На совещании, которое проводил первый заместитель председателя комитета по энергетике Госдумы Сергей Есяков, парламентарии справедливо отметили, что реальные показатели реформы в отрасли на сегодняшний день имеют показатель «около нуля». Тем не менее, по их мнению, именно метод «альтернативной котельной» должен повысить привлекательность отечественной теплогенерации.
Согласно Федеральному закону от 29 июля 2017 года № 279‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты РФ по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения», федеральные органы исполнительной власти должны подготовить и утвердить 23 нормативных акта, которые призваны помочь осуществить переход на методику расчёта тарифов по новому методу. Как подчеркнул Сергей Есяков, большинство документов уже разработаны и действуют, остальные проходят финальную стадию утверждения. Многие компании, получившие на местах статус единой теплоснабжающей организации, ведут переговоры с региональными властями и органами местного самоуправления о применении принципов «альткотельной». Но пока регионы только присматриваются к реформе и не торопятся ее реализовывать. Почему? Журнал «ТЭК России» попытался разобраться в причинах.
Спираль закручивается
В настоящее время цены для потребителей определяют по методу «затраты плюс». Их ежегодно устанавливает региональный регулятор, основываясь при этом на данных компаний о расходах (ремонт, модернизация оборудования, зарплата, прибыль, которую может получить поставщик тепла).
«Сегодняшний метод тарифообразования «заточен» на то, что, чем больше у организации расходов, тем больше тариф. Сейчас у нас в одном и том же городе тарифы разнятся — у небольших котельных 4–5 тыс. рублей за 1 Гкал, а у нас на ТЭЦ — 1,2 тыс. рублей с Гкал. Поэтому нынешний метод не является справедливым», — считает директор по тарифообразованию «Сибирской генерирующей компании» («СГК», входит в состав «СУЭКа» — компания осваивает районы добычи угля, угольное месторождение в Кузбассе, Хакассии. Отрасль — угольная промышленность России) Екатерина Косогова. Производственники утверждают, текущее тарифное регулирование бессмысленно: чем больше у компании расходы, тем больше тариф; и наоборот — чем больше теплоснабжающая организация занимается производством, сокращая операционные расходы, улучшая теплообеспечение, тем тариф меньше. При такой системе труд тепловиков фактически остается без стимула. В результате, во многих регионах России растет степень изношенности труб, увеличивается количество аварий в теплосетях, которые не ремонтировались и не менялись еще с советских времен.
«Спираль заворачивается до такого уровня, что мы прогнозируем довольно печальную картину — в следующие пять лет будет взрыв чрезвычайных ситуаций», — предупреждает Екатерина Косогова.
Чтобы изменить положение дел, нужны миллиарды рублей. Но инвестиции не идут. При действующей системе тарифообразования даже те, кто имеет возможность привлечь в отрасль капиталы, этого делать не будут, поскольку считается, что основной приоритет в стране — борьба с инфляцией, и хочешь-не хочешь, тарифы будут занижать. А значит, у теплоснабжающих компаний нет никаких гарантий возврата инвестиций.
С федерального уровня на уровень региональных властей спускается определенный индекс оплаты для населения, который нельзя превышать. Никакой логичной формулы для вычисления этого показателя не существует. Объяснить этот индекс никто толком не может. При такой ситуации заложником остается местная администрация, которая, с одной стороны, отвечает за организацию теплоснабжения в городе, а также пытается снизить уровень недовольства среди потребителей тепла, предпринимая все возможное, чтобы не допустить роста тарифа на тепло; с другой стороны — она не знает, что делать, как предотвратить надвигающуюся технологическую катастрофу. Сети и оборудование не молодеют! А у компании, в ведении которой находится тепловое хозяйство, собранных с потребителей денег хватает только на выплату заработной платы сотрудникам, на проведение же ремонтов не остается практически ничего.
Среди негативных примеров можно привести Кемеровскую область, где бывший уже губернатор Аман Тулеев напрямую субсидировал конечного потребителя. В результате из‑за социальных экспериментов тепловое хозяйство пришло в крайне запущенное состояние. При этом жители области платят в два раза меньше положенного. Необходим рост тарифа минимум на 10–15%, считают эксперты.
