Запасы
По состоянию на 1 января 2019 года, по данным Bundesverband Erdgas, Erdöl und Geoenergie e.V., доказанные запасы нефти в Германии составляли 14,2 млн тонн. Доказанные запасы нефти к северу от Эльбы составляли 8,4 млн т, к западу от Эмса — 1,9 млн т, в междуречье Везера и Эмса — 1,7 млн т, в верхнем течении Рейна — 1,2 млн тонн.
Добыча
В 2018 году в Германии добыто 2,07 млн т нефти (–6,6% к уровню 2017 года). Добыча нефти сконцентрирована в основном на территории трех земель — Шлезвиг-Гольштейна (1,12 млн т), Нижней Саксонии (0,73 млн т) и земли Рейнланд-Пфальц (0,15 млн т). Собственная добыча обеспечивает менее 3% внутреннего потребления нефти в Германии.
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2,5 | 2,7 | 2,6 | 2,6 | 2,4 | 2,4 | 2,4 | 2,2 | 2,1 |
По данным Bundesverband Erdgas, Erdöl und Geoenergie e.V.
Более 40% добычи нефти в стране (0,86 млн т в 2018 году) приходится на крупнейшее в немецком секторе Северного моря месторождение Mittelplate, разработкой которого занимается компания Wintershall Dea. Продуктивные горизонты располагаются на глубинах 2–3 тыс. метров. Добыча ведется двумя способами: с морской платформы (начиная с 1987 года) и с берега при помощи наклонной скважины, пробуренной со станции Диксанд-Лэнд на западном побережье Шлезвиг-Гольштейна в 2000 году. Добываемая на Mittelplate нефть по трубопроводу поступает на НПЗ в г. Хейде (Шлезвиг-Гольштейн). Также крупными немецкими месторождениями являются Dieksand, Rühlermoor-Valendis, Emlichheim Öl и Römerberg.
Импорт нефти
Импорт обеспечивает более 97% потребностей Германии в нефти. По оценке в 2018 году объем импорта составил 85,2 млн тонн.
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
93,3 | 90,5 | 93,4 | 90,4 | 89,4 | 91,3 | 91,2 | 90,7 | 85,2 |
По данным Федерального ведомства экономики и экспортного контроля Германии
В 2018 году основными поставщиками нефти в Германию, по данным Федерального ведомства экономики и экспортного контроля Германии, являлись: Россия (31,0 млн т, или 36,3% совокупного импорта нефти), Норвегия (10,0 млн т, или 11,8%), Великобритания (6,7 млн т, или 7,8%), Ливия (7,2 млн т, или 8,5%), Казахстан (6,8 млн т, или 8,0%), Нигерия (5,5 млн т, или 6,4%), Ирак (3,0 млн т, или 3,6%).
Сокращение импортных поставок происходит как за счет более активного использования альтернативных энергоносителей (в том числе природного газа) в экономике Германии и развития возобновляемой энергетики, так и вследствие проведения в стране политики по повышению энергоэффективности и снижению потребления нефти.
Переработка нефти
По объему производственных мощностей первичной переработки нефти Германия занимает десятое место в мире. По состоянию на начало 2019 года переработка нефти осуществлялась на 13 НПЗ суммарной мощностью по первичной переработке 102,7 млн т в год.
По оценке в 2018 году первичная переработка нефти на НПЗ Германии составила 87,3 млн т, что на 6,0% ниже уровня 2017 года.
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
95,0 | 92,8 | 95,8 | 93,2 | 91,8 | 93,3 | 93,5 | 92,9 | 87,3 |
По данным Федерального ведомства экономики и экспортного контроля Германии
Крупнейшие НПЗ расположены в городах: Карлсруэ — 14,9 млн т в год, Гельзенкирхен — 12,8 млн т в год, Шпергау — 12,0 млн т в год, Шведт — 11,5 млн т в год, Фобург-ан-дер-Донау — 10,3 млн т в год.
Среди компаний ведущие позиции в нефтеперерабатывающей промышленности Германии занимают: англо-голландская Shell (25% установленных мощностей НПЗ Германии), британская ВР (18%), российская «Роснефть» (12%) и французская Total (12%).
В июле 2014 года Varo Energy (СП Vitol и Carlyle International Energy Partners) приобрела 45% в НПЗ Bayernoil Raffineriegesellschaft у OMV.
