Результат не заставил себя ждать: через несколько месяцев после запуска торгов западные аналитики назвали «шанхайский феномен» самым значительным событием за всю историю существования финансовых рынков. Созданный в рамках в рамках программы новый эталонный сорт нефти Shanghai oil в первый же год своего существования стал теснить позиции признанных нефтяных брендов — американский WTI и британский Brent (цены на топливо).
Поначалу Shanghai oil не внушал доверия нефтяным маклерам, новый биржевый инструмент называли ущербным. Но когда на Шанхайской энергетической бирже объемы торгов превысили (с мая по 10 декабря 2018 года) 13 млн лотов (лот — это стандартный контракт на 1000 барр. нефти), что составило 6% от мирового оборота нефтяных фьючерсов (показатели нефтяной промышленности), финансовый мир заволновался. Еще бы, в октябре прошлого года фьючерсы WTI и Brent упали на 14% (WTI — с 60% до 52%, Brent — с 38% до 32%). Попробуем разобраться в причинах аномального взлета, который с марта 2018 года показывали торги на INE.
Юная и смелая
Во многом успех Shanghai oil предопределила организация биржевого дела на Шанхайской международной энергетической бирже, которая считается филиалом Шанхайской биржи фьючерсов (SHFE). INE была зарегистрирована 6 ноября 2013 года в Китайской экспериментальной зоне свободной торговли Китая (Шанхай), представляющую собой своеобразный полигон для экономических и социальных реформ.
Сейчас в торгах на INE участвуют более 400 китайских и иностранных брокеров. Последние пока присматриваются, проводят тестовые сделки, готовясь в ближайшее время обозначить широкое участие. Среди 40 международных посредников, получивших аккредитацию, большинство представляют Гонконг и Сингапур. О своем представительстве заявили известные финансовые корпорации J. P. Morgan Securities, GF Financial Markets Limited и Goldman Sachs International.
На Шанхайской энергетической бирже также ведут торги брокеры крупнейших мировых нефтяных трейдеров Glencore Plc и Trafigura. Примечательно, что с Нью-Йоркской товарной биржи (New York Mercantile Exchange, NYMEX) и Международной нефтяной биржи в Лондоне (в 2001 году сменила название на ICE Futures Europe) перебрались в INE все китайские трейдеры, а также добывающие нефтяные компании КНР (Unipec, China National Petroleum Corp., Zhenhua Oil).
Немаловажным событием для успешного ведения торгов стало освобождение трейдеров на INE от налогов в течение 3 лет.
Многое было сделано для обеспечения физических поставок (распределение нефти). В рамках развития INE cоздана транспортная инфраструктура (транспортировка нефти), позволяющая осуществлять доставку нефти по условиям фьючерсных контрактов, оборудованы восемь пунктов для хранения нефти.
Известно, что по сентябрьским контрактам китайские госкомпании поставят потребителям 600 тыс. барр. сырой нефти.
Эти меры привели к тому, что Шанхайская международная энергетическая биржа по объёмам торговли нефти опередила биржи в Дубаи, Токио и Сингапуре, и вышла на третье место в мире после Нью-Йорка и Лондона. По данным компании Gavekal Research (Гонконг), в сентябре торги нефтью на INE смогли занять 16% мирового рынка краткосрочных нефтяных фьючерсов. Финансовые эксперты отмечают феномен Шанхайской энергетической биржи, за короткое время ставшей основной площадкой для торговли нефтью в Азии.
Справка
Фьючерс (от англ. futures — будущее) — это один из ликвидных финансовых инструментов, который позволяет купить/продать товар в будущем по заранее обговоренной цене сегодня. Например, покупая декабрьский фьючерс летом вам будет осуществлена поставка этого товара в декабре по той цене, которую вы заплатили летом.
Шустрый фьючерс
Официальные лица в Пекине утверждают, что торги поставочными фьючерсами на нефть на Шанхайской энергетической бирже организованы исключительно для обеспечения постоянно растущих потребностей страны в энергоносителях.
В 2017 году КНР, потеснив Соединенные Штаты Америки, вышла на первое место в мире по импорту нефти, который составил 8,43 млн барр./сутки (у США — 8,1 барр./сут.). Китай обеспечил себя стратегическими запасами, объем которых достигает 850 млн барр., что соответствует 100‑дневной потребности. В 2019 году поставки нефти в Поднебесную превысили 9 млн барр./сут., а в ноябре достигли рекордных показателей — 10,43 млн барр. в сутки. Аналитики предполагают уже в краткосрочной перспективе рост импорта нефти еще на 13–15%. Предпосылками к этому служат экономические показатели КНР. Размер внутреннего валового продукта страны превысил $12,5 трлн в 2017 году. Это второй в мире показатель после Соединенных Штатов. Темпы роста китайского ВВП — 6,5–6,9% в год, что косвенно способствует увеличению импорта нефти.
