Центральное диспетческое управление топливно-энергетического комплекса Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса
Вход
Нефть
Переработка
Газ
Уголь
  • О ТЭК
    • Статьи
    • Журнал
  • Продукты и услуги
  • Мероприятия
  • О нас
  • Контакты
назад в раздел

Нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность Азербайджана

2021-01-18

В обзоре представлены основные показатели нефтяной отрасли страны: объем добычи нефти, экспорт нефти, транспортировка нефти и другие показатели.

Azerbaijan_.jpg

Запасы

По данным BP, на начало 2020 года доказанные запасы нефти в Азербайджане составляли 959 млн тонн.

Основные запасы нефти Азербайджана сосредоточены в зоне Апшеронского полуострова на крупнейших шельфовых месторождениях Азери, Чираг и Гюнешли с суммарными доказанными запасами около 900 млн т нефтяного сырья.

Добыча нефти

Разработку нефтегазовых месторождений на территории Азербайджана осуществляют:

  • «Государственная Нефтяная Компания Азербайджанской Республики» («ГНКАР»);
  • «Азербайджанская Международная Операционная Компания» («АМOК»);
  • совместные предприятия, учрежденные «ГНКАР» с иностранными компаниями.

В 2019 году в стране было добыто 37,45 млн т нефтяного сырья (–3,4% к уровню 2018 года), в том числе консорциумом «АМOК» было добыто 26,24 млн т, компанией «ГНКАР» — 7,68 млн т, 3,53 млн т конденсата — консорциумом «Шах-Дениз».

Добыча нефти и конденсата, млн тонн
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019*
50,4 50,8 45,6 43,4 43,4 42,0 41,6 41,0 38,7 38,8 37,5

По данным ГНКАР
* По данным Argus Media

Основной объем добычи нефти в Азербайджане обеспечивается за счет разработки группы каспийских шельфовых месторождений Азери — Чираг — Гюнешли (АЧГ), осуществляемой «АМOК».

Соглашение о разделе продукции сроком на 30 лет было подписано в 1994 году. Реализация проекта осуществляется в несколько стадий: на первой началась разработка месторождения Чираг (с 1997 года), на второй — центральной (с 2005 года), западной и восточной (с 2006 года) частей месторождения Азери. В 2008 году консорциум приступил к третьей фазе проекта — разработке глубоководного участка Гюнешли. В рамках третьей фазы с января 2014 года осуществляется добыча с западной части месторождения Чираг.

В декабре 2016 года «ГНКАР» и BP утвердили принципы соглашения о разработке АЧГ до 2050 года. В сентябре 2017 года соглашение было подписано между правительством Азербайджана, «ГНКАР» и акционерами «АМОК» о дальнейшей разработке АЧГ, в октябре 2017 года соглашение ратифицировано парламентом Азербайджана. Доля «ГНКАР» в проекте была увеличена до 25%.

В 2019 году на месторождениях АЧГ было добыто 26,0 млн т нефти, в том числе 7,6% — на месторождении Чираг, 25,0% — на Центральном Азери, 22,6% — на Западном Азери, 16,6% — на Восточном Азери, 17,9% — на Глубоководном Гюнешли, 10,1% — на Западном Чираге. В 2020 году правительство страны прогнозирует добычу нефти на АЧГ на уровне 25,2 млн тонн.

Кабинет министров утвердил топливно-энергетический баланс Азербайджана на 2020–2022 годы. В соответствии с балансом в 2020 году добыча нефти на АЧГ прогнозируется на уровне 25,2 млн т (снижение на 3,1% к текущему производству).

Добываемая на АЧГ нефть сорта Azeri Light относится к категории легких малосернистых нефтей с плотностью 35,1° API (0,8473 г/см куб.) и содержанием серы 0,16%. Нефтяное сырье месторождений АЧГ является основной ресурсной базой нефтепроводной системы «Баку — Тбилиси — Джейхан» («БТД»).

Справочно

Акционеры «АМОК»:

  • BP (оператор) — 30,37%
  • «ГНКАР» — 25,00%
  • Chevron — 9,57%
  • Inpex Corp. — 9,31%
  • Equinor — 7,27%
  • ExxonMobil — 6,79%
  • TPAO — 5,73%
  • ITOCHU — 3,65%
  • ONGC — 2,31%
Добыча нефти по проекту АЧГ, млн тонн
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
40,3 40,6 35,4 32,9 32,2 31,4 31,3 31,1 28,9 28,8 26,0

По данным BP

Большая часть добычи нефти «ГНКАР» обеспечивается за счет разработки месторождений Мелководный Гюнешли (около 65% добычи нефти компанией) и Нефтяные Камни (10%).

