Однако в поручениях президента по итогам совещания транспортная тематика прозвучала всего один раз. Было заявлено о необходимости обеспечить до 1 февраля 2020 года синхронизацию планов развития международных пунктов пропуска, а также автомобильных и железнодорожных подъездов к ним с планами экспорта угля (добыча угля). Тем не менее в своем выступлении Владимир Путин напомнил, что о масштабных логистических планах в интересах угольной промышленности говорилось не раз, в частности на встрече в Кузбассе годичной давности. Как указал глава государства, есть вопросы по исполнению договоренностей, принятых на том совещании, которые должны решаться, согласно комплексному плану модернизации инфраструктуры до 2024 года.
В рамках первого этапа
«Российские железные дороги» совместно с Минтрансом разработали программу развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона, основные положения которой нацелены на выполнение майского указа президента РФ от 7 мая 2018 года в части повышения провозных возможностей БАМа и Транссиба до 180 млн т к 2024 году. Планируется построить 1310,3 км дополнительных главных путей, 32 разъезда и провести реконструкцию 29 станций. На реализацию проекта будет выделено 493 млрд рублей.
На первом этапе предусмотрено увеличить к 2020 году объем перевозок до 124 млн т, то есть на 66,8 млн т больше, чем в 2012 году. Как следует из материалов «РЖД», в нынешнем году были построены и реконструированы 35 станций, 90 искусственных сооружений, 21 разъезд и 254,3 км вторых путей, модернизированы 5,1 тыс. км пути, уложены 1,9 тыс. комплектов стрелочных переводов, реконструированы 40 тяговых подстанций. Готовится к вводу в эксплуатацию новый Байкальский тоннель, проходка которого завершилась в 2018 году, в ближайшее время планируется запустить второй главный путь на перегоне Лена-Восточная — Предленский с мостом через Лену, мостовой переход через Зею и модернизированный Владивостокский тоннель. До 2019 года при выполнении работ было освоено 243,5 млрд руб., объем финансирования программы в 2019–2020 годах составит 183,3 млрд рублей.
Между тем в правительстве опасаются, что «РЖД» не сможет завершить в срок первый этап модернизации БАМа и Транссиба. По утвержденному графику был введен в эксплуатацию всего один участок Мариинск — Тайшет протяженностью 752 километра. Однако этот факт госмонополию нисколько не смущает, 31 участок планируется запустить в 2020 году.
|
2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 7 мес. 2019 |
---|---|---|---|---|---|---|
р.Колыванский (АО «Сибирский антрацит») | 4 695,8 | 4 915,6 | 4 973 | 6 726,3 | 8 211,4 | 4 376,0 |
р.Восточный (ООО «р.Восточный») | - | - | - | 4 037,4 | 6 241,8 | 3 985,9 |
р.Кийзасский (ООО «р.Кийзасский») | 187,3 | 3 845,1 | 7 467,6 | 9 867,4 | 9 299,4 | 5 832,7 |
Итого: | 4 883,1 | 8 760,7 | 12640,6 | 20 631,1 | 23 752,6 | 14 194,6 |
По данным «ЦДУ ТЭК»
Тоннель выводит на свет
Как отмечают эксперты, проблем с развитием Восточного полигона хватает. Особенно большие усилия и финансовые затраты требуются для расширения узких мест, транспортники их называют «бутылочным горлышком». Одно из таких «горлышек» — второй Северомуйский тоннель. В свое время незабвенный Владимир Высоцкий в «Балладе о детстве» точно подметил, «мол, коридоры кончаются стенкой, а тоннели выводят на свет».
Фактически так было с первым Северомуйским тоннелем, который «вывел на свет» тяжеловесные поезда спустя 26 лет после начала строительства. Кстати, это грандиозное подземное сооружение является самым длинным в стране, протяженность его составляет более 15,3 километров. Проходит оно сквозь Северо-Муйский хребет. Как отмечали строители, проходческие работы приходилось вести в условиях, не имеющих аналогов в мире по экстремальности с точки зрения геологии и гидрогеологии. Один только факт, что при прокладке трассы выявили четыре тектонических разлома, говорит о колоссальных трудностях, которые нужно было преодолевать. В ходе строительства применялись новые для того времени технологии. В частности, одним из таких ноу-хау стал метод проходки с заморозкой термальных вод. В целях безопасности осуществлялось разведочное бурение горизонтальных скважин с отбором керна на 400 м вперёд.
