Как известно, президент РФ Владимир Путин поставил кабинету министров задачу обеспечить выполнение мероприятий, способствующих уменьшению к 2030 году выбросов парниковых газов в стране до 70% по сравнению с уровнем 1990 года. Стремление нашей страны соответствовать мировому тренду понятно — в сентябре 2019 года российские власти ратифицировали Парижское соглашение по климату, которое было принято 2 декабря 2015 года по итогам 21-й конференции Рамочной конвенции об изменении климата.
Поэтому к проекту на Дальнем Востоке уже сейчас повышенное внимание. Ведь эксперимент нацелен не только на создание системы торговли углеродными единицами, но и должен обеспечить достижение углеродной нейтральности Сахалина к 2025 году. Для этого предусмотрено перевести регион на специальное регулирование, сформировать нормативно-правовую базу для внедрения соответствующих технологий, которые будут направлены на сокращение выбросов парниковых газов, отработать методики (данные по нефти, показатели нефтяной отрасли) формирования системы верификации учёта выбросов и поглощения парниковых газов (газовый конденсат).
«Проект будущего и на экспорт»
Так высказался о проведении эксперимента министр экономического развития РФ Максим Решетников, чье ведомство подготовило программу мероприятий, которая будет реализована на территории Сахалинской области.
Сформирована рабочая группа, в которую вошли представители администрации президента РФ, правительства Сахалинской области, Минэнерго, Минприроды, Минэкономразвития, Минпромторга, Минтранса, Минсельхоза, Росприроднадзора, Рослесхоза, Росгидромета, а также Банка России, «Роснефти», Сбербанка и госкорпорации «ВЭБ.РФ».
«Мы предусмотрели комплекс мер, которые призваны обеспечить переход РФ на траекторию устойчивого низкоуглеродного развития и предотвратить выбросы парниковых газов. Особое внимание при этом будет уделяться стимулированию “зелёных секторов” экономики. Таким образом, обозначенные темпы экономического роста до 2030 года в перспективе должны быть обеспечены, прежде всего, за счёт внедрения низко- и безуглеродных технологий производства в различных отраслях. Для этого в рамках эксперимента будут созданы специальные условия», — заявила заместитель председателя правительства Виктория Абрамченко.
В рамках пилотного проекта на Сахалине планируется осуществить региональную инвентаризацию выбросов и поглощения парниковых газов (показатели нефтяной промышленности), а также создать необходимую инфраструктуру для поддержки и реализации климатических проектов (попутный нефтяной газ). Важнейшей задачей, стоящей перед экспериментом, является не только формирование региональной системы торговли углеродными единицами, но и ее интеграция с такими же системами на международном уровне.
«Дорожной картой» предусмотрено в июле 2021 года внести в Госдуму законопроект о проведении эксперимента по установлению на период до 2025 года специального регулирования выбросов парниковых газов на территории Сахалинской области. Кроме того, будут внесены необходимые изменения в стратегию социально-экономического развития региона до 2035 года, а также будут разработаны климатическая программа и комплексный план действий по её реализации.
К августу 2021 года должна быть завершена инвентаризация выбросов и поглощения парниковых газов. На основании этой работы Минэнерго России и правительство Сахалинской области в сентябре 2021 года с учетом предложений заинтересованных организаций должны сформировать соответствующий кадастр климатических проектов, выявив при этом виды экономической деятельности, на долю которых суммарно приходится более 80% выбросов парниковых газов. Также будет определен потенциал мер, способствующих сокращению выбросов и увеличению их поглощения. К апрелю 2022 года планируется создать и запустить в тестовом режиме информационную систему в поддержку реализации эксперимента, включая подсистемы ведения реестров участников эксперимента, климатических проектов и углеродных единиц.
Среди важнейших мероприятий, прописанных в «дорожной карте» по проведению эксперимента на Сахалине, можно также выделить следующие:
- август 2021. Проработка участия Сахалинской области в международных климатических инициативах, в том числе в международных системах торговли выбросами парниковых газов;
- сентябрь 2021 — июль 2022. Формирование региональной системы торговли выбросами парниковых газов и ее интеграция с международными системами;
- июль 2022. Представление в правительство РФ предложений об интеграции в систему торговли выбросами парниковых газов Сахалинской области других заинтересованных субъектов РФ.
С сентября 2021 года по февраль 2023 года предусмотрена реализация климатических проектов и введение обращения углеродных единиц. Согласно «дорожной карте», регистрация первых результатов проектов в реестре углеродных единиц должна состояться в июле 2022 года. После этого запланировано проведение первой операции по передаче углеродных единиц между участниками в информационной системе.