В рамках свободного ценообразования
Считается, что «альтернативная котельная» должна привлечь инвестиции в теплоснабжающую отрасль, что позволит обновить и улучшить систему подачи тепла, которая в большинстве поселений находится в запущенном состоянии. По мнению представителей компаний, занятых в бизнесе теплоснабжения, новая модель даст справедливую цену на рынке тепловой энергии, сформировав привлекательный тариф на тепло.
Метод расчета тарифов на тепло по принципу «альтернативной котельной» подразумевает свободное ценообразование, которое, впрочем, имеет предельную планку. Тут ориентируются на то, что дешевле: построить новое современное производство для теплоснабжения или подключиться к уже существующему источнику тепла. На основе этого формируется предельный уровень цены на тепловую энергию. То есть стоимость рассчитывается для того или иного города (поселения), входящего в определенную зону теплоснабжения, исходя из расходов на строительство альтернативного источника теплоснабжения. Однако само строительство котельной по новой методике не планируется. Предельные цены на тепло устанавливает орган тарифного регулирования региона.
Понятно, что все опасаются резкого скачка цен. Чтобы его избежать, разработчики новой методики предлагают два варианта: в одном случае тариф планируется повышать в течение нескольких лет постепенно, в другом — зафиксировать цену ниже максимальной планки с помощью понижающего коэффициента, поскольку стоимость тепловой энергии не должна быть выше принятого предельного уровня.
Законом также вводится понятие единой теплоснабжающей организации (ЕТО), которая в зоне своей ответственности обязана обеспечивать тепловой энергией всех потребителей. Статус ЕТО утверждают местные власти. В результате переговоров между администрацией муниципального образования и компанией, осуществляющей теплоснабжение в городе, устанавливается долгосрочный тариф на 10 и более лет. В законе отмечается, что переход к новой модели является добровольным.
По мнению Екатерины Косоговой, предельная стоимость 1 Гкал тепла для Сибири при внедрении ценообразования по методу «альтернативной котельной» составит 2,3–2,4 тыс. рублей.
Мэр Новосибирска Анатолий Локоть отмечает, что новая система имеет как плюсы, так и минусы. В настоящее время администрация города ведет переговоры с «СГК» о переходе на «альткотельную». Глава города понимает, что «Сибирская генерирующая компания» готова вкладывать в ремонт тепловых сетей до 3 млрд руб. в год. По сравнению с нынешними 500 млн руб., которые выделяются на подготовку к зиме, это был бы колоссальный рывок. Но местные власти настораживает то, что инвесторы хотят гарантировать возврат вложенных средств.
«Возврат обеспечивается следующим образом. Тариф ежегодно начнет увеличиваться автоматически на инфляционную составляющую и некую величину — дельту, которая может быть выражена одним-двумя процентами. Эта дельта и идет на возврат тех средств, что энергетики готовы вкладывать в систему. Им необходим договор на 10 лет, в течение которого будет работать этот принцип», — так объяснил метод «альтернативной котельной» Анатолий Локоть.
Минусом глава Новосибирска считает риски готовности и надежности компании, которая берется за теплоснабжение города. Муниципалитету, который в соответствии с законом несет ответственность за подачу тепла и электроэнергии жителям, также нужны гарантии. «Нам нужна прозрачность, что вот эта дельта точно пойдет на указанные цели», — говорит Локоть. Даже создав наблюдательный контролирующий совет, в который могли бы войти представители мэрии и городского совета депутатов, администрация пока не спешит принимать судьбоносное решение. По всей видимости, власти Новосибирска присматриваются к тому, как реализовывается пилотный проект в Рубцовске.
Пилотный проект
«Сибирская генерирующая компания» с сентября 2018 года реализует в Рубцовске Алтайского края первый в России проект по переходу на новую модель ценообразования.
При обсуждении перспектив «альткотельной» на заседании в Государственной Думе Сергей Есяков заметил: «Первыми быть всегда тяжело… Сегодня энергетике очень нужен рациональный инвестор, который будет понимать не только экономические плюсы внедрения механизма «альткотельной», но и уровень своей ответственности, а также долгосрочный и социальный характер своей деятельности».