Названный в честь начальника специализированного управления «БАМтоннельстрой», героя социалистического труда Владимира Бессолова (под его руководством построена большая часть объекта) Северомуйский тоннель ввели в эксплуатацию в декабре 2003 года. Это дало возможность организовать безостановочное движение по БАМу тяжеловесных грузовых поездов. Ранее такие составы расцепляли и перемещали частями в обход.
В настоящее время первый Северомуйский тоннель за сутки пропускает 16 пар поездов. Это однопутное сооружение, общая протяженность горных выработок которого составляет 45 километров. Одна из них проходит вдоль всей длины трассы и предназначена для откачки воды, размещения инженерных систем и доставки технического персонала. Система вентиляции включает в себя три шахтных ствола. Тоннель оснащен системами сейсмического и радиационного контроля. Для поддержания микроклимата с обеих сторон установлены специальные ворота, которые открываются только для прохождения поезда. Вся инженерная часть сооружения управляется с помощью автоматики. Проектировщики и строители гарантируют, что тоннель рассчитан на 100 лет эксплуатации.
Обход обходится в копеечку
Несмотря на уникальность, тоннель им. Владимира Бессолова не в состоянии справиться с растущим грузопотоком на БАМе. «Бутылочное горлышко» в районе Северо-Муйского хребта сохраняется. Приходится поддерживать в рабочем состоянии достаточно сложный для прохождения обход, который представляет собой железнодорожную ветку протяженностью 64 км с многочисленными крутыми серпантинами, высокими виадуками и двумя петлевыми тоннелями. 360‑метровый виадук, получивший в народе название «Чёртов мост», расположен в крутой кривой на уклоне через долину реки Итыкит. Поезда по извилистой трассе между сопками двигаются со скоростью не более 20 км в час, при этом рискуют попасть под сход лавины. Зачастую на подъёмах составы нужно подталкивать. Понятно, что для «РЖД» этот участок обходится дорого, требуя дополнительных расходов на содержание пути и обеспечение безопасности движения.
В обмен на приоритетный доступ
Расшить узкое место мог бы второй тоннель. В ноябре 2018 года Институт экономики и развития транспорта (ИЭРТ) презентовал технико-экономическое обоснование (ТЭО), которое подготовил по заданию «РЖД». Согласно расчетам ИЭРТ, строительство Северомуйского тоннеля-2, пропускная способность которого запланирована до 34 пар поездов в сутки, составит 260,79 млрд рублей.
Для бюджета «РЖД», перед которыми стоят конкретные задачи по развитию Восточного полигона, сумма огромная. Средств, выделяемых государством, не хватает. Приходится изыскивать внутренние резервы, идти на непопулярные меры, увеличивая тарифы для грузоперевозчиков, принимать нестандартные и неожиданные решения. Одно из таких решений — активизация сотрудничества с президентом группы «Аллтек» Дмитрием Босовым, основные активы которого — угольные компании «Сибантрацит» и «ВостокУголь».
Предприниматель выступил с инициативой построить на деньги «Сибантрацита» второй Северомуйский тоннель. О деталях и условиях этого предложения он официально уведомил главу «РЖД» Олега Белозерова в августе 2018 года. А уже в марте следующего года Босов написал письмо президенту РФ Владимиру Путину. Идея бизнесмена заключается в следующем: расходы по строительству объекта он берет на себя, а взамен просит на 25 лет предоставить его компаниям приоритетный доступ к железнодорожной инфраструктуре БАМа и Транссиба, гарантируя при этом обеспечить ее ежегодную загрузку в объеме 50 млн т угля. Официального ответа главы государства на письмо не последовало, точнее, он не афишировался в СМИ, но, судя по всему, инициатива была одобрена, поскольку процесс, что называется, пошел. Кстати, по данным «ЦДУ ТЭК», в 2018 году предприятиями, входящими в Группу «Сибантрацит» и УК «ВостокУголь», было добыто 23,75 млн т угля, а за 7 месяцев 2019 года — 14,2 млн тонн. Как отмечают в руководстве компаний, к 2021 году добыча вырастит до 47,8 млн т, а в 2022 году — до 58 млн т угля.
