Транспортировка нефти
Транспортировка нефти по системе магистральных нефтепроводов Украины осуществляется компанией «Укртранснафта». По итогам 2018 года объем транспортировки составил 15,4 млн т нефти (–3,8% к 2017 году), в том числе для нужд Украины — 2,1 млн т (+0,2%).
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Транспортировка — итого: | 38,5 | 31,1 | 27,5 | 17,2 | 17,6 | 16,9 | 16,8 | 15,2 | 16,0 | 15,4 |
в том числе для нужд Украины | 9,4 | 11,00 | 9,7 | 2,7 | 2,0 | 1,8 | 1,6 | 1,4 | 2,1 | 2,1 |
В управлении «Укртранснафты» находится 19 магистральных нефтепроводов (в том числе «Дружба» и «Одесса — Броды») суммарной протяженностью 3506,6 км (в одну нитку — 4767,1 км), 51 НПС и морской нефтеналивной терминал «Южный». Мощность нефтепроводов Украины на входе составляет 114,0 млн т в год, на выходе — 56,3 млн т в год.
Параметр | Единица измерения | Значение |
---|---|---|
Количество нефтепроводов | шт. | 19 |
Протяженность нефтепроводов в одну нить | км | 4 767,1 |
Протяженность нефтепроводов по трассе | км | 3 506,6 |
Количество НПС | шт. | 51 |
Номинальная емкость резервуарных парков | тыс. куб. м | 1 083 |
Пропускная способность нефтепровода «Одесса — Броды» протяженностью 674 км и диаметром 1020 мм составляет 9 млн т в год. Терминал «Южный» способен обрабатывать 14,5 млн т нефтеналивных грузов в год, дедвейт обслуживаемых танкеров — до 150 тыс. тонн. Нефтепровод, построенный в 2001 году, простаивал в течение 3 лет. В 2004 году он начался использоваться в реверсном режиме для поставок российской нефти в МНТ «Южный». В конце 2010 года и в 2011 году трубопровод эксплуатировался в аверсном режиме для поставок нефти на Мозырский НПЗ в Белоруссии.
С 1990‑х годов рассматривается проект продления нефтепровода «Одесса — Броды» до польского г. Плоцк для осуществления поставок в Польшу каспийской нефти. Протяженность выбранного маршрута «Броды — Адамова Застава» — 377 км (в том числе 120 км — на территории Украины, 257 км — в Польше). Для реализации проекта в 2004 году создано совместное украинско-польское предприятие «Сарматия». В 2007 году в состав СП вошли Азербайджан (24,75%), Грузия (24,75%) и Литва (1%) за счет сокращения доли Украины и Польши до 24,75%. В марте 2012 года компанией было завершено технико-экономическое обоснование проекта; в ноябре 2012 года Азербайджан подтвердил свою готовность обеспечить загрузку трубопровода; в октябре 2013 года Польша перевела данный проект из категории основных в категорию резервных. В настоящее время проект заморожен.
Транзит нефти
Нефтепроводы «Укртранснафты» используются для транспортировки нефти России в страны Дальнего Зарубежья (ранее — и для поставки нефти в морские порты Южный (до 2011 года) и Одесса (до 2010 года), для транзита казахской нефти, а также для обеспечения нефтяным сырьем Мозырского НПЗ в Белоруссии (в ноябре 2010 года и в 2011 году).
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Транзит — итого: | 29,1 | 20,1 | 16,8 | 14,6 | 15,6 | 15,0 | 15,2 | 13,8 | 13,9 | 13,3 |
в том числе по МН «Дружба» | 25,5 | 20,1 | 16,8 | 14,6 | 15,6 | 15,0 | 15,2 | 13,8 | 13,9 | 13,3 |
по «ПМН» | 3,6 | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
По итогам 2018 года транзит нефтяного сырья по системе магистральных нефтепроводов Украины составил 13,3 млн т (–4,3% к уровню 2017 года). Доля российской нефти в структуре транзита — 100%.
Страна-поставщик | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Россия | 23,4 | 19,7 | 16,8 | 14,6 | 15,6 | 15,0 | 15,2 | 13,8 | 13,9 | 13,3 |
Казахстан | 5,7 | 0,3 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
В 2010–2018 годах транзит нефти осуществлялся только дочерним филиалом Магистральные нефтепроводы «Дружба» ПАО «Укртранснафта», в управлении которого находятся украинский участок нефтепровода «Дружба», нефтепровод «Одесса — Броды» и морской нефтеналивной терминал «Южный». Транзит российской и казахстанской нефти филиалом «Приднепровские магистральные нефтепроводы» в морской порт Одесса прекратился в 2009 году в связи с началом реверсной эксплуатации участка «Одесса — Кременчуг» для обеспечения импортным нефтяным сырьем Кременчугского НПЗ.
Основные направления транзита российской нефти по территории Украины в 2018 году — Словакия (5,2 млн т), Венгрия (4,1 млн т), Чехия (4,0 млн т). Кроме того, магистральные нефтепроводы Украины до 2007 года включительно использовались для транзита российской нефти в Новороссийск, до 2008 года — в Одессу и до 2011 года — на терминал «Южный».
В 2010 году трубопроводный транзит казахстанской нефти через Украину производился только в направлении Словакии в течение первых двух месяцев и был прекращен в связи с повышением транзитных ставок компанией «Укртранснафта». В течение 2011–2013 годов транзит казахстанской нефти с нефтегазовых месторождений возобновлен не был. В 2014 году осуществлялся реэкспорт российских компаний из ресурсов Казахстана (0,1 млн т — в Чехию). В 2015–2018 годах транзит казахстанской нефти не осуществлялся.
Транзит нефти в Белоруссию в ноябре 2010 года осуществлялся в рамках пробной эксплуатации в реверсном режиме нефтепровода «Одесса — Броды» и в реверсном — одной из линий нефтепровода «Дружба» для прокачки нефти сорта Юралс с МНТ «Южный» на Мозырский НПЗ в Белоруссии.
В феврале 2011 года в соответствии с Соглашением между «Укртранснафтой» и «Белорусской нефтяной компанией» от 29 октября 2010 года о ежегодном транзите 4 млн т нефти по данному маршруту началась прокачка легкой азербайджанской нефти (поставляется в рамках своповых операций между «БНК» и SOCAR в обмен на венесуэльскую нефть). Суммарный объем прокачки за 2011 год — 1,0 млн тонн. В 2012–2018 годах трубопроводные поставки азербайджанской нефти в Белоруссию не производились.
С апреля 2010 года по территории Украины производился железнодорожный транзит венесуэльской нефти, поступающей в порт Одесса, для Мозырского НПЗ. Объем поставок в 2012 году — около 0,3 млн тонн.