию 1962 морских судна различной специализации, использующих в качестве топлива СПГ.

Международная морская конвенция ужесточила требования по выбросу вредных веществ в атмосферу. Поэтому владельцам танкеров приходится устанавливать сажеуловители, фильтры и другое оборудование для очистки. Всё это приводит к использованию на танкерах природного газа, который является одним из самых экологически чистых видов топлива.

В Норвегии сжиженный газ используется в качестве топлива для судов уже около 20 лет. Затем такое же применение СПГ нашлось в Финляндии и Германии. Недавно в этом списке появился Китай.

В России у строящихся танкеров-газовозов СПГ ледового класса Arc7, предназначенных для перевозки сжиженного природного газа в арктических условиях, основным топливом также будет СПГ.

Помимо этого известно о проекте строительства Выборгским судостроительным заводом в кооперации с финской Arctech Helsinki Shipyard ледоколов для «Атом­флота», мощность которых составит 45 МВт. Их планируют оснастить энергетическими установками, способными работать и на дизельном топливе, и на СПГ.

Без СПГ-бункеровщиков не обойтись

Перевод флота на альтернативные источники энергии требует формирования инфраструктуры для бункеровки соответствующим топливом. С появлением судов, работающих на СПГ, появляется и необходимость создания судов-бункеровщиков (заправщиков). Таким образом, порты, чтобы обеспечить растущий объем спроса на бункеровочные операции СПГ-топливом, стали концентрироваться на этом быстрорастущем сегменте бункеровки.

В частности, показательной стала деятельность сингапурского судостроительного предприятия Keppel Offshore & Marine, которое объявило о заключении дочерней компанией контракта на строительство первого в Сингапуре двухтопливного танкера-бункеровщика, работающего на СПГ. Контракт был подписан между дочерней Keppel O&M Keppel Singmarine и Mitsui & Co с частичным финансированием со стороны правительства Сингапура. Танкер будет принадлежать оператору Sinanju Tankers Holdings Pte Ltd. на основе финансового соглашения с Mitsui AP. Бункеровщик спущен на воду в середине 2020 года.

Первый в России бункеровщик для заправки судов сжиженным природным газом «Дмитрий Менделеев» в ближайшее время начнет переход в Балтийское море к месту постоянной работы. «Газпром нефть» завершила финальный этап его строительства, на котором испытывались газовое и криогенное оборудование судна.

Бункеровщик обеспечит транспортировку и заправку кораблей сжиженным газом в портах Финского залива и Балтийского моря — в Санкт-Петербурге, Усть-Луге, Приморске, Калининграде и Выборге. Стометровое судно с цифровой интегрированной системой управления, благодаря которой им может управлять один человек, имеет хранилище на 5,8 тыс. куб. м СПГ и усиленный корпус ледового класса, благодаря которому сможет преодолевать однолетние льды толщиной до 0,8 метра. Газовое оборудование корабля сертифицировано по экологическому стандарту ECO-S.

Крыловский государственный научный центр (КГНЦ) — один из крупнейших мировых исследовательских центров в области кораблестроения и проектирования рассматривает возможность бункеровки СПГ с 2012 года. Поводом для этого стала информация о том, что введение более жёстких требований по вредным выбросам для морских судов стало неизбежным. А в 2013–2014 годах уже в рамках госзаказа специалистами научного центра был создан проект небольшого бункеровщика на 3 тыс. кубометров. Проект демонстрировался на нескольких международных выставках. Таким образом постепенно Россия занимает нишу в СПГ-судостроении.

Что такое современный танкер-газовоз?

4_3.png

Современный типовой танкер-газовоз (СПГ-танкер или метановоз) имеет грузоподъемность в среднем 155–220 тыс. куб. м сжиженного природного газа, из чего может быть получено порядка 95–135 млн куб. м природного газа в результате регазификации.

Танкеры-газовозы это — привилегированный, быстроходный класс углеводородных судов. Если скорость нефтеналивного танкера составляет около 14 узлов, то танкера-газовоза не в ледовых условиях — до 20 узлов. Загрузка и разгрузка газовозов сложна, но занимает относительно немного времени, в среднем 12–18 часов.

На случай аварии СПГ-танкеры имеют двухкорпусную структуру, обеспечивающую недопущение утечек и разрывов.

СПГ перевозится при атмосферном давлении и температуре –162 °C в специальных термоизолированных резервуарах (танках) внутри внутреннего корпуса танкера-газовоза. Судно оборудовано холодильными установками для охлаждения газа.

Система хранения СПГ состоит из танка или резервуара для хранения, слоя изоляции, вторичной оболочки, предназначенной для недопущения утечек, и еще одного слоя изоляции.

В случае повреждения первичного резервуара вторичная оболочка не допустит утечки. Все поверхности, контактирующие с СПГ, изготавливаются из материалов, стойких к чрезвычайно низким температурам.


  • О ТЭК
  • Продукты и услуги
  • Мероприятия
  • О нас
  • Контакты

Частичная или полная перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения
ЦДУ ТЭК – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России
Все права защищены и охраняются законом. © 2002-2025 ФГБУ «РЭА» Минэнерго
(ЦДУ ТЭК – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России) +7 (495) 950-82-00