«Сибантрацит» учредил проектную фирму «Северомуйский тоннель-2». Создана совместная с «РЖД» рабочая группа, которая контролирует ход выполнения проекта. На сегодняшний день заключены два важных контракта — с мировым лидером по разработке и производству техники для подземного строительства The Robbins Company (CША) и белорусским проектным институтом «Минскметропроект», который считают лучших в СНГ.
По первому контракту ведется разработка скального однощитового тоннелепроходческого комплекса (ТПК) марки Сrossover XRE. Такие проходческие щиты, оборудованные механизмом опережающего бурения и цементирования стен выработки, хорошо зарекомендовали себя при прохождении зон разломов, приливов вод и в других экстремальных условиях. Породоразрушающий инструмент в сочетании с приводной мощностью ТПК уверенно и надежно работает на участках со скальными породами, валунами, а также в мягких грунтах. До конца сентября американская компания закончит проектирование. Дальше начнется второй этап сотрудничества, который предусмотрен соглашением об изготовлении и поставке двух проектируемых ТПК Сrossover XRE общей стоимостью $74 миллионов. Стороны договорились, что на это уйдет не более 10 месяцев. Таким образом, уже к лету следующего года щиты Сrossover будут установлены по обе стороны Северо-Муйского хребта, и начнется проходка трассы.
По второму контракту «Минскметропроект» не только подготовит всю проектную документацию по строительству тоннеля, но, что немаловажно, обеспечит прохождение государственной экспертизы проекта и его согласование во всех инстанциях. Планируется, что все разрешительные документы будут на руках у строителей в начале 2020 года. Белорусские проектировщики также будут осуществлять авторский надзор за производством работ. Согласно техническому заданию, тоннель должен обеспечить возможность пропуска поездов с интервалом попутного следования не более 10 минут, то есть заявленная мощность составит 34 пары поездов в сутки. Это позволит расширить «бутылочное горлышко» на этом участке БАМа — пропускная способность увеличится до 100 млн т в год, для сравнения: сейчас она составляет 16 млн тонн.
В компании «Северомуйский тоннель-2» рассчитывают в течение года приступить к проходческим работам и ускоренными темпами (планируется ежегодно проходить более 3000 м) через пять лет завершить строительство. Расходы по всему проекту инвесторы оценили в 60 млрд рублей.
Пока проектировщики и сметчики готовят чертежи и производят необходимые расчеты, на объект прибыла первая группа рабочих в составе 100 человек. Задача группы — возведение первого вахтового городка (со стороны Восточного портала Северомуйского тоннеля им. В. Бессолова), в котором предусмотрены благоустроенное общежитие, административно-бытовой комплекс и другие хозяйственные постройки. Планируется также построить завод железобетонной тоннельной обделки. Работы на Западном портале начнутся в начале 2020 года.
Со своей стороны «РЖД» и Минтранс занимаются подготовкой законодательной базы, чтобы со стороны государства гарантировать соблюдение договоренностей. Один из таких документов — проект постановления правительства «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услуге перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования», в котором прописывается очередность перевозок грузов «в условиях ограниченной пропускной и провозной способности инфраструктуры». Проектом, который сейчас проходит общественные слушания, предусматривается «льготный провоз» для «грузоотправителей/грузополучателей, заключивших долгосрочные договоры на оказание соответствующих услуг с перевозчиком, содержащие условия об инвестировании в развитие инфраструктуры и о резервировании провозных или пропускных способностей инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для вывоза возрастающих объемов грузов по маршрутам и в объемах, согласованных в долгосрочном договоре на оказание соответствующих услуг».