По словам главы Минэкономразвития Максима Решетникова, «реализация эксперимента позволит апробировать на примере Сахалинской области различные меры углеродного регулирования и оценить их эффективность для последующего масштабирования на уровне страны. Рассчитываем, что участие в эксперименте будет интересно инвесторам “зелёных” проектов и компаниям, которые планируют повышать амбициозность своих климатических действий».
Углеродный сбор обозначает риски
Как рассчитывают организаторы, сахалинский эксперимент позволит протестировать различные модели, связанные с углеродным регулированием, наиболее эффективная из них в перспективе будет применена на всей территории РФ.
С реализацией подобных инициатив российским властям затягивать нет смысла, поскольку в европейских странах уже сейчас активно внедряют программы по трансграничному регулированию (TCR), что, в конечном счете, может негативно сказаться на экспорте нефти и газа в Евросоюз (ЕС).
С декабря 2019 года в Европе начал действовать проект «Зеленая сделка», в рамках которого в качестве одной из мер прописано введение углеродного сбора на импорт товаров с целью создания конкурентного преимущества для зарубежных компаний с невысокими выбросами парниковых газов. Кроме того, в Европейской комиссии (ЕК) анонсировали планы по инвестированию в «зеленую энергетику» до 30% своей программы восстановления экономики (объем — €750 млрд), которая рассчитана до 2027 года. ЕК в ближайшее время внесет изменения в законодательство ЕС по климату с целью сокращения углеродных выбросов до 55% к 2030 году.
Эти новшества могут отразиться на работе, прежде всего, российских нефтегазовых компаний, экспортирующих свою продукцию в страны ЕС. По подсчетам консалтинговой компании Boston Consulting Group (BCG), при введении налогового сбора на выбросы углекислого газа экспортеры из РФ будут терять от $3 млрд до $4,8 млрд в год. В исследовании BCG отмечается, что сбор могут ввести в конце 2021 года или начале 2022 года. По мнению экспертов, в таком случае самая большая налоговая нагрузка — 45–53%, или $1,4–2,5 млрд в год — ляжет на предприятия нефтегазовой отрасли. 25–30% сбора, который в денежном выражении составит $0,4–0,6 млрд в год, будут платить металлургические и горнодобывающие компании, в том числе производители стали. Достаточно большая нагрузка ожидает производителей удобрений, целлюлозно-бумажной и стекольной продукции.
Европейский налоговый сбор на выбросы, как считают в BCG, чреват снижением рентабельности продукции и конкурентоспособности по цене в ряде отраслей. Некоторые поставщики могут потерять долю рынка в Евросоюзе.
«Нужно встраиваться в мировой тренд»
Так считает вице-президент по стратегическому развитию «ЛУКОЙЛа» Леонид Федун. Для этого необходимо на законодательном уровне стимулировать создание специальных экосистем, позволяющих собирать и утилизировать CO2. По мнению топ-менеджера, систему торговли выбросами, подобную европейской ETS (Emission Trading System), нужно сформировать до 2025 года, причем она должна быть сертифицирована и признана на международном уровне. В противном случае европейские нормы затронут наших экспортеров.
В Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) сформирован специальный комитет, который готовит предложения по созданию такой системы. Среди рассматриваемых вариантов — развитие так называемых карбоновых хабов, представляющих собой экологическую систему по снижению выбросов CO2. В таких хабах предусматривается применение мер по повышению энергетической эффективности и созданию мощностей возобновляемых источников энергии (ВИЭ), что не только решит задачу с углеродным сбором, но и будет способствовать утилизации больших объемов парникового газа, который вырабатывают компании-экспортеры.
«Кто-то торгует своей валютой, а Россия может торговать воздухом, очищенным от CO2, но для этого нужны совместные усилия бизнеса и государства, нужны политическая воля и инициативы», — заметил Леонид Федун.
Для справки, стоимость строительства в РФ установки по улавливанию 300 тыс. т углекислого газа в год составляет $100–150 миллионов.
Декарбонизация ТЭК
Сахалинский эксперимент по торговле углеродными единицами способствовал активизации диалога специалистов и экспертов по вопросам использования потенциала достаточно известных, но мало применяемых на практике технологий в отраслях ТЭК, которые в структуре выбросов CO2 занимают наиболее заметные позиции. Так, в 2020 году 83% таких выбросов в России пришлись на предприятия энергетической промышленности. Но, если во всем мире борьбу с загрязнением атмосферы связывают с отказом от использования углеводородного топлива и развитием возобновляемой энергетики, то в нашей стране ситуацию видят по-другому. Согласно Энергетической стратегии РФ на период до 2035 года, реализация программы ДПМ для ВИЭ (ДПМ — договор поставки мощности) позволит заместить сжигание ископаемого топлива и снизить годовые выбросы до 6,4 млн т CO2 к 2025 году, а к 2035 году — до 19 млн тонн. Это составит около 1% от всех выбросов углекислого газа в стране.