В июне 2015 года «Роснефть» и ВР подписали Основные условия реорганизации совместного предприятия Ruhr Oel путем разделения долей в четырех нефтеперерабатывающих заводах и сопутствующей инфраструктуры на территории Германии между участниками. В январе 2016 года «Роснефть» и ВР объявили о подписании юридически обязывающего Соглашения о расформировании СП Ruhr Oel в рамках процесса реструктуризации. В феврале 2016 года Еврокомиссия одобрила сделку по разделу активов компаний. 29 декабря 2016 года «Роснефть» и BP объявили о завершении сделки по расформированию СП Ruhr Oel. Договоренности вступили в силу 1 января 2017 года. По итогам процесса реструктуризации «Роснефть» напрямую стала акционером и увеличила свои доли участия в НПЗ Bayernoil — до 25% (с 12,5%); MiRO — до 24% (с 12%); PCK Raffinerie — до 54,2% (с 35,4%). ВР в свою очередь консолидировала 100% долей в НПЗ Gelsenkirchen и предприятии по производству растворителей DHC Solvent Chemie. В начале 2020 года «Роснефть» увеличила свою долю участия в НПЗ Bayernoil — до 28,57%.
Местоположение | Название | Компания — собственник | Мощность, млн т/год |
---|---|---|---|
Карлсруэ | MiRO |
Shell — 32,25%, Esso — 25,00%, «Роснефть» — 24,00%, Phillips 66 — 18,75% |
14,9 |
Гельзенкирхен | Gelsenkirchen | ВР — 100% | 12,8 |
Шпергау | TOTAL Raffinerie Mitteldeutschland | Total — 100% | 12,0 |
Шведт | PCK Raffinerie |
«Роснефть» — 54,17%, Shell — 37,5%, Eni — 8,33% |
11,5 |
Фобург-ан-дер-Донау | Bayernoil Raffineriegesellschaft |
Varo Energy — 50,43%, «Роснефть» — 28,57%, Eni — 20% |
10,3 |
Кёльн | Rheinland Raffinerie Werk Godorf | Shell — 100% | 9,3 |
Весселинг | Rheinland Raffinerie Werk Wesseling | Shell — 100% | 7,3 |
Гамбург | Holborn Europa Raffinerie | Holborn Investment Company (Tamoil) — 100% | 5,2 |
Ингольштадт | Gunvor RAFF. INGOLSTADT GMBH2 | Gunvor — 100% | 5,0 |
Линген | Erdöl-Raffinerie Emsland | BP — 100% | 4,7 |
Хайде | Raffinerie Heide GmbH | Klesch Group — 100% | 4,2 |
Бургхаузен | OMV Deutschland | OMV — 100% | 3,7 |
Харбург (завод базовых масел) | Harburg | Nynas — 100% | 1,8 |
По данным Ассоциации предприятий нефтяной промышленности Германии
Производство и потребление нефтепродуктов
В 2018 году производство нефтепродуктов в Германии составило 100,7 млн т (–4,1% к уровню 2017 года). В структуре производства преобладают: дизельное топливо (31,3% в 2018 году), авто бензин (19,3%), печное топливо (10,1%), нафта (6,3%), авиакеросин (5,1%), мазут (5,1%), битум (4,1%).
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
104,9 | 103,3 | 104,4 | 101,4 | 100,3 | 102,6 | 103,8 | 105,0 | 100,7 |
По данным Федерального ведомства экономики и экспортного контроля Германии
Потребление нефтепродуктов в 2018 году составило 107,0 млн т (–4,9% к 2018 году).
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Итого: | 109,3 | 109,2 | 111,5 | 109,2 | 109,5 | 109,8 | 112,5 | 107,0 |
в т. ч. | ||||||||
автобензин | 19,6 | 18,5 | 18,4 | 18,5 | 18,3 | 18,2 | 18,3 | 17,8 |
дизтопливо | 33,0 | 33,7 | 34,8 | 35,6 | 37,0 | 37,9 | 38,7 | 37,5 |
мазут (включая печное топливо) | 23,1 | 23,5 | 24,3 | 21,1 | 21,4 | 18,7 | 18,9 | 15,1 |
прочие | 33,6 | 33,5 | 34,0 | 34,0 | 32,8 | 35,0 | 36,6 | 36,6 |
По данным Федерального ведомства экономики и экспортного контроля Германии
Импорт и экспорт нефтепродуктов
Германия является нетто-импортером нефтепродуктов. В 2018 году в товарной структуре импорта преобладали: дизельное топливо (37,3%), нафта (17,7%), авиационный керосин (16,2%), печное топливо и мазут (7,4%), автомобильный бензин (4,0%). Основными поставщиками нефтепродуктов на рынок Германии в 2018 году, по данным UN Comtrade, были Нидерланды (40,2%), Россия (19,3%) и Бельгия (15,7%).
В 2018 году Германия поставляла нефтепродукты главным образом в Нидерланды (21,7%), Австрию (16,0%), Швейцарию (15,6%), Польшу (8,7%), Чехию (8,0%).