Экспорт нефти

По оценке, в 2019 году экспорт нефти из Азербайджана составил 31,6 млн т, что на 3,4% ниже уровня 2018 года. В число крупнейших покупателей азербайджанской нефти входят Италия, Израиль, Чехия, Индонезия, Португалия, Германия.

Экспорт нефти, млн тонн
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018* 2019**
45,5 39,0 36,8 36,7 35,2 35,1 35,0 32,8 32,7 31,6

По данным Государственного комитета статистики Азербайджана
* По данным Argus Media
** Оценка по данным Argus Media

Суммарная протяженность магистральных нефтепроводов на территории Азербайджана составляет 1,7 тыс. километров. Основными трубопроводными маршрутами экспорта нефтяного сырья из Азербайджана являются:

  • «Баку — Тбилиси — Джейхан»

    Нефтепровод связывает месторождения АЧГ и нефтяной терминал Сангачал с глубоководным турецким портом Джейхан на побережье Средиземного моря. Протяженность нефтепровода «БТД» — 1768 км, в том числе в Азербайджане — 443 км, в Грузии — 249 км, в Турции — 1076 км; пропускная способность — 60 млн т в год; диаметр труб — 1067 миллиметров.

    Строительство нефтепровода было завершено в мае 2005 года. Загрузка первого танкера азербайджанской нефтью в порту Джейхан была осуществлена в мае 2006 года.

    Справочно

    Акционеры консорциума «БТД»:

    • BP — (Великобритания, оператор) — 30,10%;
    • «ГНКАР» (Азербайджан) — 25,00%;
    • Chevron (США) — 8,90%;
    • Equinor (Норвегия) — 8,71%;
    • TPAO (Турция) — 6,53%;
    • ENI (Италия) — 5,00%
    • Total (Франция) — 5,00%;
    • Itochu (Япония) — 3,40%;
    • Inрex (Япония) — 2,50%;
    • ExxonMobil (США) — 2,50%;
    • ONGC (Индия) — 2,36%.

    В 2019 году по нефтепроводу «БТД» было транспортировано 26,7 млн т азербайджанской нефти. С июля 2010 года по «БТД» начала экспортироваться туркменская нефть (в 2019 году — 1,1 млн т). В октябре 2013 года казахстанская «Тенгизшевройл» подписала соглашение о поставках нефти по «БТД» (в 2019 году поставки не осуществлялись). По данным Argus Media, с 2014 года «ЛУКОЙЛ» начал поставки нефти через «БТД» с месторождения им. Ю. Корчагина (2,5 млн в 2019 году).

    Транспортировка нефти по системе «БТД», млн тонн
    2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
    Итого: 34,4 32,8 33,0 34,8 34,9 33,9 33,5 33,4 30,2
    ресурсы Азербайджана 32,2 29,7 29,5 29,3 29,0 29,2 27,4 27,5 26,7
    ресурсы Туркменистана, Казахстана и России 2,2 3,1 3,5 5,5 5,9 4,7 6,1 5,9 3,5

    По данным Argus Media

  • «Баку — Супса»

    Маршрут предназначен для поставки легкой азербайджанской нефти (сорта Azeri Light, в первую очередь, месторождений АЧГ) с терминала Сангачал к черноморскому побережью Грузии с последующим экспортом в европейском направлении, минуя территорию России. Оператором нефтепровода, введенного в эксплуатацию в апреле 1999 года, является компания BP. Протяженность трубопровода — 883 км; пропускная способность — 7,8 млн т в год. В 2019 году по данному маршруту было поставлено 3,8 млн тонн.

    Транспортировка нефти по трубопроводу «Баку — Супса», млн тонн
    2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
    2,6 2,7 2,7 4,3 4,3 4,1 3,6 3,8 3,8

    По данным Argus Media

  • «Баку — Новороссийск»

    Маршрут обеспечивает экспорт азербайджанской нефти в европейском направлении транзитом через территорию России (с последующей отгрузкой из порта Новороссийск). Протяженность нефтепровода — 1330 км; пропускная способность — 7,8 млн т в год.

