Проект «Пайяха» считается одним из самых привлекательных в Восточной Сибири. В течение пяти лет им занимается компания «ННК-Таймырнефтегаздобыча» (входит в структуру «Нефтегазхолдинга»).
Пайяхское месторождение, включающее шесть блоков на полуострове Таймыр, называют вторым Самотлором. Находится оно в Красноярском крае в районе реки Енисей. Утвержденные запасы (нефть газ) здесь небольшие: на начало 2018 года по категории С1+С2 они составляли 163,1 млн т нефти и 7,5 млрд куб. м газа. Международный аудит оценил доказанные и вероятные запасы (категория 2P) — 266 млн т нефти. Однако геологи, работавшие на проекте, считают, что на самом деле ресурсная база месторождения гораздо выше зафиксированных цифр. Уже в среднесрочной перспективе по результатам геологоразведочных работ (ГРР) и разведочного бурения запасы «Пайяхи» превысят 1 млрд т, а годовой уровень добычи (добыча нефти) при выходе на полку может составить 50 млн т нефти. В настоящее время подготовлены материалы для постановки в ГКЗ на баланс запасов 600 млн т нефти.
Вкратце
Пайяхское месторождение расположено в Таймырском Долгано-Ненецком районе Краснодарского края в 130 км от районного центра Дудинки. До ближайшего аэропорта, который находится в Норильске, 195 километров.
Нужны преференции
Недавно президент и владелец компании «Нефтегазхолдинг» («НГХ») Эдуард Худайнатов в письме к заместителю председателя правительства РФ — полномочному представителю президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрию Трутневу обратился с просьбой оказать содействие в принятии правительством мер поддержки проекту. Он попросил освободить «Пайяху» от уплаты налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), ввести налоговый вычет на геологоразведочные работы, а также субсидировать процентную ставку по кредитам. Кроме того, глава «НГХ» надеется получить финансирование из государственного бюджета строительства международного пункта пропуска в бухте Север. Планируется, что через него на экспорт будет направляться не только пайяхинская нефть, но и объемы углеводородов с Ванкорского кластера «Роснефти» — месторождений Сузунского, Тагульского и Лодочного. Также необходимо обеспечить государственное регулирование тарифов на проход ледоколов от порта.
Согласно расчетам «НГХ», добыча на Пайяхинском месторождении начнется в 2023 году и составит 0,5 млн т нефти, к 2030 году компания планирует добывать 26 млн тонн. Как показали исследования, нефть здесь малосернистая, маловязкая. По мнению экспертов, ее премия к Brent может составить $3–4 за баррель. Согласно логистической схеме, ее будут направлять на экспорт по Северному морскому пути (СМП).
Рожденное в 90‑х
Пайяхское месторождение открыли в 1990 году. Геологи обследовали участок в Красноярском крае за Полярным кругом. На правом берегу Енисея в центре Енисей-Хатангского регионального прогиба заложили скважину № 1. Во время проведения сейсмических работ на буровой был получен фонтанирующий приток нефтяной смеси мощностью 30 куб. м в сутки. Исследования показали, что на глубине 3,5 км находятся два нефтеносных пласта.
Полученные данные позволили начать обустройство месторождения в 1994 году. Для проведения геологоразведочных работ из госбюджета было выделено финансирование. Буровики приступили к строительству разведочной скважины «Пайяха-6». Но финансирование вскоре прекратилось, бурение пришлось остановить, скважину законсервировать.
К дальнейшим работам на Пайяхском месторождении приступили только в 2009 году. После победы в тендере владельцем перспективного участка стала компания «Пайяха». В качестве подрядчика выступила «дочка» нефтесервисного предприятия «Римера» — «Таймырнефтеразведка». Строительство возобновилось: на площадку доставили комплект бурового оборудования и материалов для обеспечения работы бригады бурильщиков, проложили зимник. Подготовительные мероприятия по скважине показали, что из‑за вечной мерзлоты сильно повреждена обсадная колонна. Недостатки были ликвидированы: обсадные трубы заменили, произвели цементирование колонны. Отремонтированную скважину еще раз проверили на герметичность.
В 2013 году «Пайяха» была присоединена к «Независимой нефтегазовой компании» («ННК»), соответственно и Пайяхское месторождение сменило хозяина. «ННК» впоследствии была переформатирована в «Нефтегазхолдинг», в состав которого вошла «ННК-Таймырнефтегаздобыча».
Поначалу планировалось, что разработка актива начнется в 2016 году, но из‑за неблагоприятной экономической ситуации работы начались позже. В настоящее время на участке пробурено 12 поисково-разведочных скважин. Бурение еще трех будет завершено в текущем году.
Пайяхское месторождение относят к категории труднодоступных, поскольку освоение его происходит в условиях бездорожья. Оборудование и иные грузы в основном доставляют по рекам.