Поэтому многие эксперты предлагают сконцентрировать усилия по сокращению парниковых выбросов в топливно-энергетическом комплексе, используя потенциал гидроэлектростанций малой мощности, широко применяя технологии референтных энергоблоков, двухкомпонентную атомную энергетику с замкнутым циклом, управляемый термоядерный синтез в ядерной энергетике, инновационные плазменные технологии, газотурбинные установки и паровой риформинг природного газа с технологиями улавливания CСS. Переходу на низкоуглеродную энергетику будут способствовать распределенная генерация и комбинированная выработка тепла и электроэнергии. По мнению специалистов, наиболее действенными могут оказаться меры по повышению энергосбережения и энергоэффективности. Их потенциал по снижению выбросов парниковых газов составляет 90%. К таким мерам относятся: модернизация ТЭЦ, перевод оборудования в теплоэнергетике на парогазовые установки (ПГУ), повышение эффективности потребления электро- и тепловой энергии в многоквартирных домах; повышение эффективности потребления в бюджетном секторе; снятие регуляторных барьеров для энергосервисной деятельности; стимулирование проведения энергосберегающих мероприятий для малого и среднего бизнеса.
В ноябре 2020 года Сбербанк России принял новую стратегию развития на период до 2023 года. Согласно утвержденному документу, одним из приоритетных направлений для «Сбера» является содействие развитию низкоуглеродной экономики и модернизации производства в РФ. Представители банка вошли в состав рабочих групп на региональном и федеральном уровнях. И это неслучайно, поскольку финансовый конгломерат, контролируемый российским правительством, обладает уникальными компетенциями и возможностями, которые могут способствовать созданию рынка углеродных единиц в стране.
О декарбонизации производства и сокращении выбросов парниковых газов всерьез задумались в «Татнефти». Совет директоров ВИНК утвердил «дорожную карту», реализация которой направлена на снижение выбросов CO2 по всей цепочке производства. Руководство «Татнефти» планирует в течение двух лет разработать и утвердить программу, которая позволит компании перейти к углеродной нейтральности к 2050 году.
Законопроектная деятельность
В феврале нынешнего года на заседании правительства был рассмотрен и утвержден законопроект «Об ограничении выбросов парниковых газов», разработкой которого занималось Минэкономразвития. Представленный документ предусматривает введение поэтапной модели регулирования выбросов парниковых газов без налогообложения и обязательных платежей. В законопроекте два крупных блока. В одном из них регламентируется углеродная отчетность. Для эмитентов, производящих выбросы парниковых газов в количестве более 150 тыс. т эквивалента углекислого газа, на первом этапе (до 2024 года) обязательный сбор данных и обобщение будет осуществлять уполномоченный правительством орган власти. Остальные организации вправе представлять углеродную отчетность на добровольной основе.
Второй блок связан с формированием правовой базы для обращения углеродных единиц — как инструмента по снижению углеродного следа и привлечению инвестиций. «Любая организация сможет на добровольной основе реализовать климатический проект. В качестве примера такого проекта может рассматриваться модернизация предприятий, в результате которой увеличивается энерго- или ресурсоэффективность производственных процессов, что, в свою очередь, приводит к сокращению выбросов парниковых газов», — объяснили в министерстве экономического развития.
Новые инвестиционные проекты, направленные на выполнение Парижского соглашения, позволят создать в России рынок, связанный с обращением углеродных единиц. «Это стимулирует инвестиции в климатические проекты и рыночным механизмом сформирует цену на выбросы парниковых газов», — считают в ведомстве. Спрос на такие проекты появляется.
Законопроектом не предусмотрены ограничительные меры для бизнеса, отсутствуют квоты и плата за выбросы. Минэкономразвития формирует информационную основу для климатической политики и предоставления для промышленных компаний возможности с помощью климатических проектов снижать углеродный след, привлекать инвестиции.
Для реализации законопроекта «Об ограничении выбросов парниковых газов» будут также разработаны 11 подзаконных актов, а также изменения в Налоговый кодекс и Кодекс об административных правонарушениях.
Кроме того, согласно поручению президента РФ Владимира Путина, правительство разработает и утвердит Стратегию социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года.