    Поставки азербайджанской нефти по нефтепроводу начались в 1997 году и осуществлялись «ГНКАР» (с февраля 2014 года — по договору с «Транснефтью»). Вследствие ввода в эксплуатацию нефтепровода «Баку — Тбилиси — Джейхан» фактические поставки нефти с 2006 года значительно уступали законтрактованному объему, составлявшему 5,0 млн т в год. По информации Argus Media, поставки сырья по нефтепроводу были приостановлены в декабре 2015 года. В феврале 2016 года «ГНКАР» и «Транснефть» подписали договор о поставках 1,3 млн т азербайджанского нефтяного сырья в 2016 году в Новороссийск. В январе 2017 года «ГНКАР» и «Транснефть» утвердили график поставок нефти в 2017 году в объеме 1,5 млн тонн. В октябре 2017 года «ГНКАР» и «Транснефть» заключили договор по экспорту в 2018 году азербайджанской нефти на уровне 1,3–1,5 млн тонн. В 2019 году транспортировка азербайджанской нефти составила 0,9 млн т (–30,8% к 2018 году).

    Транспортировка азербайджанской нефти по трубопроводу «Баку — Махачкала — Новороссийск», млн тонн
    2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
    2,2 2,0 2,0 1,8 0,9 1,3 1,2 1,6 1,3 0,9

    По данным «ЦДУ ТЭК»

Железнодорожным транспортом осуществляется транспортировка азербайджанской нефти к грузинским нефтеналивным терминалам Батуми и Кулеви. По маршруту «Баку — Батуми» поставляется нефть, добываемая компанией ExxonMobil в рамках разработки месторождений АЧГ (ExxonMobil является акционером «АМОК»). Компания Nico (торговое подразделение иранской NIOC) также использует Батуми для вывоза своих объемов конденсата с месторождения Шах-Дениз. По данным Argus Media, в 2019 году транспортировка нефти по этому направлению не осуществлялась.

Транспортировка азербайджанского нефтяного сырья по маршруту «Баку — Батуми», млн тонн
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
1,3 1,0 1,0 1,0 0,9 0,4 0,4 0,3 0,1 -

По данным Argus Media

«ГНКАР» также осуществляет железнодорожные поставки нефти на подконтрольный компании терминал Кулеви. Мощность терминала по перевалке наливных грузов составляет 10 млн т в год, включая 3 млн т — по нефти, 3 млн т — по дизельному топливу и 4 млн т — по мазуту.

В Азербайджане в зоне Бакинского порта функционируют три нефтяных терминала:

  • «Дюбенди» (оператор — компания Middle East Petrol, ОАЭ) мощностью 10 млн т в год. На терминал поступают главным образом нефтепродукты из Туркменистана и нефть из Казахстана.
  • «Сангачал» (оператор — компания BP) суммарной мощностью по перевалке 60 млн т нефтеналивных грузов в год. Соединен с нефтепроводом «Баку — Тбилиси — Джейхан»;
  • «Баку» (оператор — компания Azertrans), обеспечивает перевалку нефти и нефтепродуктов из Туркменистана.

Азербайджан обладает самым крупным танкерным флотом на Каспии. В январе 2014 года указом президента страны было создано «Азербайджанское Каспийское морское пароходство», которое эксплуатирует 30 танкеров.

Поступающая на азербайджанские терминалы туркменская нефть впоследствии переваливается в систему «Баку — Тбилиси — Джейхан». Нефть Казахстана впоследствии транспортируется железнодорожным транспортом в направлении грузинских терминалов Батуми и Кулеви.

Переработка нефти

До начала 2015 года на территории Азербайджана в г. Баку функционировало 2 нефтеперерабатывающих завода, входящих в структуру «ГНКАР»: НПЗ «Азнефтьяг» (мощностью первичной переработки 14 млн т нефтяного сырья в год) и Бакинский НПЗ им. Гейдара Алиева» (8 млн т в год).

С 1 января 2015 года «ГНКАР» объединила 2 НПЗ в одно предприятие — «Азнефтьянаджаг». В процессе объединения часть мощностей НПЗ «Азнефтьяг» демонтирована.

Ежегодно «ГНКАР» поставляет для переработки на НПЗ около 5–7 млн т нефтяного сырья. В 2019 году объем первичной переработки нефтяного сырья на НПЗ Азербайджана составил 5,9 млн т, увеличившись на 1,7% по сравнению с 2018 годом.

«ГНКАР» планирует строительство нефтехимического комплекса Oil and Gas Processing and Petrochemical Complex (OGPC) к югу от Баку мощностью 8,5–9 млн т нефти в год. Проектируемая глубина переработки нефти составит 95%, выход светлых нефтепродуктов — 85%. В рамках проекта «ГНКАР» намерена к 2022 году завершить строительство ГПЗ, а в 2020 году — нефтехимического предприятия. Запуск нового НПЗ в составе комплекса планируется в 2023 году. Ввод в эксплуатацию всех объектов комплекса ожидается в 2023–2025 годах.