Вкратце
Юрий Трутнев, заместитель председателя правительства РФ — полномочный представитель президента России в Дальневосточном федеральном округе
«В Арктике надо создавать единую систему преференций для всех новых реализуемых инвестпроектов. Режим налоговых каникул может стать базовым предложением по Арктике. Кроме того, обсуждается механизм налогового вычета по вложению в геологоразведку и еще много всего другого».
Транспортировка судами с повышенной грузоподъемностью из‑за большой осадки в логистических схемах участвуют ограниченно: с конца июня по начало июля. Флот с небольшой осадкой может работать весь период навигации, то есть с июня по октябрь. Выгрузка производится на специально подготовленной площадке у поселка Мунгуй. Сам поселок практически заброшен. В зимний период месторождение снабжается по зимнику (временной ледово-снежной дороге).
Серьезные намерения
Как известно, в майских указах президента особая роль отведена развитию Северного морского пути. К 2024 году грузопоток по СМП должен составить не менее 80 млн т в год.
В конце 2018 года, по расчетам министерства природных ресурсов и экологии РФ, подтверждалось всего 52 млн т планируемых грузов. В основном их связывали с проектами «НОВАТЭКа» по производству сжиженного природного газа (СПГ).
Новый прогноз Минприроды оказался гораздо оптимистичнее: объем грузопотока по Северному морскому пути к 2024 году достигнет 82 млн тонн. В расчете были учтены 5 млн т лесоматериалов и грузов обеспечения, а также нефть с Ванкорского кластера (месторождения Сузунское, Тагульское и Лодочное разрабатываются «Роснефтью») и с проекта «Пайяха». Ожидается, что в 2024 году с этих проектов на СМП поступит около 15 млн т нефти, из них на Пайяхское месторождение отведено 5 млн тонн.
Как считают аналитики, при определенных условиях «Пайха» может достичь не меньшей эффективности, чем проекты «НОВАТЭКа» на Ямале.
К 2025 году в устье Енисея будет сооружен нефтеналивной терминал Таналау мощностью 7,5 млн т, через который планируется осуществлять транспортировку добытой на проекте нефти. С увеличением добычи построят второй терминал. Не исключено также, что на Таймыре сформируют новый центр по производству сжиженного природного газа. Возможность строительства СПГ-завода всерьез рассматривают в «ННК-Таймырнефтегаздобыча».
Проект «Пайяха» будет способствовать инфраструктурному развитию всего региона. Здесь проложат 647 км автомобильных дорог и протянут 979 км линий электропередачи, планируется также построить объекты электрической генерации.
Для проекта потребуются 25 танкеров, по десяти из них (танкеры ледового класса ARC-7 дедвейтом 42 тыс. т) имеется принципиальная договоренность о строительстве на судостроительном комплексе «Звезда».
Достичь синергетического эффекта
Заниматься реализацией арктического месторождения в одиночку — накладно и рискованно. Поэтому руководство «Нефтегазхолдинга» и «Роснефти» договариваются о совместной работе на проекте. В частности, решено, что освоением Западно-Иркинского участка, входящего в проект «Пайяха», займется «Роснефть». Документы на получение соответствующей лицензии подготовлены и направлены на рассмотрение в Роснедра. Конкурсные мероприятия по этому участку будут проведены в 2019 году. Кроме того, «Роснефть» планирует увязать с «Пайяхой» свой Ванкорский кластер. Для этого госкомпания совместно с «НГХ» планирует построить 600 км трубопровода мощностью 25–50 млн т в год до бухты Север. В дальнейшем добытая нефть будет направляться заказчикам по Северному морскому пути.
Наша справка
Налоговые преференции по проектам в Арктике поддерживает Минприроды, которое разработало законопроект о введении налогового вычета из налога на прибыль в сумме потраченных на геологоразведку средств с коэффициентом 1,5–3,5 (на этот коэффициент умножаются затраты и вычитаются из налога на прибыль) — в зависимости от расположения месторождений. Для шельфовых и арктических месторождений предлагался коэффициент 3,5. Пока этот законопроект не принят. В декабре 2018 года глава Минприроды Дмитрий Кобылкин говорил, что ведомство готовит изменения в законодательство, направленные на привлечение инвестиций в геологоразведку: «Среди них — вычеты затрат на геологоразведку с повышающим коэффициентом из налога на прибыль».
Сотрудничество при разработке «Пайяхи» предложено также английской компании ВР, которой принадлежит 19,5% в «Роснефти».
Согласно расчетам, стоимость проекта на Таймыре при выходе его на максимальный объем добычи в 2030 году составит $40 миллиардов. Срок окупаемости проекта — девять лет, а после запуска добычи — четыре года.
В октябре 2017 года компания «ННК-Таймырнефтегаздобыча» договорилась о сотрудничестве с итальянским банком Intesa, который не только поможет структурировать проект и найти финансовых партнеров, но и, возможно, поучаствует в инвестировании.
А пока глава «НГХ» Эдуард Худайнатов старается получить преференции от государства, тем более что все основания для этого имеются.