Тут нужно также принять во внимание, что Китай, заняв лидирующую позицию среди нефтяных импортеров, является главным экспортером нефтепродуктов в страны Азии. Понятно, что образовавшийся огромный рынок требует регулирования с учетом геополитических интересов КНР. Обеспечение нефтью внутренних потребностей страны — это только одна сторона медали, с другой ее стороны — создание с помощью китайского фьючерса серьезных предпосылок для интернационализации юаня и дедолларизации мировой торговли нефтью.
Торговля энергоносителями в китайской валюте, по мнению экспертов, позволит снизить зависимость экономики Поднебесной от американского доллара. При этом INE действует достаточно гибко: на бирже можно без проблем обменять юани, вырученные от продажи нефти, на американскую валюту, которая считается резервной. Юани также можно конвертировать в физическое золото, что, кстати, не делают на западных биржах.
Важным инструментом, определившим успех китайской энергетической биржи, стал собственный эталонный сорт нефти Shanghai Oil. Новый бенчмарк (от англ. benchmark — «ориентир», «эталон») представляет собой среднекислую сырую нефть плотностью 32° API и с содержанием серы — 1,5%. Торги фьючерсом Shanghai Oil, начавшиеся 26 марта 2018 года, достаточно быстро по своим объемам опередили ближневосточный сорт Dubai Crude. Это привело к тому, что в 2018 году, впервые за последние пять лет, количество сделок с контрактами на Brent и WTI заметно снизилось. Более того, Shanghai Oil показал лучшие результаты чем Brent, который является ценовым ориентиром при заключении сделок на рынке нефти в Европе. И это неудивительно, поскольку уже сейчас многие поставщики энергоносителей в страны Азиатско-Тихоокеанского региона активно пользуются китайским бенчмарком, проводя сделки с нефтью с привязкой к котировкам Shanghai Oil.
Факторы роста
Скепсиса по отношению к достижениям Шанхайской международной энергетической биржи поначалу было предостаточно. Западные аналитики в качестве негатива, присутствующего в работе INE, называли небольшое количество иностранных участников, доминирование китайских брокеров, игнорирование котировок Brent и WTI. По их мнению, энергетическая биржа в Шанхае не может быть глобальной торговой площадкой. Недовольство вызвал также тот факт, что уже к августу 2018 года бурный рост сменился значительным сокращением объемов торгов.
Это произошло вследствие того, что на сентябрь были намечены поставки физических объемов нефти по первым фьючерсным контрактам. Кстати, именно этот факт способствовал ограничению активности спекулянтов, не располагающих в наличии необходимыми объемами нефти.
Как бы то ни было, многие эксперты уверены в перспективах INE, которая и в дальнейшем будет демонстрировать устойчивый рост, хотя в ближайшее время вряд ли сможет основательно пошатнуть позиции бирж Лондона и Нью-Йорка. Положительной динамике торгов в Шанхае способствуют американо-китайская торговая война и санкции США, которые в той или иной форме введены против крупных нефтедобывающих стран — России, Ирана, Венесуэлы.
Наметившийся с 2016 года рост экспортных поставок нефти в Китай из США уже к сентябрю 2018 года был существенно ограничен. Причина — осложнение отношений в торговой сфере между Соединенными Штатами и КНР. По данным китайской таможенной службы, в январе — июне 2018 года среднемесячный импорт нефти в Поднебесную из США составлял чуть больше 10 млн барр., в июле — 10,5 млн барр., в августе — 9,7 млн барр., а в сентябре — всего 600 тыс. баррелей.
Увеличению количества сделок с Shanghai Oil способствуют и санкции США против Ирана. Начиная с ноября 2018 года, действует эмбарго на экспорт иранской нефти. Правда, восьми странам, в том числе Китаю, американские власти временно разрешили закупать «черное золото» в Исламской Республике. Но не исключено, что с мая 2019 года Вашингтон потребует выполнения условий эмбарго в полном объеме. Понятно, что правительства КНР и Ирана будут искать любую возможность, чтобы обойти ограничения.
Неликвидный Urals
С конца 2016 года в РФ началась работа по созданию бенчмарка российской нефти без привязки к Brent. На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) стартовали торги поставочными фьючерсами на Urals, которые для удобства иностранных участников номинировались в долларах США.
Были продуманы варианты доставки: нефть, которую можно купить на СПбМТСБ, планировалось транспортировать через порт Приморск на побережье Финского залива. По договоренности с «Транснефтью» гарантировалась прокачка и отгрузка в размере танкерной партии — 720 тыс. баррелей. Несмотря на созданные условия зарубежные партнеры пока не торопятся покупать российскую нефть на СПбМТСБ за американские доллары. До настоящего времени ни одной танкерной партии пока не было отгружено. Эксперты отмечают, что, несмотря на стабильный спрос на нефть из России, поставочный фьючерс на Urals остается неликвидным.
Появится ли шанс у российского эталонного сорта нефти в связи с успехами Shanghai Oil, — покажет время. Развивать свой нефтяной фьючерс на Urals по китайскому сценарию вряд ли стоит. Все-таки цели, задачи и условия для бенчмарков изначально разнятся. Но большинство экспертов сходятся во мнении, что скрупулезно изучить опыт Шанхайской международной энергетической биржи необходимо.