Первичная переработка нефтяного сырья, млн тонн
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
6,0 6,2 6,1 6,0 6,4 6,5 6,2 5,7 5,6 5,8 5,9

По данным JODI

Производство и потребление нефтепродуктов

Производство нефтепродуктов на НПЗ Азербайджана в 2019 году составило 5,60 млн т (+0,9% к 2018 году). В структуре производимых нефтепродуктов в 2019 году основные позиции занимают дизельное топливо (37,6%) и автомобильный бензин (20,6%).

Производство нефтепродуктов, млн тонн
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Всего, в т. ч. 5,87 5,49 5,83 5,98 5,86 5,36 4,92 5,55 5,60
СУГ 0,24 0,21 0,26 0,22 0,19 0,19 0,21 0,20 0,19
Бензин 1,29 1,29 1,40 1,20 1,21 1,15 1,21 1,18 1,16
Керосин 0,62 0,62 0,70 0,69 0,68 0,62 0,58 0,61 0,58
Дизельное топливо 2,48 2,36 2,49 2,89 2,80 2,31 1,89 1,95 2,11
Мазут 0,25 0,28 0,28 0,20 0,32 0,48 0,26 0,10 0,12

По данным JODI

Потребление нефтепродуктов в Азербайджане в 2019 году составило 4,92 млн т (+4,7% к 2018 году). В 2019 году 27,6% пришлось на автомобильный бензин, 27,6% — на дизельное топливо, 9,8% — на авиакеросин, 6,8% — на мазут.

Потребление нефтепродуктов, млн тонн
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Итого, в т. ч.: 3,35 3,26 3,48 3,87 3,89 4,19 4,24 4,29 4,70 4,92
СУГ 0,08 0,13 0,13 0,13 0,16 0,15 0,16 0,17 0,15 0,17
Бензин 1,06 1,17 1,26 1,30 1,41 1,24 1,27 1,29 1,31 1,36
Керосин 0,33 0,13 0,19 0,49 0,49 0,56 0,42 0,49 0,50 0,48
Дизельное топливо 0,95 1,09 1,24 1,41 1,33 1,19 1,09 1,31 1,29 1,36
Мазут 0,07 0,14 0,13 0,05 0,01 0,58 0,89 0,46 0,21 0,33

По данным JODI

Экспорт нефтепродуктов

Экспорт нефтепродуктов из Азербайджана в 2019 году составил 1,21 млн т (+4,7% к 2018 году). В товарной структуре экспорта основные позиции занимает дизельное топливо (62,7% экспорта нефтепродуктов в 2019 году).

Поставки азербайджанских нефтепродуктов на внешний рынок производят главным образом управление маркетинга и экономических операций «ГНКАР» (70% объема экспорта нефтепродуктов) и AZAL Oil («Азербайджанские авиалинии») — 25%. Основными импортерами выступают Турция, Италия и Грузия.

Экспорт нефтепродуктов, млн тонн
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Итого, в т. ч.: 2,83 2,59 2,02 1,88 2,33 2,27 1,70 1,11 1,16 1,21
СУГ 0,15 0,11 0,09 0,11 0,06 0,03 0,03 0,04 0,05 0,01
Бензин 0,19 0,09 0,06 0,02 0,01 0,002 0,003 0,006 - -
Керосин 0,26 0,48 0,45 0,20 0,20 0,16 0,21 0,18 0,19 0,18
Дизельное топливо 1,57 1,35 1,14 1,08 1,52 1,72 1,22 0,60 0,66 0,76
Мазут 0,18 0,21 0,09 0,22 0,23 0,25 0,06 0,02 0,02 0,02

По данным JODI

Импорт нефтепродуктов Азербайджаном в 2019 году составил 0,49 млн т (+12,6% к 2018 году). В 2019 году на мазут пришлось 46,5%, на бензин — 33,5%, на керосин — 13,6%.

Импорт нефтепродуктов, млн тонн
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
0,04 0,02 0,02 0,03 0,10 0,24 0,35 0,44 0,44 0,44 0,49

По данным JODI


  • О ТЭК
  • Продукты и услуги
  • Мероприятия
  • О нас
  • Контакты

Частичная или полная перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения
ЦДУ ТЭК – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России
Все права защищены и охраняются законом. © 2002-2025 ФГБУ «РЭА» Минэнерго
(ЦДУ ТЭК – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России) +7 (495) 950-82-00