«СГК» не стала дожидаться распоряжения правительства о переходе на новую модель рынка тепла в Рубцовске и начала инвестировать в модернизацию городской системы теплоснабжения за несколько месяцев до его утверждения. Во многих районах города были серьезные проблемы с отоплением и горячей водой, которые тянулись из года в год. Руководство компании выделило 2 млрд рублей. Эти средства позволили перевести теплоснабжение с двух источников на один, заменить почти все трубы. У людей появилось постоянное тепло и горячая вода. При этом по новой схеме тарифы для Рубцовска начнут рассчитывать с января 2019 года.
В «Сибирской генерирующей компании» рассчитали, что для возврата инвестиций по Рубцовску понадобится 12 лет.
Компания предложила подобные проекты по модернизации системы теплоснабжения в городах своего присутствия. Переговоры о переходе на «альткотельную» ведутся с руководством Абакана, Барнаула, Красноярска, Новосибирска, Кемерова и Новокузнецка. Для этого «СГК» планирует привлечь 40–60 млрд рублей. Итоговая сумма инвестиций будет зависеть от того, кто будет готов внедрить «альткотельную» и какую программу утвердят местные администрации.
Между тем администрация Линево Новосибирской области и «Сибирская теплоэнергетическая компания» («СИБТЭК») подготовили необходимый пакет документов для перехода поселка на метод «альтернативной котельной». К настоящему времени Минэнерго, Минстрой и ФАС России его согласовали. Министерство энергетики также внесло в правительство проект распоряжения об отнесении поселения к ценовой зоне теплоснабжения. После принятия этого решения в Линево также будет реализовываться новая схема теплоснабжения.
На заседании секции по вопросам законодательного обеспечения электроэнергетики и комбинированной выработки тепловой и электрической энергии парламентарии отмечали важность проведения разъяснительной работы о перспективах метода «альткотельной» в регионах, высказывалось мнение о доработке положений законодательства и сопутствующей нормативной базы. Депутаты уверены в том, что переход на новую методику расчёта тепла не приведёт к повышению тарифов для потребителей. Отмечалось, что данный факт подтверждён со стороны экспертного и научного сообществ, регионов, федеральной антимонопольной службы и примером Рубцовска.
Представители Государственной Думы усилят парламентский и общественный контроль за реализацией проектов по внедрению механизма «альткотельной».
Кто будет оплачивать?
Критики предлагаемой модели теплового рынка высказывают опасения, что население не сможет оплачивать услуги теплоснабжающих организаций по новым тарифам, и тогда бремя оплаты ляжет на промышленные предприятия, что усугубит ситуацию с перекрестным субсидированием. В настоящее время законом определено снижение объемов перекрестки до 2022 года до 50 млрд руб., но, как посчитали в Минэнерго, пока её объем только наращивается. Первый заместитель министра энергетики Алексей Текслер заметил, что решить проблему с перекрестным субсидированием можно только с помощью опережающего роста тарифа. Однако платежеспособность населения — это тоже часть рынка. А значит, проблема завязана не только на энергетиков, но и зависит от экономических составляющих: роста экономики, энергопотребления, благосостояния людей.
В январе 2019 года правительство РФ утвердило программу модернизации тепловых электростанций (ТЭС) по договорам предоставления мощности (ДПМ). Программа, получившая название ДПМ-2, позволит привлечь 1,9 трлн руб. частных инвестиций в течение 10 лет для обновления 41 ГВт мощностей ТЭС. Срок окупаемости инвестиций — 15 лет. Первые отборы проектов модернизации будут проведены на три года: 2022–2024. Доходность по ним может составить 14% годовых с корректировкой на доходность облигаций федерального займа.
И хотя Минэнерго, по словам Алексея Текслера, установило «водораздел, чтобы оборудование, которое попадет под ДПМ-2, не учитывалось в программе ‘‘альткотельной’’», совершенно очевидно, что и модернизация ТЭС, и дальнейшее продвижение «альтернативной котельной» находятся, что называется, в одной связке, и направлены на обновление теплосетевой инфраструктуры и перерождение отрасли.