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Экспорт | 17,98 | 18,03 | 18,69 | 20,22 | 21,24 | 22,30 | 22,83 | 23,51 | 22,65 |
Импорт | 35,57 | 32,98 | 32,20 | 37,65 | 37,04 | 37,44 | 38,76 | 41,06 | 40,34 |
По данным Федерального ведомства экономики и экспортного контроля Германии
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2,85 | 2,79 | 2,61 | 2,36 | 2,36 | 2,43 | 2,85 | 2,32 | 1,71 |
По данным Федерального ведомства экономики и экспортного контроля Германии
Транспортная инфраструктура
Протяженность магистральных нефтепроводов на территории Германии составляет 3 380 километров. Единой системы нефтепроводов в стране не создано: на северо-востоке, северо-западе и юге Германии функционируют изолированные системы трубопроводной транспортировки нефти.
В северо-восточной Германии в г. Шведт расположена конечная точка северной ветки нефтепровода «Дружба», ведущего из России, пропускной способностью 20,0 млн т в год. Нефтепровод MVL соединяет нефтеналивной терминал в г. Росток с НПЗ в г. Шведт и г. Шпергау. Участок Шведт — Росток протяженностью 200 км имеет пропускную способность 6,8 млн т в год. По участку Шведт — Шпергау протяженностью 340 км может транспортироваться до 13,5 млн т нефти в год.
В северо-западной Германии эксплуатируются три основных нефтепровода: NDO («Северогерманский нефтепровод»), NWO («Северо-западный нефтепровод») и RRP («Нефтепровод Роттердам — Рейн»). NDO протяженностью 145 км и пропускной способностью 8,0 млн т в год соединяет нефтеналивные терминалы Вильгельмсхафена с 2 НПЗ Гамбурга. По нефтепроводу NWO протяженностью 390 км и пропускной способностью 15,5 млн т в год осуществляется транспортировка нефти из Вильгельмсхафена на НПЗ в городах Линген, Гельзенкирхен, Кёльн и Весселинг. Нефтепровод RRP протяженностью 320 км и пропускной способностью 36,0 млн т в год соединяет крупнейший в Европе нефтеналивной терминал Роттердама (Нидерланды) с немецкими НПЗ в городах Гельзенкирхен, Кёльн и Весселинг.
Нефть на НПЗ южной Германии поступает с нефтеналивных терминалов Средиземного моря, расположенных во Франции и Италии. Нефтепровод SPSE («Южно-Европейский нефтепровод») протяженностью 770 км и пропускной способностью 35,0 млн т в год соединяет французские нефтеналивные терминалы Фос-сюр-Мер и Лавера (район г. Марсель) с НПЗ в г. Карлсруэ. Нефтепровод TAL («Трансальпийский нефтепровод») протяженностью 760 км и пропускной способностью 37,0 млн т в год соединяет нефтеналивные терминалы Триеста с НПЗ в баварских городах Ингольштадт и Бургхаузен. Участок TAL также соединяет НПЗ в Ингольштадте и Карлсруэ и имеет протяженность 270 км и пропускную способность 14 млн т в год.
Нефтепровод MERO связывает немецкий г. Фобург-ан-дер-Донау (где он соединен с нефтепроводом TAL) и чешский г. Нелагозевес. MERO имеет протяженность 344 км и пропускную способность 10,0 млн т в год.
Протяженность магистральных продуктопроводов на территории Германии составляет 3 840 километров. Из них 2 050 км приходится на продуктопроводную систему, построенную в 1953 году для снабжения вооруженных сил НАТО в Европе: North European Pipeline System (NEPS; проходит по территории Германии и Дании) и Central European Pipeline System (CEPS; на территории Германии, Нидерландов, Бельгии, Франции и Люксембурга).
По системе CEPS осуществляется транспортировка авиационного керосина, дизельного топлива и прямогонного бензина. Общая протяженность системы (включая участки за пределами Германии) — 5,1 тыс. км, диаметр трубопроводов — от 150 до 300 мм, суммарная емкость 34 резервуарных парков НАТО — 1,1 млн кубометров. В настоящее время системы NEPS и CEPS, помимо обслуживания авиабаз НАТО, также используются в коммерческих целях для снабжения гражданских аэропортов.
Крупнейший коммерческий продуктопровод на территории Германии — RMR («Рейн — Майн») протяженностью 525 км и пропускной способностью 12,5 млн т в год. Продуктопровод соединяет терминалы Роттердама (Нидерланды) с нефтеперерабатывающими и нефтехимическими предприятиями западной Германии (конечная точка RMR в Германии — г. Людвигсхафен). Собственниками продуктопровода являются Shell — 63%, BP — 35% и ExxonMobil — 2%. По трубопроводу осуществляется транспортировка дизельного топлива, авиационного керосина и прямогонного бензина.
Продуктопровод RRB протяженностью 440 км и пропускной способностью 1,6 млн т в год соединяет терминалы Ростока с нефтехимическими предприятиями в городах Лойна и Бёлен.